Методические рекомендации. 2. "Найди общих героев на картинках"


.

2. "Найди общих героев на картинках"

Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.
Игровое действие Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках.
Методические рекомендации

· Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.

ПР: При работе с серией картинок "Кошки, пытающиеся поймать воробья" (сюжет из четырех кадров) воспитатель обращает внимание детей на объект - воробья, который на последнем, 4-ом кадре, едва виден. Воспитатель предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти объекты, перемещенные на второй план.

3. "Найди место, в котором происходят события"

Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов.
Игровое действие
Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия. Методические рекомендации

· На начальном этапе освоения алгоритма следует подбирать серии картинок с постоянным местом действия ("Кошки, пытающиеся поймать воробья", общее место - полянка у пенька).

· Со временем детям предлагаются серии картинок, где место действия изменяется (серия картинок по рассказу В. Осеевой "Почему?", место действия - двор, в который выгоняют щенка, и кухня, где разбивается чашка).

4. "Определи время событий"

Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках.
Игровое действие: предложить детям определить время года или части суток на каждой картинке.
Методические рекомендации

· Воспитатель подбирает серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке ("Кошки, пытающиеся поймать воробья" - светлое время суток и теплый период года). Принимаются ответы детей типа: "Это день", и "Это лето".

· Затем детям предлагаются серии картинок со сменой событий во времени (серия "Выращиваем помидоры").

· В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

5. "Назови действия героев"

Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия.
Игровое действие
Предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект- действие - цель действия. Воспитатель задает вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?" Аналогично обсуждаются все сквозные герои.
Методические рекомендации

· Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель отодвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой.

· Целесообразно использовать какие-либо символы, обозначающие три базовых вопроса:

- Кто делает?
- Что делает?
- Зачем делает?

6. "Что за чем?"

Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.
Игровое действие
Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет позже", выстраивая картинки в логический ряд.
Методические рекомендации

· На этом шаге воспитатель (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, воспитатель не должен его останавливать. Он предлагает посмотреть на ставшиеся картинки и поставить их между какими - либо кадрами. Опыт показывает, что дети самостоятельно дополняют логический ряд оставшимися картинками.

ПР: работа с серией картинок "Девочка играет с куклой" предполагает такую последовательность расположения:

картинка 1: девочка одевает куклу после сна;
картинка 2: девочка гуляет с куклой;
картинка 3: девочка купает куклу;
картинка 4: вытирает ее полотенцем.

Из перепутанного ряда ребенок выбирает картинку № 3 за основу, далее ставит картинку 4 справа, затем кладет картинку №1 слева от № 3 и оставшуюся №2 самостоятельно ставит между 1 и 3. Такая последовательность действий ребенка считается правильной.

· Возможные ошибки детей и уточняющие вопросы воспитателя

- В случае нарушения логики временных связей предлагается вспомнить последовательность частей суток или времен года, их характерные признаки.
- В случае нарушения логики в установлении места действия воспитатель задает уточняющий вопрос: "В каком месте происходит последующее действие?"
- Если ошибка связана с изменением признаков объекта, воспитатель предлагает обсудить, в результате чего это произошло и установить причинно - следственную связь.

ПР: серия "Разбитая чашка".
Ребенок положил картинку, где изображены осколки, около мальчика, а следом положил картинку "мальчик вытирает чашку". Возможные вопросы к ребенку: "Что это за осколки? Какого они цвета? Чем могли быть раньше? В результате чего могли возникнуть?" Ребенок самостоятельно исправляет свою ошибку (сначала должен идти кадр, где чашка целая, а потом тот кадр, где она представлена в виде осколков). Ребенок делает предположение: чашка выпала из рук мальчика.


В случае, если ребенок быстро и верно выкладывает серию картинок, воспитатель может поспорить с ним, предложив заведомо неправильную последовательность. При этом решается задача формирования у ребенка умения доказывать свою правоту, исходя из объективных фактов.

7. "Составь рассказ"

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
Игровое действие
Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую
модель:
1. Однажды (указание времени года, части суток)
2. в таком - то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре),
3. такой - то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре), 4. делал (делали) то - то для того - то.
5. Потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия)
6. и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий
7. В результате получилось то - то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой - то.
8. Придумать название получившемуся рассказу.

Методические рекомендации

· Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности "следователя", "сыщика" или "режиссера отснятого фильма". Главное в рассказе ребенка - это повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует. Не рекомендуется также позволять ребенку додумывать действия, которых нет на картинках.

8. "Вспомним, как играли с картинками"

Цель: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимую для составления логически верной серии картинок.
Игровое действие
Предложить детям вспомнить, в какие игры играли с картинками и какие действия при этом выполнялись.
Методические рекомендации

· Работа на этом шаге возможна с 4,5 - 5 - летнего возраста.

· Последовательность работы с серией картинок:

- сначала картинки выкладываются в ряд слева направо произвольно,
- находятся сквозные общие герои и предметы (объекты),
- определяются места действий,
- обозначается время действий,
- поочередно на каждой картинке называется объект - действие - цель действия,
- потом "снимается фильм", то есть выкладывается логическая последовательность "кадров";
- в заключении кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму).

· Воспитатель может принять рассказ как коллективное творчество детей, присутствующих на данном занятии, либо предложить только одному ребенку произвести полное озвучивание. Другие же дети при этом выступают в роли зрителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: