Глава III. Результаты исследования, их обсуждение

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений. В системе подготовки прыгунов в воду гимнастические упражнения являются одной из составляющих, направленных как на становление физических возможностей спортсменов, так и на техническую подготовленность. Так, например, одним из важных гимнастических упражнений считается «стойка на руках», которая является исходным положением при выполнении прыжков VI класса с вышки. При подготовке спортсменов изучается обязательно выход в стойку, как толчком одной, махом другой, так и силой. Помимо этого очень важным элементом наземной подготовки спортсменов являются акробатические упражнения, которые позволяют переносить подготовку из акробатических прыжков как вида в подготовку спортсменов – прыгунов в воду.

Помимо выше перечисленных средств гимнастики в прыжках в воду используют и разнообразные снарядовые упражнения на перекладине, кольцах, брусьях, гимнастической стенке. В основном необходимо применять висы с максимальным растягиванием тела, раскачивание тела и выполнению (на кольцах) поворотов вокруг продольной оси тела («хула-хупным» движениям). Однако, не всегда данным видам упражнений уделяется достаточно внимания со стороны тренерского состава. Особенно данные виды упражнений редко используются на этапе начальной спортивной специализации (2-й год обучения). В данный период особое внимание при подготовке спортсменов уделяют акробатическим упражнениям, батутной подготовке. По нашему мнению гимнастическим упражнениям необходимо уделять достаточно внимание и на этапе начальной специализации, так как они способствуют формированию как технической, так и общей физической подготовленности юных спортсменов.

Результаты нашего эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. В начале опытно-экспериментальной работы уровень как технической, так и общей физической подготовленности детей в экспериментальной и контрольной группах был идентичен. Статистических различий не наблюдалось (табл. 1).

Таблица 1

Среднестатические показатели общей физической подготовленности юных спортсменов в опытно-экспериментальных группах в начале года (сентябрь)

Показатели ЭГ КГ Р
Бег на 20 м (сек) 4,7±0,21 4,6±0,38 Р>0,05
Прыжок в длину с места (см) 124,6±12,08 121,6±10,25 Р>0,05
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 4,2±0,93 4,6±0,82 Р>0,05
Поднимание прямых ног из виса на гимнастической стенке (кол-во раз) 6,9±0,74 6,6±0,94 Р>0,05
Наклон вперед сидя, мост, шпагат (балл) 2,5±0,12 2,8±0,09 Р>0,05

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа, Р – достоверность различий между ЭГ и КГ.

Из таблицы 1 следует, что уровень развития физических качеств у испытуемых опытно-экспериментальных групп является идентичным. При этом необходимо отметить, что результаты тестирования показателей общей физической подготовленности юных спортсменов свидетельствуют о их достаточном развитии для данной возрастной группы спортсменов. Так в тестировании скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей испытуемые двух групп показали средние результаты, в уровне развития гибкости данный показатель был несколько хуже. Их средняя статистическая оценка составила 2,5±0,12 в экспериментальной группе и 2,8±0,09 в контрольной. Необходимо отметить, что столь низкие результаты обусловлены тем, что через год занятий еще не все спортсмены освоили в достаточной степени шпагат и мост.

Анализ результатов специальной технической подготовленности в начале эксперимента так же зафиксировал однородность двух групп. Средние оценки за акробатическую комбинацию составили 3,5±0,76 в экспериментальной и 3,8±0,94 в контрольной группе. С комбинацией на батуте юные спортсмены справились в среднем на 4,6 балла (4,8±0,63 – экспериментальная; 4,4±0,36 – контрольная).

Анализ результатов прыжков с трехметрового трамплина полностью не был проведен, так как еще не все участники освоили программу произвольных прыжков. В тоже время в двух группах испытуемых не было качественных различий в уровне техники выполнения прыжков. таким образом группы по уровню спортивной подготовленности были идентичны.

В процесс наземной подготовки прыгунов в воду в экспериментальной группе в течение 8 месяцев помимо акробатической подготовки, включались и другие виды гимнастических упражнений, такие как вольные упражнения, упражнения на гимнастической стенке, упражнения на перекладине, на кольцах в каче, брусьях. Помимо этого в подготовительной части занятия применялись разнообразные гимнастические упражнения, развивающие тонкие координационные способности, гибкость и быстроту движений. На гимнастические упражнения в среднем отводилось 30 – 35% времени тренировочного занятия.

Контрольная группа занималась традиционно, для групп начальной спортивной специализации. Из гимнастической подготовки в основном в ней применялись различные акробатические упражнения.

В результате опытно-экспериментальной работы мы получили существенный прирост по всем показателям в экспериментальной группе (табл.2).

Таблица 2

Сравнительные результаты показателей спортивной подготовленности в экспериментальной группе

показатели в начале года в конце года Р
Бег на 20 м (сек) 4,7±0,21 3,9±0,11 Р<0,001
Прыжок в длину с места (см) 124,6±12,08 157,6±8,71 Р<0,05
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 4,2±0,93 7,2±0,42 Р<0,001
Поднимание прямых ног из виса на гимнастической стенке (кол-во раз) 6,9±0,74 10,7±0,31 Р<0,001
Наклон вперед сидя, мост, шпагат (балл) 2,5±0,12 4,5±0,27 Р<0,001
Акробатическая комбинация 3,5±0,76 7,5±0,61 Р<0,001
Комбинация на батуте 4,8±0,63 9,1±0,37 Р<0,001

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что по всем исследуемым показателям физической подготовленности проявились статистически значимые различия межу данными в начале и конце эксперимента. В экспериментальной группе значительно выше оказался средний результат в беге на 20 метров (4,7±0,21 и 3,9±0,11, при Р<0,001); на 3 раза увеличилось количество подтягиваний (Р<0,001), на 3,8 раз – поднимание прямых ног из виса на гимнастической стенке (Р<0,001) и на 2 балла – в проявлении гибкости (Р<0,001). В развитии скоростно-силовых качеств у юных спортсменов, так же наблюдался более прирост результатов, хотя и не такой значительный (124,6±12,08 и 157,6±8,71, при Р<0,05). В контрольной группе результаты так же увеличились, но не столь значительно (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительные результаты показателей спортивной подготовленности в экспериментальной группе

показатели в начале года в конце года Р
Бег на 20 м (сек) 4,6±0,38 4,2±0,42 Р>0,05
Прыжок в длину с места (см) 121,6±10,25 134,8±9,26 Р>0,05
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 4,6±0,82 6,1±0,79 Р>0,05
Поднимание прямых ног из виса на гимнастической стенке (кол-во раз) 6,6±0,94 8,6±0,61 Р<0,05
Наклон вперед сидя, мост, шпагат (балл) 2,8±0,09 3,5±0,12 Р<0,001
Акробатическая комбинация 3,8±0,94 5,5±0,48 Р>0,05
Комбинация на батуте 4,4±0,36 7,6±0,49 Р<0,001

Статистически достоверный прирост показателей наблюдался только при тестировании гибкости и при выполнении комбинации на батуте (2,8±0,09 и 3,5±0,12; 4,4±0,36 и 7,6±0,49, при Р<0,001).

При проведении соревнований так же в экспериментальной группе были получены более высокие результаты. Спортсмены точнее справлялись как с обязательными, так и с произвольными прыжками. Их среднестатистические оценки в некоторых прыжках были значительно выше, чем у контрольной группы (рис. 1). Так при выполнении первого произвольного прыжка (пол оборота вперед согнувшись) в экспериментальной группе средняя оценка за прыжок составила 7,3 балла, а в контрольной 3,5.

Рис. 1. Средние показатели результатов соревнований по каждому прыжку в опытно-экспериментальных группах (в баллах)

Таким образом, можно заключить, что в процессе опытно-экспериментальной работы подтверждена эффективность использования разнообразных гимнастических упражнений на этапе начальной спортивной специализации. Этот вид наземной подготовки способствует как расту общей и специальной физической подготовленности, так и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.


ВЫВОДЫ

1. Ретроспективный анализ литературных источников показал, что в системе подготовки прыгунов в воду гимнастические упражнения являются одной из составляющих, направленных на становление физических возможностей спортсменов, и на техническую их подготовленность. Гимнастические упражнения не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

2. Анализ опыта работы ведущих детских юношеских спортивных школ и программ подготовки юных прыгунов в воду показал, что на этапе начальной спортивной специализации в системе наземной подготовки используются в основном акробатические упражнения (кувырки, перевороты, стойки на голове и руках и т.д.), гимнастические обще развивающие упражнения. На этапе же углубленной специализации рекомендуют расширить систему наземной подготовки упражнениями на перекладине, кольцах, брусьях.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что гимнастические упражнения включенные в занятия на начальном этапе спортивной специализации оказывают положительное влияние как на физическую подготовленность спортсменов, так и на их техническое мастерство. Так в экспериментальной группе наблюдались статистически достоверный прирост результатов по всем исследуемым показателям. В контрольной группе результаты были значительно ниже.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Н.А. Прыжки воду. Учебное пособие для студентов спортивных факультетов / Н.А. Андреева, С.П. Ефимова, Л.И. Ефимов, К.Ю. Данилов, Б.П. Клинченко, В.А. Северин, Л.Н. Тишина. – М.: Физкультура и спорт. – 1985. – 127 с.

2. Аросьев Д.А. Система формирования специалистов подготовки спортсмена: Методические указания ЦС ФСОЛО «Динамо» / Д.А. Аросьев, И.А. Полетаева, В.Г. Семенов. – М.: Физкультура и спорт. –1979. – 27 с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин – М.: Просвещение, 1990. – 231с.

4. Болобан В.И. Система обучения движениям в сложных условиях поддержания статодинамической устойчивости. Автореферат…док. пед. наук. – Киев: КГИФК. – 1990. – 24 с.

5. Болобан В.Н. Методические рекомендации по обучению спортсменов сложным акробатическим упражнениям на системной основе / В.Н. Болобан. – К.: РИМК, 1992. – с. 18 – 35.

6. Булгакова Н.Ж. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

7. Буров Г.А. Прыжки в воду. Учебное пособие для тренеров и спортсменов старших разрядов / Г.А. Буров, А.И. Яроцкий. – М.: Физкультура и спорт. – 1993. – 94 с.

8. Буштрук В.Д. Подготовка спортсмена в многолетнем аспекте: Учебное пособие / В.Д. Буштрук, В.Ф. Костюченко, Е.Г. Шубин. – СПб.: ГУАП, 2002. – 32 с.

9. Васин В.А. Прыжок. Литературная запись / А.С. Шелухина. М.: Просвещение. – 2000. – 241 с.

10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт. – 1988. – С. 179 – 227.

11. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт. – 1983. – 214 с.

12. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 295 с.

13. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры / М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт. – 1988. – 194 с.

14. Горбунов В.А. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов / В.А. Горбунов, А.Ю. Лебединский // Материалы Международной научно-методической конференции «Восток-Россия-Запад, физическая культура и спорт в развитии здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий». – Иркутск, 2005. Том 2, с. 180-183.

15. Гороховская Л.З. Отбор детей для занятий прыжками в воду. Методическое письмо / Л.З. Гороховская, Е.А. Распопова. – 1981. – 25 с.

16. Гороховский Л.З. Подготовка прыгуна в воду / Л.З. Гороховский. – М.: Просвещение. – 1990. – 197 с.

17. Данилов К.Ю. Основы тренировки прыгунов в воду / К.Ю. Данилов, Г.П. Кузнецова, В.С. Фарфель. – М.: Физкультура и спорт. – 1969. – 206 с.

18. Ермаков П.Н. Психомоторная регуляция функционального состояния спортсменов: методическое письмо / П.Н. Ермаков. – Ростов-на-Дону: Изд-во: Ростовского университета, 1985. – 14 с.

19. Жуков Е.К. Биомеханика физических упражнений. Учебник для институтов физкультуры / Е.К. Жуков, Е.Г. Котельников, Д.А. Семенов. – М.: Физкультура и спорт. – 1993. – 320 с.

20. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт. – 1987. – 231 с.

21. Ивойлов А.В. Соревнования и тренировка спортсмена / А.В. Ивойлов. – Минск: Вышэйная школа, 1982. – С. 31 – 50.

22. Ильин А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации / А.Б. Ильин // Сборник научных трудов молодых учёных и студентов РГАФК. – М.: Физкультура, образование и наука, 2000.

23. Корякина Ю.В. Влияние различных по объему тренировочных нагрузок на инфрадианные ритмы психофизиологических показателей юных спортсменов, развивающих силу и выносливость / Ю.В. Корякина, В.Г. Тристан // Проблемы совершенствования Олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. – Омск: СибГАФК, 1996. – С. 60 – 61.

24. Курысь В.Н. Сложные акробатические прыжки / В.Н. Курысь, В.М. Смолевский. – М.: Физкультура и спорт. – 1985. – С. 11 – 29.

25. Курысь В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке / В.Н. Курысь. – Ставрополь: Ставрополье. – 1994. – 125 с.

26. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 176 с.

27. Мазуров Г.Г. Прыжки в воду. Учебное пособие для секций коллективов физкультуры / Г.Г. Мазуров, Л.З. Гороховский. – М.: Физкультура и спорт. – 2001. – 215 с.

28. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. – М.: Физкультура и спорт. – 1976. – С. 132 - 156.

29. Мишина А.Н. Методика тренировки в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных и спортивного совершенствования. Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. А. Н. Мишина. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.

30. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта / В.Н. Платонов. – Киев. – 2007. – 593 с.

31. Распопова Е.А. Проблема отбора прыгунов в воду в процессе многолетней подготовки / Распопова Е.А. // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 68-74.

32. Распопова Е.А. Прыжки в воду. Учебник для физов физической культуры / Распопова Е.А. – М., 2009. – 302 с.

33. Распопова Е.А. Прыжки в воду: Примерная программа для системы дополнительного образования детей. – М.: Советский спорт. – 2003. – 80 с.

34. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М. Смоленского. – М.: Физкультура и спорт. – 1987. – с. 187 – 215.

35. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.

36. Шипилина И.А. Хореография в спорте / И.А. Шипилина // Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте». – Ростов н/Д: «Феникс». – 2004. – 224с.

37. Шипилина И.С. Хореография в спорте: учебник для студентов / И.С. Шипилина. – М.: Неоглори., 2009. – 432 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: