Ценообразование в рыночной экономике

Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. При затратном ценообразовании в основу формирования цены кладутся издержки производства и обращения.

Эффективная политика издательства в области ценообразования - важный инструмент маркетинговой деятельности. Задачи, решаемые в ходе ее реализации, это, прежде всего продажа тиражей издаваемых книг, обеспечение необходимого уровня рентабельности и приемлемых сроков возврата вложенных средств. Определяющим звеном в цепочке ценообразования является этап формирования цены в издательстве.

В практике издательской деятельности при разработке общей ценовой политики издательства и расчете цен на конкретное издание применяется многоэтапный подход.

Уровнень цен определяется в зависимости от целей и задач издательства, решаемых как в краткосрочном периоде, так и в перспективе. Перспективной целью издательства является получение максимальной прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выбраны такие цели, как защита своих позиций, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок с новым изданием, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов и пр. В зависимости от решаемых задач издательство может стремиться к сохранению установленного уровня цен или к его изменению и осуществлять эти изменения разными методами.

Выбор ценовой политики определяется также типом рынка (типом конкуренции на рынке), масштабом деятельности издательства, его финансовым положением, положением на рынке и др.

Формирование цены включает в себя шесть этапов:

1. постановка целей и задач ценообразования;

2. определение спроса;

3. оценка издержек производства;

4. анализ цен и продукции издателей-конкурентов;

5. выбор метода ценообразования;

6. установление окончательной цены.

Задачами и целями ценообразования могут быть:

обеспечение выживаемости издательства (в случае жесткой конкуренции на рынке издатель в интересах своего выживания может устанавливать цены на уровне, лишь незначительно превышающем издержки производства);

получение максимальной текущей прибыли (предполагает установление такой цены, которая обеспечивает максимальную прибыль);

завоевание лидерства на рынке по показателям доли рынка или по показателям качества продукции (в случае высокого спроса на продукцию).

Спрос - важнейший показатель, влияющий на величину цены. Основными факторами, влияющими на спрос, являются: качество продукции; розничная цена; доходы потребителей; читательские вкусы и предпочтения; общее число потребителей, входящих в целевую группу; наличие аналогичной продукции на рынке; инфляционные ожидания,

Большое влияние на спрос на издательскую продукцию оказывает стремительное развитие и распространение электронных, мультимедийных изданий.

Издержки производства служат исходной базой для определения нижней границы цены. Верхняя граница цены находится в прямой зависимости от спроса и платежеспособности потребителей. Таким образом, цена на конкретное издание определяется в некотором интервале, имеющем нижнюю и верхнюю границы.

Изучение и анализ цен и изданий конкурентов - важнейший этап определения цены на новое издание. Если новое издание аналогично по своим параметрам подобным изданиям основных конкурентов, то его цена должна быть близка к цене конкурентов; если параметры нового издания хуже, то издатель не может установить такую же, как у конкурентов, цену. Большую, чем у конкурентов, цену можно установить тогда, когда новое издание имеет лучшее качество либо иные достоинства по сравнению с изданиями конкурентов.

Все разнообразие применяемых методов ценообразования можно свести к трем наиболее распространенным:

· затратному;

· ориентации на спрос;

· обеспечения целевой прибыли.

Эти основные методы на практике дополняются производными от них.

Книжная продукция обладает рядом особенностей, которые определенным образом влияют на принятие решения издателем при определении им цены на свою продукцию. К ним относятся:

широчайший ассортимент;

оценка покупателем продукта преимущественно по его содержательным, а не формальным характеристикам;

Отпускная цена издательства - цена, с которой товар выходит с предприятия. Отпускная цена издательства складывается в зависимости от конкретных обстоятельств, принятой стратегии ценообразования или общей стратегии издательства на том или ином этапе его деятельности.

В общем виде издательская (отпускная) цена книги складывается из ее себестоимости и наценки издателя:

Себестоимость книги = стоимость рукописи (авторский гонорар) + расходы издательства по подготовке рукописи к печати (редакционно-издательские расходы) + расходы на полиграфические материалы и работы (типографские расходы) + расходы по продвижению и распространению издания + накладные расходы издательства.

Наценка издателя или его валовой доход - это доля отпускной цены, устанавливаемая издателем для получения им средств для дальнейшего воспроизводства.

Несмотря на общие методические подходы к формированию цены, единой политики ценообразования в условиях рынка нет. Однако, в любом случае, при определении отпускной цены издательство должно знать конъюнктуру рынка.

Схема ценообразования в издательстве:

Цт = Ст + Пн + НДС, где

Цт - отпускная издательская стоимость тиража;

Ст - себестоимость тиража;

Пн - налогооблагаемая прибыль;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: