Материал для изучения темы «Дыхательная система»
«Пока дышу – надеюсь» (Dum spiro, spero) – римский поэт Овидий.
Типы дыхания.
А) внешнее дыхание: совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы у млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и других животных.
Б) клеточное дыхание (тканевое дыхание): использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток.
Строение органов дыхания
– Составьте схему в тетради: система органов дыхания. (§ 30)
– «Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так написал о носе Н.В.Гоголь.
– А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было!
– Итак, какую функцию играет нос? Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?
|
|
– Какую функцию играет следующий орган дыхательной системы – носоглотка?
– Какие особенности строения гортани помогают выполнять её функцию - образование звука? При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуется звук? Какие органы ротовой и носовой полостей помогают в формировании звуков? Приведите примеры. От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин голос выше, чем у мужчин? Почему у детей голос тоже более высокий, чем у взрослых? Почему у курящих людей голос становится хриплым и грубым, даже у женщин?
Выполни задание в тетради:
Найдите соответствие:
1. Слизистая оболочка | А) не пропускает пищу в гортань. |
2. Легочные пузырьки. | Б) не дают трахеи сужаться. |
3. Лёгкие. | В) очищают вдыхаемый воздух от пыли, согревают и очищают его. |
4. Бронхи. | Г) поверхностный слой воздухоносных путей. |
5. Трахея. | Д) начальная часть воздухоносных путей. |
6. Надгортанник. | Е) выстилает наружную полость лёгких. |
7. Гортань | Ж) покрывает стенку грудной полости изнутри. |
8. Хрящевые полукольца. | З) внутри содержит голосовые связки. |
9. Плевра. | И) самая длинная часть воздухоносного пути. |
10. Носовая полость | К) путь вдыхаемого воздуха после гортани до |
Л) место газообмена между лёгкими и кровью. лёгочных пузырьков (последовательно) | |
М) место диффузии газов. |
3. Голосовой аппарат
Рождение ребенка сопровождается криком. Это значит, что его легкие наполнились воздухом, которым человек будет дышать всю жизнь.
Голос новорожденных и грудных детей — проявление безусловно-рефлекторной реакции, возникающей при голоде, боли, а также под влиянием других внешних и внутренних раздражителей.
|
|
Производит звуки голосовой аппарат гортани. Он включает две пары связок, одна из которых участвует в голосообразовании.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку стали слова И.С. Тургенева: «Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем были и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». (Рассказ «Певцы» из «Записок охотника».)
Итак, голосовой аппарат – это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы.
Органы дыхания (их строение и функционирование, за исключением подробностей, имеющих отношение к гортани, нами уже изучались), создающие воздушное давление под голосовыми складками, – источник звуковой энергии.
Гортань с заключенными в ней голосовыми складками – источник звуковых колебаний. Рассмотрим подробно строение гортани.
Человеческая гортань расположена на уровне IV–VI шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу – в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому «кадыком» («адамовым яблоком»), более развитому у мужчин и образованному соединением обеих пластинок щитовидного хряща.
Схема строения голосового аппарата человека:
1 – гортань; 2 – надгортанная полость; 3 – подгортанная полость; 4 – трахея и бронхи; 5 – полость рта; 6 – носовая полость; 7 – мягкое нёбо; 8 – твердое нёбо; 9 – язык; 10 – задняя стенка глотки; 11 – второй (певческий) рот.
Имеются значительные возрастные и половые особенности гортани. Рост и функция гортани связаны с развитием половых желез. У детей гортань расположена выше, чем у взрослых (нормальное положение устанавливается к 13–14 годам жизни), а у стариков ниже; у женщин несколько выше, чем у мужчин, причем в среднем длина гортани мужчины (44 мм) на 1/3 больше женской (35 мм). У новорожденного ребенка гортань относительно велика. В течение первых 4–5 лет жизни ребенка она растет несколько медленнее трахеи. После шести лет рост гортани замедляется, но перед наступлением половой зрелости у мальчиков рост ее ускоряется и размеры стремительно увеличиваются. В это время изменяется голос мальчиков (мутация голоса).