90 гг. 20 века большое влияние оказ этнографические исследования в рамках качественной стратегии. Ч. Бут и Б. Уэб занимались изучением жизни различных социальных слоев Лондона методом наблюдения в беднейшем квартале Ист-Энда.
Монографич иссл-ие ориентировано на изучение отдельной ситуации, подробное описание ситуации. Осн авторы техники case study: Д. Плат, М, Буровой, Д. Густи, И. Козина.
Полевые иссл-ия предполагают изучение серии типичных ситуаций, когда иссл-ль выбирает совокупность ситуаций, характеризующих поведение людей и анализирует их. Чикагская соц школа в 20-е гг. 20 века появляется плеяда иссл-ей качеств стратегии. Одним из направлений становиться «городская этнография» Р. Парка. Цель: выявление социал болезней, проблем. Андерсон занимался изучением жизни бродяг. Траше изучал банды молодых людей Бургес, Линдеман разработали технику включенного наблюдения
Р.Линд изучал различные городские слои, прежде всего бедные и богатые кварталы на предмет традиций, образа жизни. Предложил 6 направлений изучения общности:
1. средства к существованию
2. оформление жилища, предметное окружение
3. основные стили коммуникации внутри общности
4. светские и религиозные традиции поведения
5. ведущие формы совместной деятельности
6. диалект
Включенное наблюдение погружает наблюдателя в исследовательскую среду. К. Кизи «прежде чем изучить жизнь, надо в нее сначала вляпаться». Это формализованная картина, характеризующая определенное поведение.
НАБЛЮДЕНИЕ – метод, позвол изучить актуальное поведение людей в момент осуществления событий.
40-е гг. растет влияние количественных традиций гарвардской школы, предполаг решение исслед-их задач статистич картины объектов.
Техники:
1. Ч, Мэдж теория массового наблюдения, задача: выявить время м/у опубликованным сообщением в прессе откликом на него.
2. Кэмпбл, Вэбб анлиз изучения чел деятельности. Чит, что можно наблюдать следы чел деят-ти, а наблюдение некорректно.
3. формализованные методы изучения массовых мероприятий. В 50-е гг. растет влияние колич методов, развиваются маркетинговые исслед, основанные на социал. Цель: иссл-ть статистическую картину рынков
4. mystery shopping разв в 60-70-е гг. Исследования качества работы, проф хар-ки, стиль общения персонала различ организаций и предприятий. Особенность: специально подготовленные покупатели с легендой осуществляют полный контроль за деятельностью сотрудников. Цель: изучить нематериальные активы
5. техника стандартизированного наблюдения за массовыми мероприятиями. Разрабатывается в 60-е г. в чикагской школе Бэйкером. Специфика: изуч массовых беспорядков. Смысл: составить портрет аудитории. Цель6 проанализировать подготовку, развитие событий, результаты.
К 70 гг. сложилось 2 напр: традиции качеств методологии (включ наблюдение, кейс-стади, городская этнография) и колич традиция (техн наблюдения следов чел деят-ти, мистерии шоппинг, набл массовых мероприятий)
80-90 гг. активизируются количеств иссл-ия: персонифицированные модели поведения людей, общ-во стратифицировано на небол группы с системой ценностей, рост интереса к индивидуал жизненным историям, актуальному поведению малых социальных групп (семья, клубная субкул-ра)
Истоки метода набл в России восходят к нач 20 века. До революции социологи Рубакин, Ропопорт, Минс использовали техн включенного набл для изучения жизни народа. Разработали программу для сбора сведений о жзни людей. Задачи: описать культурные традиции путем изучения и наблюдения повседневного поведения людей.
Первые исс-ия носили этнографич хар-р.
В 20 гг. 20 века появляется направление иссл-ий, связанных с решением экономич задач (Струмилин, Минс)
6. техн «фотография рабочего дня». Рабочий отмечает в бланке с параметрами чем он занимался через определ интервал времени.
7. в 70-е гг. техника массовых мероприятий, Э. Петров
60-70 гг. проводятся исследования по техн массовых опросов, а также иссл-ия Ольшанского, кот использовал техн включенного наблюдения.
80-е гг. иссл «украсть можно все», Гаеновский (в бригаде шабашников)
сегодня в отечественной социологии интересен учебник А. Готлиб, который рассматривает состояние метода наблюдения рубежа веков в России: колич – маркетинговые иссл, изучение массовых явлений, качеств: интервью, биографич метод, включ наблюд, изучение субкультур.
Наблюдение как метод сбора информации.
Цель: субъект, события, которые произошли либо будут происходить. Метод набл дает возможность изучать актуальное поведение людей.
Наблюдение – метод, позволяющий изучать инф-цию об актуальном поведении людей в момент совершения событий.
Полевое исследование – процесс регистрации событий в момент их осуществления.
Наблюдение позволяет фиксировать текущие события, а не их ретроспективную интерпретацию.
Метод наблюдения (Андреенков) – систематическая визуальная регистрация и восприятие значимых, с точки зрения целей исследования, социал явлений, подвергающиеся контролю и проверке.
М.Н. (Ядов) – прямая регистрация события очевидцем.
Специфика: 1. фиксир актуальное поведение людей в момент совершения событий,
2. естесств ход событий
3. позволяет изучать взаимодействие людей, их совместную деятельность