Философская антропология

1. Философское учение о человеке в истории философии.

2. Понятие человека в современной философии.

У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна – это я сам. Необыкновенное существо, способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я человек, и на земле нет другого создания, которое могло бы сравниться с потомком Адама.

Человек стал размышлять о том, кто он, едва научившись выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять самого себя. Эта глубинная потребность раскрыть собственную тайну составляет сущность человеческого.

Особую значимость проблема человека приобрела в наше время. В конце 20- начале 21 века человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных кризисов, которые угрожают жизни в целом. "В тисках" информационно-техногенного общества человеческая личность постепенно нивелируется. Как следствие, человек как бы потерял веру в свою исключительность, уникальность, разумность своих деяний, он потерял свое место в природе. И со всей остротой встал вопрос: Что есть человек? Какова его природа и предназначение?

Человека изучают многие науки, но каждая под своим углом зрения. И только философия дает целостный взгляд на человека: определяет фундаментальные проблемы его бытия, смысл существования и деятельности, резервы и возможности его организма, мышления, решает проблемы смерти и бессмертия.

Познать человека – это означает познать весь мир. Недаром античные философы, сравнивая человека с Космосом, определяли его как Микрокосм – малый образ Космоса.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет

У каждой всё особое, своё

И нет планет, похожих на неё.

У каждого есть тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший лист.

Есть в мире этом самый страшный час.

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры (Е.Евтушенко «Люди»)

?Все философские проблемы группируются вокруг центральной проблемы – проблемы человека, которая стягивает всю философскую проблематику в единое целое, поскольку вопросы, которые решает философия, имеют смысл не сами по себе, а только применительно к человеку. Таким образом, все разделы философии прямо или косвенно служат поискам ответов на вопрос: что есть человек?

Философская антропология – это философская наука, которая изучает человека как особый родсущего во всём его природном и социальном многообразии. ФА исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия.

Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Кроме этого, человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом.

Философское понимание сущности человека важно для медицинской теории и практики. Философия вооружает медицину знаниями о материальной, духовной и социальной составляющими человека. Она дает медикам ответы на мировоззренческие вопросы о человеческом бытии – о смысле его жизни и деятельности, о факторах социального воздействия на биологический потенциал человека, о возможностях мышления, о смерти и бессмертии человека. Философское знание как квинтэссенция человеческой мудрости, служит развитию духовной культуры личности медика и помогает преодолевать субъективные и обыденные суждении и представления о человеке.

Развитие взглядов о человеке в истории философии

Размышления о человеке и его места в мире появляются уже в древней философии. Феномен человека в философии осмысливался с двух позиций:

1) «Извне» - через сопоставление человека с другими существами и явлениями (духовными и материальными); Такой подход предполагает истолкование отношений человека с внешним миром - Богом, природой, Космосом, обществом, отдельными людьми.

2) «Изнутри» - через раскрытие уникальной природы человека. Этот подход сопряжен с постижением телесного, эмоционального, духовного, нравственного и социального бытия человека.

Исходя из этого, в истории философии сложилось несколько подходов в понимании места человека в мире: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм.

Космоцентризм (натурализм) – человек есть живое существо, обладает родовыми свойствами: разумом, речью. Источником этих свойств является Космос или природа. Человек – это часть природы, микрокосм, следовательно, вся человеческая история связана с космической историей. В космоцентризме высшей ценностью является Космос, а человек лишь его осколок, частичка.

Гольбах: «Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинён её законам, не может освободиться от неё, не может выйти из неё».

Теоцентризм (религиозная философия) – человек есть замысел и творение Бога. Теоцентризм высоко поднял человека над животным миром. Человек есть высшее, существо, т.к. т.к. несет на себе знак божественного предназначения и отпечаток личности Творца - разум, воля, свобода выбора.

Человек в христианстве получает абсолютную ценность. Отсюда осуждение насилия, убийства, самоубийства. Христианская философия впервые поставила проблему нравственного совершенствования человека и смысла его жизни. Но, возвысив дух человека, она принизило его тело, как источник всех человеческих несчастий. Это связано с учением о первородном грехе.

Антропоцентризм – человек есть неповторимый феномен Вселенной, вершина природной эволюции, центр и цель мироздания. Истоки антропоцентризма уходят в древность, когда человек бессознательно очеловечивал природу, наделяя ее своими чертами. В античной философии идею антропоцентризма сформулировал Сократ. Он считал, что человек – это не дробная часть природы, в человеке заключена вся природа, т.к. человек заключает в себе целый мир в зародыше, он является объединяющим началом всех живых и неживых существ и вещей. Кроме этого, человек есть нравственное существо, и цель его жизни – развитие в себе добродетелей. Поэтому человек должен постоянно познавать самого себя. Протагор, современник Сократа, сказал, что человек – это мера всех вещей. Поэтому человек есть центр и цель мироздания.

Социоцентризм – приоритет общества, культуры над человеком. Герцен: «Наличная культура, в которой родился и живёт человек, заставляет его поступать определённым образом. Следовательно, важно понять социум, а затем и человека, который не может не отражать в себе своего времени, своей среды».

В рамках социоцентризма были созданы теории идеального общества, в которых осмысливался человеческий мир и его влияние на личность. Цель этих теорий - указать пути гармоничного развития человека, гарантировать ему счастливое и достойное существование. Античность: Платон и Аристотель; средневековье: Томмазо Кампанелла («Город Солнца») и Томас Мор («Утопия»): Новое время (19в.): Маркс и Энгельс (теория научного коммунизма).

Все эти концепции, несмотря на различия, тем не менее, оценивают человека как уникальное, неповторимое, высшее существо.

Мы источник веселья и – скорби рудник.

Мы вместилище скверны и – чистый родник.

Человек, словно в зеркале ми, - многолик.

Он ничтожен и – он же безмерно велик (Омар Хайям).

В истории философии первым, кто попытался определить сущность человека, был Аристотель. Он дал определение человека, которое в философии на многие века стало классическим: «Человек – это разумное животное». Согласно логике Аристотеля, каждую вещь можно определить через родовой (сущностный) признак, который выделяет вещь из других вещей. Для человека таким признаком является «разумность», т.е. способность рационально через абстрактные понятия осмысливать самое себя. Таким образом, по Аристотелю – человек есть часть природы, живое существо, обладающее разумом. В 18в. К.Линней определил человека как вершину эволюции позвоночных млекопитающих и дал название Homo s.

Аристотель вычленил общие черты, которые составляют «неизменную природу» человека, которая объединяет всех людей, не зависимо от эпохи, в класс «разумных существ». Эта «неизменная природа» человека есть триединство тела души и духа.

Тело человекаотражает материально-вещественную сторону человека. Оно не просто организм субъекта, но и первое истинное человеческое пространство, первый объект познания и первый объект культуры. Кроме этого, тело есть обиталище нашего «Я». Здесь возникает загадочная связь между телом и «Я». В телесном существовании заложено начало будущего небытия «Я».

К.Ясперс, основоположник экзистенциализма, врач-психиатр: В соматическом плане (с точки зрения физиологии, анатомии, терапии, фармакологии) человек для врача ничем не отличается от животного. Проблема «человеческого» для врача всегда существует в психопатологии, т.к. животные не подвержены душевным заболеваниям.

Душа -это сфера непосредственных переживаний человека – чувства, эмоции, страдания, переживания. Это интимно-личностный аспект человека. Душа подвижна, склонна к изменениям. Понятие души присутствует уже в ранних религиозных верованиях первобытных людей.

Дух – это сфера высших ценностей и идеалов, это то, что выше человека в его природном, животном проявлении. Если высшим приматам присуща примитивная орудийная деятельность и интеллект, а также способность понимать устную речь человека (до 500 слов), то в области духа пути человека и животного расходятся навсегда. В области духовного человек ищет устойчивые основания своего бытия и поднимается до осознания своей значимости. Лейбниц: у животного нет самосознания, оно не осознаёт себя. Животное и видит и слышит, не зная, что оно видит и слышит. Только человек благодаря духу способен к рефлексии, к осмыслению мира и себя в мире, только он способен переживать своё бытие. Он способен в своём восприятии надстроить над миром идеальное царство мыслей и сублимировать(преобразовать) свою животную энергию (инстинкты, влечения) в духовную деятельность – искусство, науку, религию, философию, творчество. Благодаря духу человек формирует нравственные принципы и идеалы, которые являются смысловыми.

Таким образом, человек есть не только тело (животное) или только дух (ангельское), «человеческое» располагается между животной и духовной сторонами человека. Человек – это единство духовного и телесного. Он может пасть ниже животного состояния или возвысится до высоких образцов благородства и духовности. В каждый момент своего бытия человек стоит перед проблемой выбора. Следовательно, родиться человеком – это только возможность им стать, это каждодневное утверждение себя человеком, разумным, нравственным, высшим существом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: