Содержание

  Права и обязанности студентов педиатрического факультета  
  Цели и задачи производственной практики для студентов IV курса педиатрического факультета  
  Перечень практических навыков по акушерству, подлежащих освоению студентами  
  Тематический план семинаров, их содержания и объем в часах.  
  Продолжительность практики по акушерству  
  Структура практического занятия  
  Учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИР) работа студентов во время практики  
  Подведение итогов практики  
  Материальное обеспечение практики  
  Формы и вид отчетности студентов – практикантов  
  Учебно-методическое обеспечение производственной практики  
  Приложение №1  
  Приложение №2  

 
  1. Права и обязанности студента
Производственная практика «Помощник врача акушера-гинеколога» студентов педиатрического факультета БГМУ является составной частью профессионально-образовательной программы подготовки высококвалифицированных враче по специальности «педиатрия». Практика студентов педиатрического факультета БГМУ проводится в республиканских, городских, районных больницах, женских консультациях. Для учебно-методического руководства практикой студентов назначаются непосредственные руководители практики от университета и базового учреждения здравоохранения. Студент при прохождении практики имеет право: · зачисляться на вакантные должности в базовых учреждениях практики, если работа поданной должности соответствует требованиям программы практики; · допускаться к прохождению практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, имеющих соответствующую квалификацию; · как правило, проходить производственную практику на базе учреждений, предприятий и организаций, с которыми он заключил договор на трудоустройство; · при условии наличия стажа практической работы по профилю подготовки в университете на зачтение учебной и производственной (за исключением преддипломной) практики по решению соответствующей кафедры на основе промежуточной аттестации. На преддипломную практику направляются в установленном порядке. Студент при прохождении практики обязан: · полностью выполнить программу практики и индивидуальные задания; · с момента зачисления в период практики в качестве практиканта на рабочее место строго соблюдать правила охраны труда и внутреннего распорядка, а также техники безопасности и производственной санитарии, действующие в базовом учреждении; · участвовать в учебно-исследовательской работе по рекомендациям кафедр, вузовского и базового руководителей практики или по собственному желанию, а также в тематических научно-практических конференциях в базовом учреждении; · вести дневник практики с ежедневным отражением содержания и объема выполненный работы; · представить вузовскому руководителю сводный (цифровой) отчет о проделанной работе за период практики, дневник практики и сдать зачет по практике.
  1. Цели и задачи производственной практики
Современный уровень развития общества предъявляет высокие требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалистов. В связи с этим повышаются требования к профессиональной подготовке врачей, способности их ориентироваться в сложных медицинских ситуациях и быстро принимать правильные решения. Значительная роль в овладении профессиональными навыками отводится производственной практике студентов медицинских вузов. Производственная практика студентов в качестве помощников врачей основных специальностей играет значительную роль в учебном процессе и помогает студентам в выборе будущей профессии. За время учёбы в институте студенты получают основные теоретические знания по акушерству, овладевают определёнными навыками. На производственной практике студенты закрепляют знания, полученные в университете, приобретают некоторый опыт практических навыков, работая в родильном зале, акушерских отделениях, отделении новорожденных и женской консультации. 2.1. Цели проведения учебно-производственной практики в качестве помощника врача стационара.
  1. Проверка и закрепление знаний, полученных студентами по основным разделам физиологического, патологического и оперативного акушерства.
  2. Закрепление знаний по оказанию неотложной помощи матери и новорожденному при нормальных и патологических родах, а также в экстремальных ситуациях.
  3. Освоение новых методов диагностики, лечения и профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.
  4. Дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, полученных в процессе обучения на кафедре акушерства и гинекологии №2.
  5. Углубление знаний по принципам организации службы родовспоможения в условиях города и района.
  6. Закрепление практических навыков по санитарно-просветительной работе службы родовспоможения.
2.2 Задачи проведения учебно-производственной практики: 1) Распознавать на основании анамнеза и объективного обследования акушерскую патологию. 2) Оказывать, организовывать и анализировать лечебно-профилактическую помощь, в том числе неотложную, беременным, роженицам, родильницам и новорожденным. 3) Соблюдать и контролировать санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы в родильных стационарах в соответствии с нормативными документами.
  1. Перечень практических навыков по акушерству,
подлежащих освоению студентами 4 курса педиатрического факультета БГМУ Студенты должны (под руководством врача акушера-гинеколога): 1. Собрать общий и специальный анамнез. 2. Определить сроки беременности. 3. Провести наружное акушерское исследование беременной. 4. Провести наружное исследование роженицы. 5. Произвести влагалищное исследование. 6. Измерить размеры таза. 7. Определить членорасположение плода. 8. Участвовать в приеме родов в головном предлежании плода. 9. Провести первичный туалет новорожденного. 10. Оценить состояние плода во время беременности и в родах по данным дополнительных методов исследований. 11. Оценить состояние новорожденного по шкалам Апгар и Сильвермана. 12. Определить признаки доношенности, переношенности и недоношенности новорожденных. 13. Провести катетеризацию мочевого пузыря. 14. Применить методы выделения последа. 15. Осмотреть шейку матки после родов. 16. Зашить мягкие ткани родовых путей (совместно с врачом). 17. Снять швы на промежности после родов. 18. Определить степень тяжести гемолитической болезни новорожденного. 19. Определить степень тяжести гестоза. 20. Оказать неотложную помощь в родах. 21. Распознать основную акушерскую патологию.
  1. Тематический план семинаров, их содержания и объем в часах
Таблица 1 Структура практических занятий
№ занятия Тема и содержание занятия Целевые задачи Часы
Практические занятия СРС под руководством преподавателя Всего Под рук. Преподавателя СРС
Раздел 1. Акушерство
1. Структура и организация акушерского стационара и детского отделения. Диагностика беременности. Методы обследования беременных. Акушерская терминология. Студент должен знать: 1) структуру, организацию и принципы работы акушерского стационара; 2) основные приказы МЗ РФ №345 и №55 по профилактике внутрибольничной инфекции, асептике и атисептике, организации работы родильного дома. Студент должен уметь: 1) соблюдать правила асептики и антисептики в роддоме; 2) проводить акушерское обследование; 3) диагностировать беременность. 1. Ознакомление с работой акушерского стационара (обход); 2. Изучение приказов МЗ РФ, регламентирующих деятельность роддомов; 3. Прием беременных 4. Тестовый контроль   0,5 1,5
2. Таз с анатомической и акушерской точек зрения. Плод как объект родов. Механизм рождения плода при переднем и заднем виде затылочного предлежания. Студент должен знать: 1) Размеры женского таза, весо -ростовые показатели плода, размеры головки новорожденного; 2) механизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания плода. Студент должен уметь: 1) проводить тазоизмерение, определение предполагаемых роста и массы тела плода; 2) показывать на фантоме с куклой механизм родов в переднем и заднем виде затылочного предлежания. 1. Ознакомление с оценкой женского таза, состояний плода и новорожденного 2. Отработка нормального механизма родов на фантоме с куклой. 3. Тестовый контроль   0,5 1,5
3. Клиника и ведение родов при головном предлежании. Наружное и внутреннее акушерское обследование в родах. Акушерское пособие. Оценка состояния новорожденного Студент должен знать: 1) понятие о родовой доминанте, 2) клинику нормальных родов, послеродового периода. Студент должен уметь: 1) участвовать в приеме нормальных родов. 2) провести первичную обработку новорожденного; 3)осуществлять уход за роженицей, родильницей, новорожденным 1. Работа в родблоке: прием нормальных родов, проведение первичного туалета новорожденного. 2. Тестовый контроль   0,5 1,5
4. Беременность и роды при тазовом предлежании плода. Неправильные положения плода. Студент должен знать: 1) определение, классификацию, причины возникновения, диагностику, акушерскую тактику при тазовых предлежаниях плода, неправильных положениях плода. Студент должен уметь: 1)присутствовать на родах в тазовом предлежании, 2) показать биомеханизм родов в тазовом предлежании на фантоме с куклой; 3)вести наблюдение за состоянием роженицы, родильницы, новорожденного. 1. Работа в родблоке: наблюдение родов в тазовом предлежании (или демонстрация видеофильма). 2. Отработка на тренажере техники ручных пособий и операций при тазовых предлежаниях плода. 3. Тестовый контроль   0,5 1,5
5. Гестозы Студент должен знать: 1) особенности клинического течения гестоза в современных условиях, методы его ранней диагностики, оценку степени тяжести, принципы лечения, реабилитации, профилактики, влияние на плод и новорожденного Студент должен уметь: 1) оценивать степень тяжести гестоза и оказывать неотложную помощь. 1. Участие в ведении родов, послеродового периода, проведении первичного туалета новорожденного. 2. Тестовый контроль   0,5 1,5
6. Акушерские кровотечения во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Геморрагичес-кий шок. Студент должен знать: 1) причины, классификацию, клинические проявления, диагностику, акушерскую тактику при предлежании плаценты, преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты, гипо-, атонических, гипо-, афибриногенэмичес-ких кровотечениях Студент должен уметь: 1) оценить кровопотерю; 2) участвовать в оказании неотложной помощи при различных видах акушерских кровотечений. Работа в родблоке, оперблоке, РАО: 1. отработка алгоритма оказания неотложной помощи при различных видах акушерских кровотечений. 2. Решение ситуационных задач. Разбор историй родов.   0,5 1,5
7. Беременность и роды при узком тазе, разгибательных головных предлежаниях плода, невынашивании. Студент должен знать: 1) этиологию и патогенез, клинические характеристики, методы диагностики, акушерскую тактику при узких тазах, разгибательных головных предлежаниях плода; 2) современные принципы лечения, реабилитации и профилактики невынашивания беременности. Студент должен уметь: 1)диагностировать анатомический и клинически узкий таз; 2) участвовать в родоразрешении женщин с узким тазом, разгибательными головными предлежаниями плода; 3) провести обследование больной с невынашиванием беременности; 4) участвовать в приеме преждевременных родов. Работа в роддоме 1. Участие в приеме родов у женщин с узким тазом, разгибательным головным предлежанием, с невынашиванием беременности. 2. Тестовый контроль. 3. Решение ситуационных задач   0,5 1,5
8. Беременность и роды при экстрагенитальной патологии. Студент должен знать: 1) особенности течения беременности, родов, послеродового периода, периода новорожденности при сердечно-сосудистых заболеваниях, пиелонефрите и гломерулонефрите, сахарном диабете, гипо- и гипертиреозе, инфекционном гепатите, геморрагической лихорадке, сифилисе, ВИЧ-инфекции. Студент должен уметь: 1) провести обследование беременной, роженице, родильнице с экстрагенитальной патологией; 2) участвовать в приеме родов женщин с экстрагенитальной патологией; 3) осуществлять уход за больными. Работа в роддоме. 1. Участие в обследовании беременных, рожениц и родильниц с экстрагенитальны-ми заболеваниями. 2. Составление планов ведения беременности и родов. 3. Тестовый контроль. 4. Решение ситуационных задач.   0,5 1,5
9. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного. Внутриутробная инфекция. Современные методы оценки функционального состояния плода. Студент должен знать: 1) причины, классификацию, методы диагностики, особенности течения и ведения беременности и родов при внутриутробной гипоксии плода, гемолитической болезни плода, внутриутробном инфицировании плода; 2) принципы оказания неотложной помощи новорожденному в родзале. Студент должен уметь: 1) проводить обследование беременной с внутриутробной гипоксией плода, гемолитической болезнью плода, внутриутробным инфицированием плода; 2) участвовать в оказании реанимационных мероприятий новорожденному. Работа в роддоме: 1. Участие в обследовании беременной с внутриутробной гипоксией плода, гемолитической болезнью плода, внутриутробным инфицированием плода. 2. Участие в оказании неотложной помощи новорожденному в родзале. 3. Тестовый контроль. 4. Решение ситуационных задач.   0,5 1,5
10. Родовой травматизм матери и новорожденного, родоразрешающие акушерские операции и их влияние на плод и новорожденного Студент должен знать: 1) причины, классификацию, клинические проявления, диагностику и неотложную помощь при родовых травмах матери и новорожденного. Студент должен уметь: 1) оценить степень тяжести родовой травмы матери и новорожденного, участвовать в оказании неотложной помощи. Работа в роддоме. 1. Участие в обследовании и оказании неотложной помощи родильнице и новорожденному с родовыми травмами. 2. Тестовый контроль. 3. Решение ситуационных задач.   0,5 1,5
11. Послеродовые инфекционные заболевания. Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных Студент должен знать: 1) этиологию, патогенез, классификацию, клинику, раннюю диагностику, принципы лечения и профилактику послеродовых инфекционных заболеваний матери и гнойно-воспалительных заболеваний новорожденных. Студент должен уметь: 1) проводить обследование родильниц и новорожденных с различными формами инфекционных заболеваний; 2) участвовать в оказании неотложной помощи. Работа в роддоме. 1. Участие в обследовании и оказании помощи родильниц и новорожденных с различными инфекционными заболеваниями 2. Тестовый контроль. 3. Решение ситуационных задач.   0,5 1,5
  Всего       5,5 7,5

Продолжительность практики по акушерству. Сроки прохождения учебно-производственной практики «Помощник врача акушера – гинеколога» для студентов IV курса педиатрического факультета с 26 июня по 2 августа (72 часа) предусматривает следующие виды работ.

I. Работа в отделениях родильного дома (60 часов):

1) Отделение патологии беременных (18 часов);

2) Родовой блок (24 часа);

3) Послеродовое отделение (12 часов);

4) Отделение для новорожденных (6 часов);

II. Дежурства в родильном доме (24 часа).

III. Работа в женской консультации совместно с участковым акушером – гинекологом (12 часов).

IV. Санитарно-просветительная работа (проведение бесед с беременными и роженицами, выпуск санбюллетеней, чтение лекций населению).

Рекомендуемые темы бесед и лекций, санбюллетений (см. приложение, форма №3).

V. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа.

  1. Структура практического занятия

I этап – организационный: проверка готовности к практическому занятию

II этап – контроль исходного уровня знаний студентов по теме семинарского занятия

III этап – ознакомление студентов с содержанием практического занятия

IV этап – самостоятельная работа студентов под руководством руководителя практики, выполнение манипуляций

V этап – проверка дневников

VI этап – подведение итогов, домашнее задание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: