Система управления развитием поселений и территорий

Сущность системы управления развитием поселений и территорий. Управление развитием поселений и территорий (градорегулирование) система целенаправленных действий, обеспечивающих согласованное развитие городских и сельских поселений, межселенных территорий (сельскохозяйственных, лесохозяйственных, рекреационных, природоохранных и других) систем общественного обслуживания, производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур.

Управление развитием поселений и территорий включает:

· разработку градостроительной политики, определяющей выбор стратегических и тактических целей градостроительного и территориального развития;

· обеспечение условий достижения этих целей вдолгосрочной и краткосрочной перспективе;

· разработку нормативной и проектной модели будущего состояния пространственной организации поселений и территорий;

· разработку программ и планов реализации этих моделей;

· обеспечение реализации программ и планов;

· контроль за фактическим распределением и эффективностью инвестиций, обеспечение обратных связей.

Принятие управленческих решений в градостроительстве – это, как правило, компромисс, учитывающий комплексно государственные, общественные и частные интересы. Однако далеко не все столкновения интересов можно привести к консенсусу. Управленческие решения следует направлять на достижение стратегических целей градостроительного развития, учитывая в то же время интересы субъектов градостроительной деятельности. Споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, рассматриваются органами государственного управления, исполнительными и распорядительными органами, судом, в пределах их компетенции.

Очень важно, чтобы процедуры градорегулирования обеспечивали уважение к правам личности, учитывали потребности, предпочтения, культурные традиции разных социальных групп. Демократизации процедур управления процессами градостроительного развития является способом более полного учета интересов людей, живущих на данной территории.

Законом «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» предусмотрено право пользователей на получение информации о состоянии среды обитания, на участие в улучшении ее качества, на организацию независимой профессиональной экспертизы программ и проектов. Однако механизм реализации этих прав белорусским законодательством пока не оговорен. В западноевропейских странах разработана достаточно эффективная система непосредственного участия в принятии градостроительных решении всех граждан, чьи охраняемые законом интересы этими решениями затрагиваются. Законодательно определен порядок, форма, квоты, процедура, регламент участия общественности в рассмотрении различных видов градостроительной документации. Это способствует соблюдению баланса частных, общественных и государственных интересов.

Методы градорегулирования. Предотвращение нежелательных диспропорций в процессах развития поселений и территорий требует координации градорегулирования, внесения коррективов и ограничений путем законодательных, нормативных и других действий.

Правовые методы градорегулирования включают законодательно установленные механизмы реализации градостроительной политики, регламентирование прав, обязанностей и ответственности органов управления всех уровней и субъектов градостроительной деятельности, правовое закрепление градостроительных стандартов и регламентов, порядка согласования и утверждения проектно-планировочной документации, а также санкции за нарушение законов.

Экономические методы градорегулирования включают налогообложение земли, платежи за территориальные и природные ресурсы, за выбросы (сбросы). Система налогообложения служит эффективному использованию ресурсов, содействует получению доходов. Налогообложение находится под контролем государства и корректируется в зависимости от достигнутых результатов.

Административные методы градорегулирования- решения, постановления, указания, ведомственные инструкции, правила и другие документы, принимаемые органами управления, не имеющие правового статуса, но обязательные для использования подведомственными организациями.

Сложность оценки эффективности управленческих решений в градостроительстве связана с длительностью срока получения результата от принимаемых решений, так как объективно оценить достигнутый результат можно только через многие годы, а то и десятилетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: