I. Понятие док-та и функции док-та.
Жизнь человека постоянно протоколируется. Док-т – единственное изобретение человечества, который позволяет сохранять инф-ию.
Док-т – это отчужденная человеческая мысль, это рез-т интеллектуальных усилий челов-ва, живущий своей собственной, автономной жизнью, независим от автора (автор не имеет возможности воздействия на читателя, что-то изменить).
Первичный источник – люди, которые дают инф.
Вторичные источники – док-ты.
Читая текст, мы его всегда заново создаём. Человек, читающий док-т обладает тем же правом авторства, как и автор. Документальный источник – инф. зафиксированная на любом материальном носителе. Инф-ия, заключённая в док-те обладает знаковой и семантической природой: есть содержание (смысл) – заключённая смысловая определённость, семантическая завершенность; знаковая составляющая – стиль речи, шрифт, пунктуация, материальный носитель – т.е. символический смысл (для передачи инф. используются к-то приёмы, которые говорят об авторе).
|
|
Андриенкова: док-т – это ср-во закрепления различным способом на спец. материале инф-ии о фактах, событиях, являющаяся объективной действительностью и мыслительной деят-ю человека. Инф-ия может фиксироваться с помощью букв, знаков…
Док-т – это зафиксированная информация на любом материальном носителе.
Док-т полифункционален. Ф-ии:
I. коммуникативная: обеспечивает передачу сведений. Автор стремится передать адресату своё коммуникативное намерение. Любой док-т – это всегда кодируемая инф-ия, содержащая цели и идеи автора.
автор (коммуникативное намерение) -> док-т (направленный объём инф.) ó адресат
Коммуникативное намерение носит закодированный хар-р -> возникает проблема понимания. Коммуникативное намерение и прочтение док-та могут не совпадать.
II. смыслообразующая[1]: док-т обладает автономией от автора => адресат интерпретирует содержание док-та в русле собственного опыта, мировоззрения…
Бартон: «читая осваиваю наименовать». Читающий декодирует текст, задавая ему собственные интерпретации, сам придаёт смысл тексту. Возможность прочитать текст зависит от степени готовности читателя понять инф-ию.
Лотман: «Семиотика к-ры и понятие текста». Док-т выступает самостоятельным интеллектуальным образованием, играющим активную и независимую роль в диалоге с читателем.
3 условных смысловых планов текста:
1) запротоколированные сведения о социальной реальности (факты, мысли, по поводу которых составляется текст)
2) авторские смысловые интенции, отражающие собственные коммуникативные намерения (то, что автор хочет нам сообщить о том, что он сообщает).
|
|
3) смысловые интерпретации содержания, которые появляются у реципиента при прочтении док-та.
III. ф-ия сохранения сведений о социологической реальности делает возможным трансляцию и сохранение инф-ии о соц. процессе (позволяет обнаружить связь м/у фактами и смыслами). На этой ф-ии основаны направления и методы исследований. Отражают социальные идеологии => можно осуществить сравнительный анализ м/у эпохами. Помогают воспроизвести содержание эпохи.
Козлова, анализируя читательские письма к. 1980-х – н. 2000-х гг., показала, как изменились представления россиян о перестройке, рыночной эк-ке.
IV. ф-ия соц. регуляции: документальные источники оказывают значительное влияние на массовое сознание, регулируют повседневные соц. практики. Док-ты выполняют ф-ию глобальной манипуляции человеческой жизнью. Док-т – это способ регулирования повседневными практиками. Он регулирует и регламентирует жизнь общ-ва, институтов; манипулировать социальными практиками. Док-ты регулируют все соц. процессы => док-т – богатейший источник инф-ии о формах, способах и нормах регулирования жизнью.
Г.Лассуэлл впервые попытался использовать контент-анализ для исследования пропаганды (как ср-во манипуляции людьми).
II. Классификация документов.
Основание | Виды | Особенности |
I. статус документального источника. | 1. официальные, созданные юридическими или должн-остными лицами (госуд. ведомственная стат-ка, протоколы судебных инстанц., сообщения в СМИ рассматриваются как официальные заявления, которые носят протокольный хар-р). | могут быть источником инф. в соц. исследованиях, т.к. регламентируют отношения соц. институтов, полит. субъектов. Официально протоколирует события и процессы, дают возможность, анализируя к-то явления, получить инф-ию о позиции во власти через док-ты. Обеспечивают легитимность позиций, придают ей официал. статус. Эти док-ты можно использовать для исследования официальных позиций различных заинтересованных сторон. Фактические не имеют эмоционального фона. Составляются на языке официальных протоколов. |
2. неофициальные док-ты, созданные частными лицами: дневники, сочинения, фильмы, биографии, фотографии. Не регламентируют жизнь общества, не носят протокольный хар-р. | передают мир представлений, образ мыслей автора; оттенки оригинального языка автора; содержат эмоциональный компонент. В этих док-ах в большей степени присутствуют не изложения фактов, а их интерпретации. Автор представляет ту референтную группу, с которой он себя идентифицирует. Это мир представлений о фактах. Достоверность ниже, чем у официальных. | |
II. моти - вы создания док-ов. | 1. неспровоцированные документал. источники – это источники инф-ии, которые функционируют в общ-ве безотносительно к проводимому исследованию. Используют источники, которые составл. не по просьбе исследования, их генерирует само общество. | эти док-ты протоколируют события, процессы, мысли людей, касающиеся предметной области исследования, не зависят от воли исследователя. Док-ты регламентируют отношения людей, отражают состояния массового сознания той общности, которые изучает. |
2. спровоцированные док. источники, созданные специально для исслед. задач: сочинения, стат-ка, аналитич. записки, тексты экспертных интервью, транскрипты фокус групп, автобиографии, дневники бюджетных расходов. | ориентированы на решения задач. Несут на себе отпечаток исследовательской ситуации. Возможно демонстративное, правильное поведение авторов. Контингент может значительно отличаться от среднестатистической, обычной целевой группы. В таких мероприятиях участвуют гиперактивные или неактивные люди. Относительно понижается степень ответственности авторов за сообщаемые сведения вследствие игрового хар-ра ситуации. | |
III. носитель инф-ии | 1. письменные док-ты (рукописные, машинописные) представляют собой совокупность текстов на любом носителе, выполненном с использованием письменных знаковых символов. | застывная отчуждённая мысль автора. Обладает семантической и лингвистической стр-рой. Семантическая стр-ра – совок-ть смыслов, заключённых в тексте; лингвистическая стр-ра – стиль, техника построения текста. Позволяет идентифицировать автора текста к определённой к-ре. Преимущественно обращ. К рациональной сфере реципиента. Эмоциональная компонента возникает после прочтения. |
2. иконографические док-ты – док-ты, содержащие видео ряд (кино, фото, картины, рисунки, графики, видео) | содержат иллюзию присутствия читателя при происходящих событиях. Позволяет максимально приблизить реципиента к эмоционал. фактам. Содержит не только смысловой компонент, но очень богат эмоционально (для имиджевой рекламы – видеоряд, для информ. рекламы – текст). Видеоряд может передавать внетекстовую реальность (дыхание эпохи). Обязательно переводить в текстовую форму при интерпретации содержания. | |
3. фонетические док-ты содержат аудиоряд (радио, записи, пластинки) | Преимущественное обращение к эмоциональной сфере реципиента. Обязательность перевода в текстовую форму при интерпретации содержания. Обладает семантической и лингвистической стр-рой (стиль, культура речи, тембр голоса, хар-р звучания, кач-во записи). |
III. Проблема достоверности документальной информации.
|
|
Проверить: получили ли мы инф-ию от той целевой группы, от какай хотели (искренность, правдивость людей). Должны быть надёжные источники. Проблема надёжности широко обсуждается. Основные позиции, по которым оценивается достоверность (Ядов):
1) статус документального источника - разные источники обладают разной степенью достоверности: официал. док-ты более достоверны, чем неофициальные; неспровоцированные источники более надёжны (эти позиции можно оспорить). [поправочный коэф. на враньё – 1,43 (люди становятся относительно более бедные в феврале[2]];
|
|
2) наличие процедур контроля – документальная инф-ия считается более достоверной, если исследователь может проверить содержание сведений с другими;
3) отсутствие фактуальной инф-ии – если автор высказывает своё мнение, снижается достов-ть (автор не был свидетелем, не компетентен, со слов кого-то);
4) мотивы создания док-ов: наиболее достоверные – если сведения не затрагивают интересы самого автора, если сведения, сообщаемые автором, малозначимы для него. Менее достоверные – те, в которых автор лично заинтересован;
5) обстановка создания док-та может располагать к объективности или наоборот. Если автор не подвержен влиянию среды – более достоверные сведения.
Выбор критериев достоверности зависит от личности исследователя. Чем больше взаимопроверяемых источников, тем более объективна инф-ия (надо брать разные источники).
IV. Типичные направления использования анализа типичных источников:
A. Библиометрическое исследование предполагает изучение тенденц. состояния и тенденц. развития науки. Эти исследования разраб. Институтом научной инф-ии Филадельфии; автор – Гардфильд. Анализируется вся инф-ия, касающаяся научных изданий, публикаций на предмет создания и развития различных научных направлений, которые исследуются по кол-ву ключевых слов (составляется база данных, которая анализируется на предмет научных мыслей; анализируют заголовки, тематику). Ежегодно дополняются 700 тыс. работ к базе данных, смотрится рейтинг цитирования авторов; развитие пограничных областей науки. Прогнозируют научные открытия и развитие науки.
B. Изучение пропаганды и коммуникации (Лассуэлл в 1937 г.) – изучение анализа пропаганды: исследование пропаганды, стратегии её ведения, изучение приёмов манипуляции в массовом сознании (распространение фашизма в Германии и США), разработка основных методов анализа манипуляции общественным сознанием при помощи символов. В конце 2-ой М.В. удалось док-ть профашистскую агитацию некоторых американских изданий (метод обнаружения).
C. Анализ информационного пространства рынков (маркетинговое направление), мониторинг (со времён Гэлопа)[3].
D. Анализ личных документальных источников[4]. В рамках этого направления развивается традиционный анализ док-ов, где док-т рассматривается как некая целостность, как текст, несущий в себе представления, переживания, эмоции. Это направление берёт своё начало от Знаменского и … Личные документальные исследования представлены чикагской школой. Польские исследователи в 30-50-е гг. доказали, что авторами мемуаров являются специфические слои общества (больше склонны женщины). Доказали заказной хар-р мемуаров.
Информационное пространство рынков: любая рыночная среда развивается в насыщенном информационном пространстве, где много документальной инф-ии. Реклама – совокупная направленная коммуникация от производителей и поставщиков к потребителю. На 80% анализ рекламы и информационного пространства рынка изучается путём анализа док-ов; мониторинг рекламы (анализ: объём, содержание, направление, формы). Информационное пространство рынка представлено документальными источниками, направленными на перспективу развития конъектуры рынка (8-10% инф-ии). Инф-ия о состоянии рынка: бизнесиздания, материалы маркетинговых исследований, госуд. ведомственная стат-ка (аналитические обзоры рынка, мнения, позиции). Общедоступные и эксклюзивные материалы. Внутренняя документация предприятий, работающих на рынке, которая позволяет оценивать собственный потенциал, сильные и слабые стороны рынка. Методы – анализ док-ов в виде колич. (контент анализ, анализ статистики).
E. Сравнительные социологические исследования. Основоположники – Дюркгейм и Вебер, которые изучали, сравнивали развитие в различных странах, проблемы государственного устройства (Д.), религии (В.), им принадлежат первые разработки.
После I М.В. развитие метода – в работах Блоха, Мертона, Полани: жизнь стран приобретает всё более и более открытый хар-р, т.к. возникают возможности обмена инф-ией -> возможности развития исследований, посвящённых сравнению развития общества в разных странах.
Мертон изучает особенности идеологических систем стран Европы и Америки.
После II М.В. появляются работы Смелзера, Мура, Бенгенгса: вопросы, связанные со сравнительным анализом демократий в различных странах.
Смелзер в к. 50-х гг.изучал в/д-ие индустриального общества на организацию полит. систем в различных странах -> разработал технику сравни тельного социологического исследования.
В 50-х гг. появляются первые учебники, формируются основные требования (для проведения сравнительного исследования необходимо учитывать):
1. языковые барьеры, которые должны учитываться для изучения док-ов -> ретесты, которые направлены на согласование семантического пространства разных стран[5]. Составление универсальных тезаурусов[6].
2. система заменяемых показателей в статистике не совпадают в разных странах.
3. при проведении сравнительного исследования важно обращать внимание на достоверность источников, т.к. труды авторов могут носить предвзятый хар-р (в интересах власти, идеологии, личных взглядов).
V. Использование документальных источников на различных этапах социологических исследований[7].
VI. Документация социологического исследования.
Новый класс источников: социологическая инф-ия, которая существует в виде различных банков данных.
Основные требования к описанию базы данных: чёткое описание задач, гипотез, концептуальное подробное описание процедуры выборки (тип, объём).
Обработка данных в формате SPSS.
Базы данных существуют в любом исследовательском агентствах (часто носят закрытый хар-р) используются для изучения динамики.
Банки инструментариев для проведения исследования: банки анкет, бланки анализа док-ов, бланки кодировки и мониторинговых исследований.
Документация должна содержать:
1) программу исследования (исследовательские задачи, концептуальные модели исследования, эмпирическую модель исследования (индикаторы)). Методическая стратегия - совокупность методов, котор. использовали… описание объекта и выборки… география и время проведения следования (где и когда).
2) инструментарий сбора инф-ии: методический пакет (анкета, бланк кодировки, инструкции к нему (карточки, визуальные подкрепления (в виде фотографий)); все маршрутные листы, квотные задания, квотные контакты.
3) база данных в электронном формате (колич.; все транскрипты кач.)
4) отчёт (программа презентации).
Пакет док-ов, оформляющий отношения агентства и заказчика – договор, регламентирующий:
участие исследователя и заказчика в реализации исследования;
права на инф-ию (чтобы исследователь не продал или опубликовал исследование). Какие права на инф-ию имеет заказчик и исследователь. Условия конфиденциальности, сроки конфиденциальности;
финансовые отношения (стоимость работ, смета, этапы выплат, сроки выполнения работы).
Приложение: техническое задание (программа) + отчёт (в какой форме).
Виды и техники метода анализа док-ов:
1. традиционный анализ док-ов
2. дискурс – анализ док-ов
3. «опрос» текста
4. информационно-целевой анализ текста
5. контент анализ.
Традиционный анализ документов [8]
(авторство – чикагская школа; «метод интерпретаций» - У.Томас, Энджелл)
Практика исследования документальных источников развивается в рамках традиционного анализа (неформализованного анализа), тяготеющего к кач. методам. Предполагает целостное восприятие содержания док-та, направленное на проявление коммуникативных намерений автора, на описание способов лексических приемов, норм реализации коммуникативных намерений.
Особенность: исследователь – в роли интерпретатора текста. Исследователь осуществляет личное прочтение содержание документа => рез-ты носят печать исследователя. Мало чем отличается от обычного повседневного чтения (воспринимаем, понимаем, интерпретируем) -> «метод интерпретации», т.к. рез-т – исследовательская интерпретация текста.
Чем отличается от повседневного прочтения?
ü подбор документальных источников для анализа осущ-ся не стихийно, а в соответствии с исследовательскими задачами. В кач-ве объекта выбираются только те задачи, которые содержат инф-ию о проблеме (уже на этом этапе – субъективное прочтение, т.к. исследователь осуществляет выбор текстов; какие-то он берёт, от каких-то отказывается; на уровне отбора роль автора велика)
ü восприятие содержания текста подчиняется исследовательским задачам (техника реингуляции)[9]
ü определение подлинности источника (оригинал, инф-ия надёжна, достоверна)
ü рез-ом традиц. анализа явл-ся построение систематизирующей категориальной модели содержания исследовательского массива (коммуникативное намерение авторов, аргументации, приёмы должны быть упорядочены, систематизированы).
Метод интерпретации реализуется в следующей процедуре, которая делится на несколько этапов работы с текстом[10]:
I. внешний анализ док-ов:
1) подлинность док-ов и достоверность инф.
2) хар-ка автора документов (соц.-демограф., особенности авторского стиля и языка (соц. группа), который может говорить о принадлежности автора к определённому культурному пространству)
3) описание социального контекста созд-ия док-та (время, место, сопутствующие события)
4) мотивация создания док-та. Не имеет прямого отношения к содержанию, хар-ет условия создания, даёт возм-ть интерпретировать содержание.
II. внутренний анализ содержания док-ов:
1. каково коммуникативное намерение автора; какую идею, смысл, мысль он пытается донести до читателя; система аргументов. Исследователь последовательно читает текст, выписывает коммуникативные намерения и их систематизирует
2. отношение автора к теме (положит., негативное; поддерживает, не поддерживает, просто сообщает)
3. какие лингвистические ср-ва использует автор для коммуникации с аудиторией (стиль (прямой, косвенный), языковые приёмы)
4. к какой аудитории обращается автор
В итоге мы составляет полную структурную картину содержания исследуемых документальных источников.
Импрессионистский анализ текстов
Исследователь последовательно читает один текст за другим и развивает теорию (выдвигает гипотезу -> затем её опровергает -> строит новую).
Можно выдвинуть изначально какую-то гипотезу. Задача исследователя не док-ть, а опровергнуть гипотезу. Если она не опровергнута, то исследование заканчивается. Это день развиваемых гипотез (гипотезы формируются под впечатлением от прочтения).
Дискурс анализ документальных источников [11]
Реализует постструктуралистскую методологию. Основан на идее полидискурсивности любого текста, который проявляет себя в зависимости от того, под каким углом изучаем текст. Любой текст бесконечен с т.зр. его интерпретации. Важно при анализе текста рассматривать и учитывать вопрос о том, какие интенции (направления) прочтения текста задаёт исследователь.
Огромное внимание дискурс. анализ уделяет вопросу о том, какие приёмы использует автор при составлении содержания текста. Выявить речь и поведение автора (как при помощи лингвистических приёмов автор позиционирует для адресата себя и своё сообщение). [я как президент обращаюсь к народу: с позиции, статус, пытается провести свою мысль].
Дис. анализ предполагает определение приёмов кодирования смысла, как осущ-ся вербализация коммуникативного намерения автора.
Изучение речи, поведения авторов, кодирование, позиционирование себя в рамках социального контекста – всё изучается.
Основные категории, которые структурируют дис. анализ:
а) самоидентификация автора (какие номинации он использует)
б) целевая аудитория (к кому обращается)
в) способ вербализации коммуникативного намерения (как автор кодирует смысл передаваемый в тексте (один смысл можно составить по-разному))
г) коммуникативная ситуация: позиционирование своей (авторской) позиции относительно значимых для него групп (кого автор привлекает в соавторы, сторонники). Факт единения коммуникаторов; к кому автор примыкает.
Процедура: выбирается массив текстов, которые последовательно читаем, хар-ем и систематизируем.
Прочтение каждого текста в отдельности – это последовательный диалог с каждым из авторов. «+» связь текста и принадлежности автора к соц. группе, связь с социальным контекстом.
«Опрос» текста
- методика, имеющая промежуточный хар-р (кач. стратегия + систематизированный хар-р). Этот метод позволяет провести условно заочное интервью труднодоступных соц. групп (элита), не обращаясь к первичному источнику. Позволяет получить исходные сведения от информанта не проводя с ним интервью.
Его смысл: понять насколько позиция некоего социального суб-та соответствует позициям политической и бизнес элиты, которая может его поддерживать или не поддерживать (кандидат в депутаты).
Процедура: 1. разрабатывается вопросник, содержащий список тематических блоков, каждый из которых содержит список вопросов, ответы на которые кодировщик ищет в текстах выступлений интересующих его авторов (публикаций). Тексты должны быть оригинальными и содержать значимую для нас информацию.
2. последовательно изучает каждый текст, расписывает рез-ты интервью. Родман предложил рассчитывать показатель совместимости «претендента и электората». [ ], где х(i) – число респондентов (%); мнения, которые совпадают с позицией кандидата. (i) – вопрос. Е – сумма всех вопросов по всем респондентам, по которым мнения политика совпадают с мнениями людей. N – число вопросов, используемых в анализе. Х – число респондентов. 100 – коэффициент-Т, который позволяет перевести в диапазон от 0 до 1. Если рез-ты выше 0,5 (-> к 1), то у кандидата исходная посылка будет находить поддержку у аудитории.
Информационно-целевой анализ [12]
Эта техника частично формализована. Каждый текст рассматриваем как самостоятельную смысловую целостность. Предназначен для комплексного анализа информативно целевой стр-ры текстовых источников инф-ии. Основная цель ИЦА – определить информативную силу текста, степень его направленности на реализацию коммуникативного намерения автора; выяснить насколько текст сконцентрирован вокруг коммуникативного намерения автора; информативная сила текстов. Этот вид анализа используется для изучения определённых пропагандистских направлений, для анализа предвыборных выступлений. Позволяет определённое коммуникативное намерение и степень интенсивности воздействия текста на аудиторию.
Предварительное тестирование текстов можно применять для определения информативной силы в предвыборочных, рекламных компаниях (насколько силён текст, избыточен).
Процедура: текст рассм-ся как иерархия смысловых блоков. Смысловые блоки упорядочены относительно коммуникативного намерения автора (либо усиливают и укрепляют его, либо ослабляют и уводят в сторону).
Позволяет рассчитывать пок-ль интенсивности текста:
1) выявление макростр-ры текста (тексты исследуется последовательно). Макростр-ра представляет собой выделение предикатов. Предикат 1-го порядка - словесная формулировка коммуникативного намерения автора, которое мы и выписываем (м.б. в заголовке, в контексте, прямо м/у строк). Предикат 2-го порядка – тезисы и аргументы, подкрепляющие опорные для коммуникативного намерения..… Предикаты 3-го, 4-го, 5-го порядка (второстепенные) – иллюстрации к аргументам, иллюстрации к иллюстрациям, отступления от основной темы.
2) анализ микростр-ры текста – выявление и подсчёт синтаксем, т.е. ключевых слов в каждом предложении, входящих в данный предикат (2-го порядка). Хорошо составленная микростр-ра позволяет реконструировать его.
3) считаем информативность текста = ________ общее количество синтаксем________
число синтаксем предикатов 1-го и 2-го порядка
Значения от 0 до 1: чем ближе к 1, тем более информативен текст.