Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Раздел 4. Специфика, уровни и формы научного познания

Прежде тем как непосредственно перейти к рассмотрению проблем научного познания, необходимо ответить на вопросы: что отличает научное познание от других видов познания? Каковы его особенности?

Основными особенностями научного познания являются:

1. Прежде всего, его нацеленность на получение объективного (достоверного) знания о своем объекте и предмете, на выявление объективных законов действительности: природных, социальных, законов самого познания и мышления. Научное познание не допускает привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта (например, пристрастного, тенденциозного отношения к объекту).

2. Постоянная направленность на практику. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентированы на то, чтобы воплощенной в практику, быть «руководством к действию по изменении по окружающей действительности, управлению теми или иными процессами». Существует выражение «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать». Преобладающая часть достижений человечества, его ценности созданы благодаря науке.

3. Применение специфических материальных и духовных средств. В числе материальных средств – приборы, инструменты, компьютеры, радиотелескопы, синхрофазотроны, ракетно-космическая техника; духовных – такие средства и методы как диалектика, формальная логика, кибернетический, синергетический и многие другие. При этом по мере развития науки, техники средства научного поиска становятся все больше сложными, совершенными.

4. Строгая доказательство, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, их верифицируемость. Вместе с тем в процессе научного познания имеется немало гипотез, догадок, предположений. Это требует от исследователя хорошей логико-методологической, философской подготовки, творческого мышления и других качеств.

5. Развитость понятийного аппарата, использование понятий, отличающихся высокой степенью обобщения и высоким уровнем абстрактности, именуемых научными категориями. В научных категориях фокусируется культурно-исторический опыт человечества по осмыслению и освоению мира.

6. Интерсубъективность, означающая, что научное знание не принадлежит лишь одному человеку, а является достоянием многих. Это – коллективное знание. Интерсубъективность знания связана с его объективизацией, которая осуществляется с помощью различных знаковых систем, дающих возможность определенным образом его фиксировать и передавать, используя те или иные технические средства. В настоящее время для хранения и трансляции научного знания широко используется компьютерная техника, банки информации, локальные, региональные и международные сети.

7. Наконец, научное познание нацелено на изучение не только того, что есть в настоящем, но и на то, что будет или же может быть в последующем. Например, пользуемся такой узкоспециализированной формой предвидения, как прогнозирование: научное прогнозирование погоды, землетрясений, экономических кризисов, рождаемость и т.п. с указанием количественных характеристик (срок, темп и т.п.). Подлинная наука всегда есть и футурология («взгляд в будущее»), так как она прогнозирует грядущие события и процессы.

Итак, научное познание – это относительно самостоятельная, познавательная деятельность, нацеленная на выработку и совершенствование объективно-истинных, обоснованных знаний.

Научное познание неразрывно связано с понятием «наука». Наука – это исторически сформировавшаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Она проявляется и как определенный результат деятельности – в виде системы знаний, и как их духовное производство, т.е. научный процесс. При классификации наук выделяются обычно такие группы. Во-первых, это естествознание. Объект его изучения является природа, ее вещи, процессы и состояния. Во-вторых, обществознание, в рамках которого осуществляется всесторонне исследование общественной жизни (гуманитарные и социальные науки). В- третьих, науки о самом познании, мышлении (логика, гносеология, эпистемология). В-четвертых, технические науки, которые изучают средства деятельности человека.

Учитывая неодинаковую степень отношения наук к практике, их принято разделять фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки– те, которые выясняют, основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику. Прикладные – непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических задач, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками.

По мере развития как фундаментальных, так и прикладных наук человечество все больше накапливает знаний. происходит ускорение темпов развития науки. Так, в настоящее время через каждые 10-15 лет удваивается объем научных знаний, которыми располагает человечество.

Ускоренная динамика наращивания научного потенциала детерминирована тенденциями современной науки. К таким тенденциям относятся:

дифференциация

интеграция

математизация

индустриализация

информатизация

Дифференциация в науке означает расчленение совокупного научного знания на ряд направлений (ветвей), которые со временем становятся относительно самостоятельными. Например, их физики выделились и получили развитие физика твердого тела, механика сплошных сред и т.д. в наше время в одной только геологии насчитываются не менее 80 дисциплин.

Интеграция – это тенденция объединения научного знания. В настоящее время имеет место весьма тесная связь между физикой и химией, физикой и философией, математикой и экономикой и т.д. Науки сходятся на едином изучаемом объекте, на той или иной комплексной проблеме, обеспечивая одна другую методологической базой, оказывают друг на друга эвристическое воздействие.

Математизация – это проникновение математических подходов и методов в другие области научного познания. Особую интенсивность данная тенденция получила во второй половине ХХ века. Помимо естественных наук, которые существенно связаны с математикой, математизация коснулась и гуманитарных наук – истории, социологии, лингвистики и др. Необходимость в математизации объясняется огромной ролью точных методов исследования, математического моделирования, вычислительных экспериментов.

Индустриализация – использование техники, технологии в научных исследованиях, взаимопроникновение техники в науку и наоборот. Наука сегодня располагает мощной индустриальной базой.

Информатизация – применение современных информационных технологий, их постоянное совершенствование во всех важнейших областях человеческой деятельности – науке, управлении, образовании, производстве и т.п. Сегодня всем известна роль компьютера. Информатизация резко повышает возможности человека в познании мира.

Структуре науки выделяются два уровня: эмпирическийи теоретический.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание). Рациональный момент и его форма (суждение, понятия и др.). хотя и присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражает преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, выражающих их внутренние отношения. Основная задача эмпирического познании я – собрать (описать, накопить) факты, произвести их первичную обработку, иначе говоря, ответить на вопрос: что есть что? Что и как происходит?

Теоретическоеисследование концентрирует вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Оно отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, которые постигаются с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического познания – достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.





 

Читайте также:

Проблема человека в истории философии

Раздел 5. Природа как основа человеческого бытия

Проблема истины

Происхождение

Вернуться в оглавление: Социально-философская проблематика

Просмотров: 1786

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.145.223.197