Ж. Различение духов и духовная брань

Различение духов — это еще один дар, который лишь однажды упомина­ется в Новом Завете (в перечислении в 1 Кор. 12:10). Однако природа этого дара позволяет нам связать его с другими отрывками, в которых говорится о духовной брани, происходящей между христианами и бесовскими духами. Мы можем определить термин «различение духов» следующим образом: различе­ние духов — это особое умение видеть, когда на человека воздействует Святой Дух, а когда — бесовские духи.

В перспективе истории искупления этот дар также дает определенное представление о будущем веке, когда все тайное, или скрытое, станет явным (Мф. 10:26; ср.: Отк. 20:11—15). Похоже, способность различать духов была раз­вита гораздо сильнее в новозаветный период, чем в ветхозаветный. В Ветхом Завете неоднократно упоминается деятельность бесов, но чаще всего их напад­ки на народ Божий воплощались в военных действиях неверующих народов или в явном искушении поклониться языческим божествам. Поэтому деятель­ность бесов наблюдалась в первую очередь во внешних, физических проявле­ниях и в таких обстоятельствах, с помощью которых сатана добивался своего.

58 Все, что современные пятидесятники и харизматы называют «словом знания» и
«словом мудрости», в точности соответствует определению, данному Павлом для проро­
чества, и потому должно быть расценено как нечто, относящееся к обшей категории
пророчества. Это принесло бы положительные результаты, в силу того что использова­
ние этого дара стало бы подчиняться правилам, установленным Павлом для использова­
ния дара пророчества.

Есть опасность в очень распространенном представлении о том, что «слово мудрос­ти» и «слово знания» — это чудесные дары и что они основаны на особом откровении от Бога. Если в общине действует дар, который Павел определяет как пророчество, но при этом данное явление называется иначе, то оно не подчиняется тем правилам, которые Павел в Новом Завете установил для пророчества. Возможно, в будущем это приведет к неверному использованию этого дара.

59 Более подробно об этих дарах см.: Wayne Grudem, "What is the Real Meaning of a
'Word of Wisdom' and a 'Word of Knowledge'?" in Ministries Today (Jan.-Feb. 1993), p. 60-65.


________________ Глава 52. Новозаветное учение о духовных дарах ______________ 1223

Новозаветный же дар различения духов дает возможность отличить при­сутствие злых духов в жизни человека. Павел знает, что коринфяне прежде «ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:2), также и Иоанн говорит: «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лже­пророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).

Возможно также, что этот дар подразумевает способность различать, ка­кой именно злой дух действует в тот или иной момент, например: дух немощи (Лк. 13:11), прорицательный дух (Деян. 16:16), дух немой и глухой (Мк. 9:25, 29) и дух заблуждения (1 Ин. 4:6). С лексической и грамматической точек зре­ния, ничто не мешает нам считать, что дар «различения духов» включает в себя и такую способность60.

Конечно, до определенной степени деятельность бесов проявляется и внешне, иногда в изречении явно ложных утверждений, касающихся учения (см.: 1 Кор. 12:2,3; 1 Ин. 4:1—6), а иногда в диких и жестоких физических действиях, особенно перед проповедующими христианами (см.: Мк. 1:24; 9:20; Мф. 8:29 и т. д.). Деятельности сатаны присущ разрушительный характер, и человек, на которого оказывает влияние бес, будет оказывать разрушитель­ное влияние на церковь и на окружающих людей, а также на самого себя.

Однако, возможно, есть и более глубокое, субъективное восприятие на духовном и эмоциональном уровне, которое и позволяет определить деятель­ность бесов. Если такая способность развита в ком-то и действует на благо всей церкви, то Павел, несомненно, назвал бы ее даром различения духов61.

В связи с даром различения духов, весьма значим также вопрос о духов­ной брани, рассмотренный в гл. 19 (о сатане и бесах).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Вы когда-нибудь сталкивались с даром пророчества, как оно определено в этой главе? Как вы называли его? Действовал ли этот дар (или нечто схожее с ним) в вашей церкви? Если да, то каковы были благие последствия и опасности? Если нет, то, как вы думаете, был бы полезен этот дар в вашей церкви? Почему?

2. Эффективно ли действует дар учения в вашей церкви? Кто использует этот дар, кроме пастора или пресвитеров? По вашему мнению, у вас в церкви по до­стоинству ценят преподавание здравого библейского учения? В каких именно

60 Очень пространный лингвистический и грамматический анализ этого выраже­
ния см.: Wayne Grudem, "A Response to Gerhard Dautzenberg on 1 Cor. 12:10", in Biblische
Zeitschrift,
N. E, 22:2 (1978), pp. 253-270.

61 Конечно, ни один дар ни одного христианина не совершенен в этом веке (1 Кор.
13:9,10), и нам не следует ожидать, что люди, которые им обладают, никогда не будут
ошибаться. О том, что духовные дары различны по своей силе, см. в гл. 51.



Часть VI. Учение о Церкви


сферах (если таковые есть), по вашему мнению, вашей церкви следовало бы по­высить знание учения Писания и любовь к нему?

3. Пользовались ли вы каким-нибудь из даров, описанных в этой главе? Счи­таете ли вы, что ваша церковь сейчас нуждается в каких-то из них, но этих даров в ней нет? Что лично вы могли бы сделать, чтобы восполнить этот недостаток?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: