Для ПСО характерно одновременное функционирование разнообразных типов, видов и подвидов ПТП (пространственная структура). В отечественной литературе традиционно выделяются ПТД государственных органов, санкционирование государством актов негосударственных организаций, непосредственное правотворчество народа (референдум) [18. С. 324-325; 19. С. 218-223; 20. С. 122; 21. С. 95-126].
На наш взгляд, ПТП гораздо богаче и разнообразнее.
1. В зависимости от субъектов можно выделять ПТП государственных и негосударственных органов. В настоящее время в российской ПСО ПТП, например, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и т.п. играет значительную роль в регулировании общественных отношений. В большинстве случаев здесь вряд ли уместно говорить о санкционированном правотворчестве. В англосаксонской, мусульманской и некоторых других правовых семьях большое распространение имеет ПТП судебных органов.
2. По объему (уровню и т.п.) правотворческих полномочий субъектов можно вести речь о ПТП Государственной Думы РФ, Президента РФ, Правительства РФ, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.
|
|
3. Очень близким, но имеющим самостоятельное значение, представляется деление на законодательную и иную ПТП. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ ФЗ принимаются только Государственной Думой РФ. Подзаконные нормативные акты федерального значения издают Президент РФ, Правительство РФ и т.д.
Представительные органы субъектов Федерации издают законы (республиканские, областные и т.п.), а исполнительные органы – постановления, указы и иные подзаконные нормативные акты (подробнее о ПТП субъектов РФ см. [24; С. 192]).
4. Следует различать первичную и правоконкретизирующую ПТП. Так, первичной следует считать практику принятия ГК РФ. Изданный же на основе ГК РФ ФЗ “Об акционерных обществах” является примером правоконкретизирующей ПТП. Последняя выражается в создании правовых предписаний, которые развивают, детализируют, уточняют, “понижают” степень формальной определенности более общих норм. В тех случаях, когда правотворческий орган задерживается с изданием конкретизирующих актов, возникают затруднения с реализацией исходного, первичного акта.
5. По характеру изменений в сфере правового регулирования необходимо выделять правообразующую, правоизменяющую и правопрекращающую практику.
6. Важное теоретическое и практическое значение имеет разграничение на кодифицирующую и текущую ПТП. Первая направлена на упорядочение, систематизацию, весьма основательную и существенную переработку действующего законодательства и создание на его основе единого, цельного, нового кодифицированного акта (ГК РФ, УПК РФ и т.д.). Текущая ПТП связана с решением текущих задач, стоящих перед обществом, необходимостью оперативно откликаться на “потребности дня”, постоянно регулируя тем самым разнообразные сферы общественной жизни.
|
|
7. По способам принятия правотворческих решений можно выделять ПТП коллегиальных органов (Правительства РФ и т.п.) и ПТП, основанную на единоначалии (издание указов Президентом и т.п.).
Все авторы в качестве самостоятельного вида ПТП выделяют референдум (общероссийский, местный и т.п.), считая его “непосредственным правотворчеством народа”. Положение о “непосредственном правотворчестве народа” несколько преувеличено и выражает скорее эмоциональную, чем реальную и научную его оценку.
На наш взгляд, здесь речь идет о смешанном общественно-государственном типе ПТП. Дело в том, что, во-первых, инициаторами проведения референдума выступают как государственные органы, так и представители общественности (чаще первые); во-вторых, вся ПТД, по сути дела, сосредоточена в государственных органах; в-третьих, соответствующий проект выносится на голосование компетентным государственным органом. Население же только участвует в голосовании по проекту путем утвердительного или отрицательного ответа на поставленные вопросы, не имея возможности внести в этот проект какие-либо изменения. Как свидетельствует международный правовой опыт, проведение референдумов – это, пожалуй, наименее эффективный тип ПТП.
Мы рассмотрели основные типы ПТП. В каждом из них можно выделить отдельные виды и подвиды. ПТП государственных органов, например, разграничивается на правотворчество представительных и исполнительных органов (виды). В рамках регламентирующего (административного) правотворчества следует различать ведомственную ПТП и ПТП местных органов исполнительной власти (подвиды).