В Ветхом Завете священники утверждались Богом для совершения жертвоприношений. Кроме того, они возносили молитвы и хвалы Богу от имени народа. Этим они «освящали» народ, делая его достойным вступления в Божественное присутствие, правда, с определенными ограничениями. В Новом Завете нашим великим Первосвященником стал Иисус. Эта тема всесторонне раскрыта в Послании к Евреям, где Иисус предстает перед нами в роли Священника.
/. Иисус приносит истинную жертву за г/>ех. Жертвой, которую Иисус принес за грехи, была не кровь животных, таких, как тельцы и козлы: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Вместо этого Иисус принес Самого Себя, как истинную жертву: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26). Это была совершенная и окончательная жертва, которой не суждено повториться, — тема, часто акцентируемая автором Послания к Евреям (см. 7:27; 9:12,24—28; 10:1,2,10,12,14; 13:12). Таким образом, в Иисусе исполнились все
|
|
Глава 28. Должности Христа
надежды, которые были связаны не только с ветхозаветными жертвами, но и с жизнью и действиями священников, приносивших их: Он был и жертвой, и Священником, совершавшим жертвоприношение. Ныне мы имеем в лице Иисуса «Первосвященника великого, прошедшего небеса» (Евр. 4:14), Который предстает «за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24), ибо Он принес жертву, которая навсегда покончила с необходимостью совершать какие-либо жертвоприношения.
2. Иисус постоянно открывает нам доступ к Богу. Ветхозаветные священ
ники не только совершали жертвоприношения, но и символически вступали
время от времени в Божественное присутствие от имени народа. Но Иисус
делает гораздо больше. Будучи нашим великим Первосвященником, Он
постоянно вводит наев Божественное присутствие, вследствие чего мы боль
ше не нуждаемся в посещении Иерусалимского храма или в наличии священ
ства, стоящего между нами и Богом. При этом Иисус входит не во внутрен
нюю часть (святая святых) земного Иерусалимского храма, а в небесный эк
вивалент святая святых, в присутствие Самого Бога на небе (Евр. 9:24).
Поэтому мы имеем надежду, «которая для души есть как бы якорь безопас
ный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас
вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек» (Евр. 6:19,20). Это озна
чает, что мы имеем огромное преимущество по сравнению с теми, кто жил во
времена Ветхого Завета. Они не имели права входить дЪже в первое помеще
ние храма, «святое», ибо туда имели доступ только священники. А во внут
реннее помещение храма, святая святых, мог входить только первосвящен
ник, да и то лишь один раз в году (Евр. 9:1—7). Но когда Иисус принес истин
ную жертву за грехи, завеса, отделявшая в храме святая святых, разорвалась
сверху донизу (Лк. 23:45), символизируя этим земным событием, что смерть
Иисуса открыла доступ к Богу на небе. Вот почему автор Послания к Евреям
может дать всем верующим это удивительное напутствие:
|
|
Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса... и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:19—22).
Иисус открыл нам доступ к Богу, чтобы мы могли постоянно входить в Божественное присутствие без страха, но с «дерзновением» и с «полною верою».
3. Иисус как Священник постоянно молится за нас. Другой обязанностью
священников в Ветхом Завете было вознесение молитв от имени народа. Ав
тор Послания к Евреям говорит, что Иисус исполняет и эту функцию: «Посе
му и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив,
чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). На это указывает и Павел, гово
ря, что Христос Иисус «ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).
710 _______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
Некоторые утверждают, что акт священнического ходатайства свидетельствует только о пребывании Иисуса перед лицом Отца в качестве постоянного напоминания о том, что Он расплатился за наши грехи. Согласно этому воззрению, Иисус не передает Богу-Отцу молитвы о наших нуждах, а «ходатайствует» только в том смысле, что пребывает перед лицом Бога как представляющий нас Первосвященник.
Думается, однако, что эта точка зрения противоречит характеру языка, использованного в Рим. 8:34 и Евр. 7:25. В обоих случаях глагол «ходатайствовать» является переводом греческого понятия 'evxv^%bv(i). Это слово означает не просто «выступать в качестве чьего-то представителя перед другим лицом», а имеет вполне определенный смысл — «обращаться к кому-либо с просьбой». Например, Фест использует это слово, обращаясь к царю Агрип-пе: «Вы видите того, против которого все множество Иудеев приступали ко мне» (Деян. 25:24). Павел также использует это слово по отношению к Илии, который «жалуется Богу на Израиля» (Рим. 11:2). В каждом из этих примеров просьбы весьма конкретны, и просители выступают не просто как «представители»4.
Таким образом, мы приходим к заключению, что и Павел, и автор Послания к Евреям говорят о том, что Иисус постоянно пребывает перед лицом Бога, чтобы передавать Ему конкретные просьбы от нашего имени. Это такая роль, которую может исполнять только Иисус, как Богочеловек. Хотя Бог может заботиться обо всех наших нуждах путем непосредственного наблюдения (Мф. 6:8), в отношениях с человеческим родом Богу угодно действовать в ответ на молитвы, вероятно, по той причине, что проявляемая в молитвах вера прославляет Его. Молитвы мужчин и женщин, созданных по Его образу, доставляют Богу особую радость. Во Христе за нас молится и тем самым постоянно прославляет Бога истинный, совершенный человек. Благодаря этому человечество возносится на небывалую высоту: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).
Но если бы Иисус обладал только человеческой природой, Он, разумеется, не смог бы быть великим Первосвященником для Своего народа во всем мире. Он бы не слышал молитв людей, живущих слишком далеко, или молитв, произносимых про себя. Он бы не слышал все молитвы одновременно (ибо на земле в каждый отдельный момент Ему молятся миллионы людей). Поэтому, чтобы быть совершенным Первосвященником, ходатайствующим
4 Примеры использования слова Ь>%щ%6а?а> в значении «обращаться с просьбой» встречаются и в литературе вне Нового Завета. См., напр.: Прем. 8:20 («Я обратился к Господу и молился Ему»); 1 Мак. 8:32; 3 Мак. 6:34 («Потом они предстали царю и просили отпустить их в домы); 1 Клим. 56:1; Послание Поликарпа Филиппинцам 4:3; Иосиф Флавий, «Иудейские древности», 12:18; 16:170 (иудеи Киринеи жалуются Марку Агриппе на людей, незаконно собирающих налоги). Можно найти и другие примеры (ср. также: Рим. 8:27, где использовано родственное слово, ст. 26).
|
|
____________________ Глава 28. Должности Христа _________________ 711
за нас, Ему необходимо быть не только человеком, но и Богом. Ему необходимо быть Тем, чья божественная природа позволяет знать все и сообщать обо всем Богу. Но, поскольку Он стал человеком и продолжает оставаться человеком, у Него есть право представлять нас перед Богом, и Он может выражать Свои просьбы с точки зрения сострадательного Первосвященника, знающего по собственному опыту, как нам нелегко.
Следовательно, Иисус — единственный во всей вселенной и в вечности, Кто способен быть небесным Первосвященником, — истинным Богом и истинным человеком, вознесенным навеки над миром.
Мысль о том, что Иисус постоянно молится за нас, служит нам великой поддержкой. Он постоянно молится за нас в согласии с волей Отца, поэтому мы знаем, что Его просьбы будут удовлетворены. Беркхоф говорит:
Какое утешение знать, что Христос молится за нас, даже если мы проявляем нерадивость в своей молитвенной жизни, что Он представляет Отцу наши духовные нужды, которые мы не осознаем или забываем упомянуть в своих молитвах, и что Он молится о нашей защите от опасностей, о которых мы даже не подозреваем, и от врагов, угрожающих нам, хотя мы их не замечаем. Он молится, чтобы наша вера не оскудевала и чтобы в конце мы вышли победителями5.