Признаки государства. 1. Территориальная организация населения и политической власти

1. Территориальная организация населения и политической власти.

На смену кровнородственным связям приходит расселение по территории. Территориальный признак обусловливает характер формирования и аппарата государства с учетом его пространственного деления.

Территория – не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и сущности государства. Не может быть государства без территории и не может быть государства без населения.

2. Наличие особой публичной власти.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через систему государственных органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом.

Важнейшими государственными органами являются:

· законодательные

· исполнительные

· судебные.

Особое место в механизме функционирования государства занимают органы, осуществляющие принудительные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительные учреждения

3. Наличие права.

Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству.

Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечить безусловную реализацию принимаемых им решений.

Только государство в лице своих компетентных органов издает веления, обязательные для всего населения страны.

Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администраций и др.).

4. Государственный суверенитет.

Государственный суверенитет – это верховенство и независимость государственной власти по отношению к любым другим властям внутри страны и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

1) внутренняя сторона – исключительно монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, в пределах всей государственной территории;

2) внешняя сторона – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом.

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

- в универсальности. Только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

- в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти.

- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагают другие общественные органы.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного и национального суверенитета.

Народный суверенитет – это верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственных органов.

Национальный суверенитет – это право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

При определенных условиях государственный суверенитет может совпадать с народным и национальным суверенитетом.

5. Сбор налогов и займов для содержания публичной власти.

Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, т.к. в нем не существовало особого аппарата управления, а каждый участвовал и в управлении, и в производстве.

В современных государствах часть налогов используется на социальные программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: