Б. Христос как Священник

В Ветхом Завете священники утверждались Богом для совершения жерт­воприношений. Кроме того, они возносили молитвы и хвалы Богу от имени народа. Этим они «освящали» народ, делая его достойным вступления в Бо­жественное присутствие, правда, с определенными ограничениями. В Новом Завете нашим великим Первосвященником стал Иисус. Эта тема всесторон­не раскрыта в Послании к Евреям, где Иисус предстает перед нами в роли Священника.

/. Иисус приносит истинную жертву за г/>ех. Жертвой, которую Иисус при­нес за грехи, была не кровь животных, таких, как тельцы и козлы: «Ибо не­возможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Вмес­то этого Иисус принес Самого Себя, как истинную жертву: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26). Это была совершенная и окончательная жертва, которой не суждено повто­риться, — тема, часто акцентируемая автором Послания к Евреям (см. 7:27; 9:12,24—28; 10:1,2,10,12,14; 13:12). Таким образом, в Иисусе исполнились все


Глава 28. Должности Христа



надежды, которые были связаны не только с ветхозаветными жертвами, но и с жизнью и действиями священников, приносивших их: Он был и жертвой, и Священником, совершавшим жертвоприношение. Ныне мы имеем в лице Иисуса «Первосвященника великого, прошедшего небеса» (Евр. 4:14), Ко­торый предстает «за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24), ибо Он принес жертву, которая навсегда покончила с необходимостью совершать какие-либо жертвоприношения.

2. Иисус постоянно открывает нам доступ к Богу. Ветхозаветные священ­
ники не только совершали жертвоприношения, но и символически вступали
время от времени в Божественное присутствие от имени народа. Но Иисус
делает гораздо больше. Будучи нашим великим Первосвященником, Он
постоянно вводит наев Божественное присутствие, вследствие чего мы боль­
ше не нуждаемся в посещении Иерусалимского храма или в наличии священ­
ства, стоящего между нами и Богом. При этом Иисус входит не во внутрен­
нюю часть (святая святых) земного Иерусалимского храма, а в небесный эк­
вивалент святая святых, в присутствие Самого Бога на небе (Евр. 9:24).
Поэтому мы имеем надежду, «которая для души есть как бы якорь безопас­
ный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас
вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек» (Евр. 6:19,20). Это озна­
чает, что мы имеем огромное преимущество по сравнению с теми, кто жил во
времена Ветхого Завета. Они не имели права входить дЪже в первое помеще­
ние храма, «святое», ибо туда имели доступ только священники. А во внут­
реннее помещение храма, святая святых, мог входить только первосвящен­
ник, да и то лишь один раз в году (Евр. 9:1—7). Но когда Иисус принес истин­
ную жертву за грехи, завеса, отделявшая в храме святая святых, разорвалась
сверху донизу (Лк. 23:45), символизируя этим земным событием, что смерть
Иисуса открыла доступ к Богу на небе. Вот почему автор Послания к Евреям
может дать всем верующим это удивительное напутствие:

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса... и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:19—22).

Иисус открыл нам доступ к Богу, чтобы мы могли постоянно входить в Бо­жественное присутствие без страха, но с «дерзновением» и с «полною верою».

3. Иисус как Священник постоянно молится за нас. Другой обязанностью
священников в Ветхом Завете было вознесение молитв от имени народа. Ав­
тор Послания к Евреям говорит, что Иисус исполняет и эту функцию: «Посе­
му и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив,
чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). На это указывает и Павел, гово­
ря, что Христос Иисус «ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).


710 _______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе

Некоторые утверждают, что акт священнического ходатайства свидетель­ствует только о пребывании Иисуса перед лицом Отца в качестве постоянно­го напоминания о том, что Он расплатился за наши грехи. Согласно этому воззрению, Иисус не передает Богу-Отцу молитвы о наших нуждах, а «хода­тайствует» только в том смысле, что пребывает перед лицом Бога как пред­ставляющий нас Первосвященник.

Думается, однако, что эта точка зрения противоречит характеру языка, использованного в Рим. 8:34 и Евр. 7:25. В обоих случаях глагол «ходатай­ствовать» является переводом греческого понятия 'evxv^%bv(i). Это слово озна­чает не просто «выступать в качестве чьего-то представителя перед другим лицом», а имеет вполне определенный смысл — «обращаться к кому-либо с просьбой». Например, Фест использует это слово, обращаясь к царю Агрип-пе: «Вы видите того, против которого все множество Иудеев приступали ко мне» (Деян. 25:24). Павел также использует это слово по отношению к Илии, кото­рый «жалуется Богу на Израиля» (Рим. 11:2). В каждом из этих примеров просьбы весьма конкретны, и просители выступают не просто как «предста­вители»4.

Таким образом, мы приходим к заключению, что и Павел, и автор Посла­ния к Евреям говорят о том, что Иисус постоянно пребывает перед лицом Бога, чтобы передавать Ему конкретные просьбы от нашего имени. Это такая роль, которую может исполнять только Иисус, как Богочеловек. Хотя Бог может заботиться обо всех наших нуждах путем непосредственного наблюдения (Мф. 6:8), в отношениях с человеческим родом Богу угодно действовать в от­вет на молитвы, вероятно, по той причине, что проявляемая в молитвах вера прославляет Его. Молитвы мужчин и женщин, созданных по Его образу, до­ставляют Богу особую радость. Во Христе за нас молится и тем самым посто­янно прославляет Бога истинный, совершенный человек. Благодаря этому че­ловечество возносится на небывалую высоту: «Ибо един Бог, един и посред­ник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

Но если бы Иисус обладал только человеческой природой, Он, разумеет­ся, не смог бы быть великим Первосвященником для Своего народа во всем мире. Он бы не слышал молитв людей, живущих слишком далеко, или мо­литв, произносимых про себя. Он бы не слышал все молитвы одновременно (ибо на земле в каждый отдельный момент Ему молятся миллионы людей). Поэтому, чтобы быть совершенным Первосвященником, ходатайствующим

4 Примеры использования слова Ь>%щ%6а?а> в значении «обращаться с просьбой» встречаются и в литературе вне Нового Завета. См., напр.: Прем. 8:20 («Я обратился к Господу и молился Ему»); 1 Мак. 8:32; 3 Мак. 6:34 («Потом они предстали царю и просили отпустить их в домы); 1 Клим. 56:1; Послание Поликарпа Филиппинцам 4:3; Иосиф Фла­вий, «Иудейские древности», 12:18; 16:170 (иудеи Киринеи жалуются Марку Агриппе на людей, незаконно собирающих налоги). Можно найти и другие примеры (ср. также: Рим. 8:27, где использовано родственное слово, ст. 26).


____________________ Глава 28. Должности Христа _________________ 711

за нас, Ему необходимо быть не только человеком, но и Богом. Ему необходи­мо быть Тем, чья божественная природа позволяет знать все и сообщать обо всем Богу. Но, поскольку Он стал человеком и продолжает оставаться челове­ком, у Него есть право представлять нас перед Богом, и Он может выражать Свои просьбы с точки зрения сострадательного Первосвященника, знающе­го по собственному опыту, как нам нелегко.

Следовательно, Иисус — единственный во всей вселенной и в вечности, Кто способен быть небесным Первосвященником, — истинным Богом и ис­тинным человеком, вознесенным навеки над миром.

Мысль о том, что Иисус постоянно молится за нас, служит нам великой поддержкой. Он постоянно молится за нас в согласии с волей Отца, поэтому мы знаем, что Его просьбы будут удовлетворены. Беркхоф говорит:

Какое утешение знать, что Христос молится за нас, даже если мы проявляем нерадивость в своей молитвенной жизни, что Он представ­ляет Отцу наши духовные нужды, которые мы не осознаем или забыва­ем упомянуть в своих молитвах, и что Он молится о нашей защите от опасностей, о которых мы даже не подозреваем, и от врагов, угрожаю­щих нам, хотя мы их не замечаем. Он молится, чтобы наша вера не оску­девала и чтобы в конце мы вышли победителями5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: