Практически все различимые нами цвета могут быть составлены из некоторого сочетания трёх первичных цветов, посредством аддитивного (суммирующего) либо субтрактивного (разностного) процессов синтеза. Аддитивный синтез создаёт цвет, добавляя свет к тёмному фону, а субтрактивный синтез использует пигменты или красители, чтобы избирательно блокировать свет. Понимание сути каждого из этих процессов создаёт основы понимания воспроизведения цветов [2,7,16].
Рисунок 14 - Аддитивное смешение цветов
Если мы имеем несколько единичных цветов f1, f2, f3 …….., fn с координатами Х1, Y1, Z1; ……., Xn, Yn, Zn, то в результате сложения m1 единиц одного цвета, m2 единиц второго цвета и т.д. получим новый цвет mf:
;
Легко показать, что координаты цветности нового цвета, полученного в результате сложения нескольких цветов, могут быть выражены следующим образом:
;
;
Поскольку модуль суммы векторов равен сумме модулей, можно записать:
;
Из этих уравнений следует, что в случае аддитивного смешения двух цветов соотношение координат цветности можно представить следующим уравнением:
|
|
;
Это выражение представляет собой уравнение прямой, проходящей через две точки с координатами х1у 1 и х2у2, т.е. через две точки на цветовом графике, соответствующие двум исходным цветам. Таким образом, цвет, полученный в результате аддитивного смешения двух цветов, обязательно лежит на прямой, которая соединяет точки, соответствующие исходным цветам на цветовом графике.
При таком аддитивном смешении насыщенные красный, синий и зеленый цвета называют «основными». При одинаковой степени раздражения двух нервных центров получаются, желтый, голубой и фиолетовый цвета, которые носят название дополнительных. Смешение первичных цветов с дополнительными дает белый цвет.
Например, если к красному добавлять в растущей пропорции зеленый, получаются очень насыщенные желто-красные, желтые, желто-зеленые и зеленые тона. Если к зеленому добавлять в растущей пропорции синий, это приведет к появлению глубоких сине-зеленых тонов. Смешение синего с разными количествами красного даст насыщенные оттенки пурпурного.
Вычитание цветов – столь же возможная операция, как и сложение. Смешение цветов, сводящееся к их вычитанию, носит название субтрактивного смешения. Однако, если операция сложения цветов всегда реально выполнима, то вычитание возможно только в том случае, если имеет место взаимное перекрывание спектров пропускания или отражения.
На рисунке 15 приведена схема субтрактивного смешения цветов.
Рисунок 15 – Субтрактивное смешение цветов
Принцип аддитивного сложения и субтрактивного вычитания рассмотрим на примере желтого и синего пигментов, спектры, отражения которых представлены на рисунке 16. Результат синтеза цвета приведен на рисунке 17.
|
|
1 – спектр отражения синего пигмента, 2- спектр отражения желтого пигмента;
Рисунок 16 – Спектральная зависимость коэффициента отражения от длины волны
1 – аддитивное сложение, 2 - субтрактивное вычитание цвета пигментов представленных на рисунке 14;
Рисунок 17 – Синтез цвета
Субтрактивный принцип используется в фотографии и полиграфии. Этот процесс синтеза компенсирует недостатки аддитивного метода. В отличие от последнего, субтракция начинается с белого (как если бы свет исходил от бумаги, освещенной белым светом), и затем, путем вычитания красного, зеленого и синего цветов из белого света, получается конкретный оттенок цвета, серый и черный цвет. Черный цвет возникает при наложении красок цветов, противоположных красному, зеленому и синему – голубого, пурпурного и желтого, соответственно. Цвета получаются вычитанием света, падающего на бумагу (которая отражает красный, зеленый и синий в одинаковой пропорции). Желтая краска поглощает синий свет, пурпурная – зеленый, а голубая – красный. Пары этих красок, смешанные в равной пропорции, создают дополнительные цвета, которые одновременно являются основными в аддитивном синтезе, с их помощью воспроизводится весь спектр видимых цветов.
Используя явления субтрактивного смешения, получают смешанные зеленые пигменты путем механического смешения или соосаждения желтых и синих пигментов (смеси фталоцианина меди или железной лазури с желтыми кронами [7,16].