Гимнастические упражнения в учебно-тренировочном процессе по прыжкам в воду

Прыжки в воду, как уже отмечалось выше, относятся к числу водных спортивных дисциплин, но основные технические элементы прыжка спортсмен выполняет в воздухе – до контакта с водной поверхностью. в связи с чем, его подготовка должна включать акробатические и гимнастические упражнения. Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

В двух томном издании «Теория и методика обучения прыжкам на дорожке» доктором биологических наук, профессором Курысь В.Н. рассмотрена биологическая и социальная роль акробатических прыжков и спортивно-прикладная функция, как одной из главных составляющих современной системы подготовки прыгунов в воду. Влияние акробатики на процесс наземной подготовки прыгунов в воду имеет довольно существенное, научно подкрепленное обоснование, особую значимость во взаимосвязи двух видов спорта приобрел перенос методики из акробатических прыжков как вида в подготовку спортсменов – прыгунов в воду.

Наземная акробатическая подготовка является одной из главных составляющих современной системы подготовки прыгунов в воду и приобретает характер отдельного направления специальной (вспомогательной) технической, а также физической подготовки (Курысь В.Н., 1994).

В связи с тем, что методика обучения прыжкам в воду основана на полном разделении прыжка на элементы, которые затем соединяются в одно целое, то и освоение этих элементов прыжков проходит в условиях тренировки: сначала на суше, с последовательным использованием специальных средств наземной подготовки, а затем только в воде.

Как указывается в руководствах для тренеров (Андреева Н.А., 1985, Булгакова Н.Ж., 2003, Буров Г.А., 1993, Гороховский Л.З., 1990, Мазуров Г.Г., 2003, Распопова Е.А., 2003 и др.) основными средствами наземной подготовки являются: строевые гимнастические, общеразвивающие и имитационные упражнения; акробатика, батут, хореография, упражнения на «сухом» трамплине.

Строевые и общеразвивающие упражнения. Направлены на воспитание правильной осанки; развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения; воспитание чувства ритма и темпа, силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости.

Имитационные упражнения. Применяются с целью формирования у занимающихся представлений о технике учебных прыжков, их структуре, последовательности и ритме выполнения движений. Однако в имитационных упражнениях отсутствует необходимая скорость выполнения движений, поэтому их нужно сочетать с выполнением прыжков в воду и упражнениями на батуте или «сухом» трамплине.

Акробатические упражнения. Применяются для создания двигательной базы прыгунов в воду. Структура и динамика выполнения акробатических упражнений имеют много общего с техникой прыжков в воду. Акробатические упражнения развивают такие важные для прыгунов в воду качества, как прыгучесть, сила, быстрота, вестибулярная устойчивость к вращательным нагрузкам и др.

Упражнения на батуте. Являются наиболее эффективным средством для воспитания ориентировки в полете и вестибулярной устойчивости. Кроме того, батут позволяет осваивать согласование движений руками и ногами при отталкивании, совершенствовать движения в фазе полета, а также технику учебных и спортивных прыжков в воду.

Хореографические упражнения. На начальном этапе обучения способствуют формированию правильной осанки, красоты и пластики движений, развивают способности к управлению движениями. Особенно важна выработка у занимающихся правильного напряжения мышц при выполнении различных движений.

Упражнения на «сухом» трамплине. С них начинается обучение технике учебных и спортивных прыжков. На начальном этапе основной задачей является освоение упражнений для овладения ритмом трамплина и согласования движений руками и ногами при отталкивании от упругой опоры, а затем выполнение учебных и спортивных прыжков в полной координации. Упражнения на «сухом» трамплине позволяют в условиях зала разучить прыжок почти целиком, за исключением входа в воду.
При начальном обучении следует ограничивать количество повторений одного и того же упражнения, используя на занятии как можно больше разнообразных упражнений.

Остановимся более подробно на тех гимнастических упражнениях, которые применяются в процессе многолетней подготовки прыгунов в воду. В основу создания базы двигательных навыков в системе организации тренировки спортсменов, занимающихся прыжками в воду включают в основном элементы акробатической подготовки на дорожке. Акробатические упражнения изучаются в следующей последовательности: перекаты, кувырки, стойки, перевороты, сальто. Они являются прекрасным средством развития специальных скоростно-силовых качеств юных спортсменов. Для этого широко применяются прыжковые акробатические соединения, выполняемые спортсменами на акробатических дорожках (Васин В.А., 2000).

Как показывает анализ опыта работы ведущих тренеров России по прыжкам в воду (О.А. Зайцева, А.В. Евангулова, В.В. Абысова, П.В. Максимова и др.) особенно важно научить занимающихся принимать правильное положение группировки, которое является залогом успешного выполнения большинства акробатических упражнений и прыжков в воду.

Группировка изучается в зале в следующей последовательности: стоя на одной ноге, в приседе, сидя, лежа на спине. Особое внимание обращается на положения рук, головы и плотность группировки. Для изучения положения группировки особенно эффективны перекаты и кувырки вперед и назад. Перекаты выполняются из исходного положения лежа на спине в группировке с помощью активных движений — перекаты назад (до касания мата затылком) и вперед (до касания мата стопами). Кроме того, при начальном обучении спортсменов знакомят с перекатами боком. При освоении перекатов нужно добиваться их выполнения с максимальной амплитудой, гладко, без ударов.

Кувырки — основные упражнения для освоения вращения вокруг поперечной оси тела. К их изучению приступают после освоения положения группировки и перекатов. Прыгуны в воду учатся выполнять кувырки вперед и назад из различных исходных положений (упора присев, упора стоя согнувшись в позициях «ноги вместе» или «ноги врозь», со стойки на голове и на руках и т.п.), в положениях группировки, согнувшись, согнувшись ноги врозь и в соединениях.

Начальное обучение включает такие акробатические упражнения, как стойка на лопатках, стойка на голове, «мост». Занимающиеся приобретают навыки выхода в стойку на руках махом одной и толчком другой ногой. По мере освоения этих упражнений переходят к обучению переворотам: боком («колесо»), разгибом с головы, с опорой на руки с приходом на одну и на обе ноги. Для усложнения уже освоенных акробатических упражнений их выполняют из более сложных исходных положений, с большей скоростью и в комбинациях с другими элементами.

Обучение стойке на руках занимает особое место в акробатической подготовке прыгунов в воду, поскольку она является исходным положением для выполнения прыжков VI класса с вышки. Выполнение стойки на руках требует от спортсмена силы рук и мышц туловища, а также хорошо развитого чувства равновесия.

Обучение стойке на руках проводится в следующей последовательности: обучение постановке рук; из упора лежа сзади выполнение упражнения «ножницы»; выход в стойку махом одной и толчком другой ноги (пытаться соединить ноги в верхней точке); выполнение стойки около стенки, а затем со страховкой тренера или партнера.

Помимо акробатической подготовки в систему спортивной тренировки прыгунов в воду включается хореография. Она в прыжках в воду является профилирующей дисциплиной. Изучается в течение всех лет обучения. Хореограф призван решать не только, узко профессиональные задачи, но и формировать способность спортсмена к всестороннему и гармоничному развитию, будить творческую активность, прививать общую культуру и строгий вкус. Программа включает в себя весь арсенал движений школы классического танца (кроме техники на пальцах) (Шипилина И.С., 2009).

Занятия хореографией с первого года обучения позволяют вырабатывать у спортсменов навык сознательной работы, чувство мышечного самоконтроля во время исполнения движений. Больше всего внимания на занятиях по хореографии на отделении прыжков в воду уделяется как маленьким, так и большим прыжкам. Особое значение имеют большие полётные прыжки. На каждом занятии необходимо тщательно прорабатывать все виды прыжков – маленькие, средние и большие. «Хорошая элевация и баллон зависят от наличия достаточной силы, выносливости и волевой стойкости спортсмена… Малая и недостаточное количество прыжков, входящих в каждое задание, не может в должной мере утвердить хорошую элевацию и баллон» Н. Тарасова. На каждом занятии время на выполнение больших, средних и малых прыжков должно быть отведено не менее 20 минут. Хореограф должен разъяснить спортсменам, в чем разница между маленькими, средними и большими прыжками, а также дать почувствовать особенности партерных, стелющихся прыжков и воздушных, устремлённых в высь.

Однако на наш взгляд, в изученной нами научно-методической литературе, программном обеспечении прыгунов в воду и практическом опыте использованию гимнастических упражнений уделяется недостаточно внимания. Ведь разноплановая гимнастическая подготовка с использованием снарядов позволит достич спортсменам более высоких результатов. Так, при изучение физической подготовленности прыгунов в воду высокого класса, проведенного Распоповой Е.А. (2008) показано, что для выполнения прыжков наивысшей сложности, спортсмены должны обладать:

1. Высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств, в том числе прыгучестью.

2. Высоким уровнем развития силы (без большого увеличения мышечной массы).

3. Отличной подвижностью в суставах (гибкостью).

4. Великолепной ориентировкой в пространстве.

5. Высокой точностью дифференцирования пространственных и временных параметров движения.

Все эти способности, возможно развить при помощи разнообразных видов гимнастических упражнений, в том числе и снарядовых. Упражнения на снарядах характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов. Упражнения на снарядах очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм. Как правило, они оказывают значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, а так же развивают тонкую координацию движений, что просто необходимо юным спортсменам для дальнейшего роста спортивного мастерства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: