Основные характеристики наблюдения как метода сбора маркетинговой информации

Достоинства:

1.Независимость хода исследования от объекта наблюдения, от его желания участвовать в этом процессе и способности выражать свои мысли (отсутствует языковой барьер).

2.Высокая объективность, так как наблюдению подвергаются только фактически произошедшие события, нет зависимости от памяти или компетенции наблюдаемых людей.

3.Возможность восприятия неосознанного поведения людей.

4.Возможность учета окружающей обстановки

5. Возможность регистрировать событие в момент его возникновения (прямая регистрация событий).

6.Отсутствие непосредственно взаимодействий между наблюдателем и наблюдаемым, поэтому снижается вероятность искажения информации в силу влияния исследователя или в силу желания респондента выглядеть лучше.

7.Возможность отделить факты вымысла (от того, как респондент представляет себе это действие).

Недостатки:

1.Низкая репрезентативность, так как невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки.

2.Селективный отбор объектов наблюдения (наблюдатель из общей массы выберет какие-то отдельные объекты).

3.Субьективность восприятия наблюдаемых событий (наблюдатель может воспринять определенные жесты или мимику неправильно под влиянием собственного видения и мировоззрения, смешивать результаты наблюдения и выводы, что особенно характерно для свободного наблюдения).

4. Наличие «эффекта наблюдения».

5. Невозможность наблюдения многих факторов.

6.Ограниченность времени наблюдения временем свершаемого события.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НАБЛЮДЕНИЯ

Процесс подготовки и проведения наблюдения предполагает след. этапы:

1. Подготовительный этап включает след. действия:

• определение места данного метода сбора информации в общей программе исследования, целей и задач наблюдения;

• определение объекта и предмета наблюдения;

• выбор места и времени наблюдения, обеспечение доступа к среде наблюдения;

• выбор формы наблюдения;

• разработка процедуры наблюдения;

• разработка бланка наблюдения и его апробация;

• подготовка оборудования, тиражирование необходимых доку­ментов;

• подготовка инструкции для исполнителей;

• подбор кадров и инструктаж наблюдателей, при необходимости их тренинг.

2. Полевой этап -связан со сбором информации в полевых условиях и контролем работы наблюдателей.

3. Аналитический этап - включает обработку результатов наблюдения и подготовку отчета.

Рассмотрим более подробно каждый их этапов процесса подготовки и проведения наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: