Необходимость разработки и реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года

Активное развитие и эффективное функционирование железнодорожного транспорта является одним из необходимых условий и одновременно - действенным инструментом для обеспечения перехода российской экономики к инновационному пути развития, повышения ее конкурентоспособности и укрепления экономического суверенитета Российской Федерации. Однако современное состояние отечественных железных дорог без изменения темпов модернизации может стать системным ограничением социально-экономического развития страны.

Для того чтобы преодолеть это системное ограничение необходимо в период до 2030 года реализовать Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года должна обеспечить системность в документах и решениях, принимаемых органами исполнительной власти во исполнение поставленной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным задачи добиться эффективной реализации уникального географического потенциала страны на базе комплексного развития всех видов транспорта и связи[10] в части, касающейся железных дорог России.

Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года[11] определены следующие цели развития железнодорожного транспорта:

- создание современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;

- повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

- повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

- улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

Инструментом реализации Транспортной стратегии является среднесрочная федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)», утвержденная Правительством Российской Федерации, и входящие в нее подпрограммы «Железнодорожный транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг»[12]. Их действие заканчивается в 2009 году.

Стратегическая программа до 2010 года и основные направления развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года[13] имеет статус внутрикорпоративного документа и охватывает только проблемы развития ОАО «РЖД». Горизонт планирования в указанной программе ограничен 2015 годом.

В качестве технико-экономической основы модернизации и развития железнодорожного транспорта в рамках корпоративной стратегической программы разработана Генеральная схема развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» на периоды до 2010 и 2015 годов по наиболее перспективным направлениям. Однако она также носит внутрикорпоративный характер и требуемые для ее реализации внешние инвестиции не подтверждены реальными источниками.

Необходимость увеличения горизонта планирования при определении путей решения задач развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется следующими обстоятельствами:

- необходимость обеспечения опережающего развития сети железных дорог как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов;

- значительная продолжительность (порядка 20 лет) периода проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность объектов железнодорожной инфраструктуры;

- масштабность работ по коренной модернизации железнодорожного машиностроения и выхода российских предприятий на соответствие мировому уровню железнодорожной техники, обеспечивающей эффективность и конкурентоспособность российского железнодорожного транспорта.

Все это обуславливает необходимость дальнейшего развития нормативной базы развития отрасли, обеспечение системного решения вопросов и расширения горизонтов планирования целевого состояния железнодорожного транспорта.

Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года должна стать основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально-значимых результатов.

В результате реализации Стратегии железнодорожный транспорт Российской Федерации должен превратиться из фактора возможного риска ограничения роста российской экономики, в источник ее устойчивого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: