Основные задачи и методы работы с родителями

План

  1. Принципи функціонування шкільної соціально-психологічної служби.
  2. Напрями роботи з сім`ями.

Література:

    1. Адресный социальный патронаж семьи и детей /под.ред. Л.С. Алексеевой. – М., 2000
    2. Комплексные методики активации социальной работы с семьёй/ Под.ред. В.Ю. Меновщикова – м., 2001
  1. Соціальна робота з дітьми, молоддю, жінками, різними категоріями сімей: Аналітичний звіт щодо діяльності центрів соціальних служб для молоді/ Упор. Р.Г. Драпушко, С.В. Толстоухова, О.К, Шатохіна – К., 1999-140с.
  2. Технології соціально-педагогічної роботи: Навч.посібник/ за аг.ред. проф.. Капської А.Й. – К. – 372с.
  3. Шакурова М.В. Методика і технологія роботи соціального педагога. –М., 2002-272с.
  4. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М., 1999-242с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ

Консультирование педагогов школьным психологом может проводиться по нескольким направлениям:

1. Консультирование по вопросам разработки методик обучения с учетом психологических требований (психологически адекватных), соответствующих возрасту, уровню развития и реальным возможностям и потребностям школьников (содержание и методическое построение курсов).

Различные "авторские программы" требуют различной начальной подготовки школьников. И требования должен определять не психолог, а педагог, психолог лишь консультирует педагога о возможностях детей данного возраста и соответствии программы уровню развития ребенка.

2. Консультирование по поводу проблем обучения, поведения, взаимодействия учащихся. Инициаторами такого консультирования могут выступать и психолог и педагог.

При этом, если взаимоотношения психолога и педагога равноправны, обе ситуации равноценны, если нет, то ситуация, в которой инициатор психолог, мало перспективна, так как психолог выступает в них либо с позиции давления, либо с позиции просителя.

3. Педсовет (консилиум) как направление работы психолога очень важен, так как дает объемную картину состояния ребенка или класса, позволяет выработать общую линию отношения к ребенку, на педсовете происходит обмен знаниями. Таким образом психолог и педагог создают ситуацию равноправного сотрудничества, общей ответственности. Кроме того, совместное психолого-педагогическое решение проблем ребенка дает и обучающий эффект.

4. Социально - посредническая работа школьного психолога по разрешению конфликтов, возникающих в педагогическом процессе.

5. Психологическое просвещение педагогов, включающее создание условий, в которых педагоги могут получить интересующие их сведения по эффективной организации предметного обучения школьников, предоставление сведений, помогающих педагогам осознать себя как педагога, вплетение знаний в практическую деятельность педагогов.

Конструктивная работа психолога в школе возможна только в том случае, если педагог выступает как союзник психолога:

- равноправное взаимодействие психолога и педагога,

- формирование установки педагога на самостоятельное решение проблемы,

- совместная ответственность за общие решения,

- распределение функций между психологом и педагогом.

Одним из важнейших условий эффективности работы психолога в школе является взаимосвязь с учителем, в результате которой может быть осуществлен индивидуальный подход к ученику. Понятие «индивидуальный подход» является доминирующим в педагогической литературе, однако на деле реализуется редко. Большинство учителей не владеют технологией и методами индивидуального подхода к учащимся, которые базируются на знании их индивидуальных особенностей, понимании их проблем и трудностей.

Знания учителя об учениках основываются обычно не на конкретных фактах, а на субъективных оценках поведения школьника, своем отношении к нему. Содержание этого знания можно оценить как предсказуемость поведения ученика в типичных учебных ситуациях. Характеристики внутреннего мира личности, в том числе мотивационные, как особо значимые для учебной деятельности, часто остаются учителю неизвестными. Для учителей, которые строят образ личности ученика в зависимости от академической успеваемости и дисциплины, эти характеристики тем более не известны.

Именно эти характеристики можно выявить в ходе анализа конкретных наблюдений учителя и сделать объектом совместного воздействия учителя и психолога.

В процессе взаимосвязи психолог организует наблюдения учителя по специально разработанным схемам (анкетам, картам), анализирует полученную информацию, сопоставляя с данными экспериментального исследования, делает психологические выводы и совместно с учителем разрабатывает практические рекомендации для ребенка, его родителей и учителей.

Эффективность учительского труда зависит от многих факторов, в том числе таких, которые учитель сам в состоянии регулировать. Это общее психическое состояние учителя, его самочувствие как ощущение психологической комфортности или дискомфорта.

К числу факторов, определяющих комфортность, относятся общий жизненный тонус, эмоциональная стабильность, работоспособность, свобода в общении, умение разрешать сложные ситуации.

Иногда проблемы учителя не дают ему возможности правильно организовать общение с детьми. В таких случаях необходима помощь психолога.

Деятельность психолога при работе с учителем как клиентом ведется в двух направлениях:

- определение индивидуальных особенностей (свойства ЦНС, функциональное состояние человека);

- диагностика взаимоотношений с другими людьми.

Немецкий психолог В.Шрамль в рамках классического психоанализа предлагает следующую классификацию (типологию) педагогов:

1. Принуждающий педагог, любит порядок во всем, не допускает ни малейшего отклонения от сложившихся правил и норм, не склонен к изменениям в своей работе. Нарушение порядка и дисциплины вызывают у него раздражение, непослушание воспринимается как посягательство на личность. Из страха потерять контроль над собой и учениками принуждающий педагог стремится преодолеть сопротивление строптивых учеников любой ценой. При неподавленной агрессивности педагог проявляет авторитарно-доминирующее поведение, частично с садистскими наклонностями.

2. Фаллический тип. Такой педагог энергичен, активен, но легко разочаровываются, если усилия не приносят мгновенных результатов. Основная потребность – быть значимым в глазах окружающих.

3. Депрессивный тип учителя зависим от любви учеников. Недоброжелательность со стороны учеников вызывает чувство несостоятельности и вины.

4. Эгоцентрический тип не способен к межличностному взаимодействию, ставит в центр всего происходящего самого себя. В большинстве случаев имеет невротические тенденции и не способен к педагогической деятельности.

5. Эффективный педагог, стремящийся к психологической зрелости, способен любить других ради них самих, стремится работать, создавая нечто ценное и полезное.

Одним из важных характеристик является профессиональная направленность личности учителя:

-направленность на общение (коммуникатор),

- направленность на организацию учебного процесса и внеклассной работы (организатор),

- направленность на учебный предмет (предметник),

- интеллигентность (интеллигент),

- направленность на одобрение в профессиональной деятельности (мотивация одобрения).

Профессиональная деформированность учителей – важная характеристика личности и психологического состояния учителя. Выделяют несколько форм:

1. Общепедагогические деформации, включающие усиление таких черт, как:

- авторитарность,

- назидательность,

- завышенная самооценка,

- излишняя самоуверенность,

- догматичность,

- отсутствие гибкости и т.д.

2. Типологические деформации:

- коммуникатор - гуманная болтливость, сокращение дистанции, обращение к собеседнику как к неопытному;

- интеллигент - морализаторство, созерцательство и т.д.;

- предметник - наукообразные способы поведения, оценка людей через науку.

3. Специфические деформации, характеризующиеся тем, что по виду учителя можно определить, какой предмет он преподает.

4. Индивидуальные деформации - изменения, связанные с личностными изменениями.

Школьный психолог в какой-то мере может предупреждать и преодолевать подобные деформации, так как от этого зависит психологический климат в школе.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель работы с родителями - повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Задачи работы с родителями - в повышении уровня их психологической грамотности, коммуникативной компетентности, разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на тип семейного воспитания.

Работа с родителями на коррекционном этапе может осуществляться по преимуществу в двух формах - в форме собственно коррекционной работы и в форме курирования случая. Коррекционная работа предполагает проведение психологом коррекционных занятий с детьми, а в случае необходимости и с их родителями с использованием специальных методов и приемов. Курирование случая предполагает систематический контроль психолога за ходом дальнейшего развития ребенка, консультирование родителей о формах и способах общения с ребенком, видах занятий и методах проведения. Следует учитывать три обстоятельства:

1. Содержание, структуру и степень запущенности отклонений в развитии ребенка, их влияния на дальнейший ход развития ребенка.

2. Готовность к сотрудничеству с психологом родителей, степень их сенситивности к восприятию психологических рекомендаций, меру воспитательской компетентности и ответственности.

3. Наличие необходимых материальных и организационных условий проведения коррекционной части консультирования.

Различают два вида работы с родителями: индивидуальную работу (проблема обращения в консультацию носит характер внутреннего конфликта самого ребенка) и руководство родительскими группами (проблема отражает межличностные трудности общения между ребенком и родителями). Групповая форма показана в тех случаях, когда в основе трудностей общения лежит непонимание родителями базовых фактов развития ребенка и его потребностей и соответствующей им динамике отношений.

Руководство родительскими группами м. осуществляться в форме консультаций по частным проблемам и в форме обучения родителей некоторым базовым принципам. Важное требование по подбору участников групп: в группу лучше включать родителей детей одного возраста, желательно с примерно сходными запросами и конфликтами.

Обучение родителей базовым принципам преследует цель повышения сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения, причинами неадекватных родительско-детских отношений могут быть усвоенные в детстве стереотипы воспитания и ошибочные установки малых социальных групп.

Общие принципы организации работы родительских групп:

1. Отказ консультанта от роли авторитарного лидера, единственного источника достоверной информации и знания в группе.

2. Концентрация внимания группы не на поведении ребенка, а на его чувствах и переживаниях. Возможно центрирование как на ребенке, так и на терапевтическом подходе к самому родителю.

Роль консультанта состоит в том, чтобы, подобно зеркалу, селектировать и повторять вслед за членами группы то, что нужно для продуктивной постановки проблемы, ее анализа, развития дискуссии и ее разрешения. Консультант воздерживается от авторитарных и оценочных суждений, лишь сообщает информацию об особенностях поведения ребенка, раскрывая зону альтернативных решений проблемы. Консультант только организует адекватную ориентировку родителей. Право выбора того или иного решения остается за родителем. При этом необходимо усвоение родителями способов эмпатического общения - «конгруэнтной коммуникации». При консультировании, базирующемся на клиент-центрированном подходке, отступают от центрации на проблемах ребенка в сторону проблем родителя, не будучи жестко закреплено на ребенке и детско-родительских отношениях. Аналитическое направление концентрирует внимание групповой дискуссии на ребенке.

Методы работы с родителями включают: индивидуальное консультирование, курацию случая, групповое обсуждение проблем воспитания и развития с применением психодрамы, тренинг родительского общения, организацию совместной деятельности и игры с детьми.

Выяснение мотивов, приведших в консультацию (как заявленных, так и не6осознанных):

- мы неумелые родители – неблагополучен ребенок;

- плохо в семье, плохо и с ребенком;

- плохой супруг – плохой ребенок;

- манипуляция (сделайте с ним (ребенком, мужем, женой, учителем, тещей и т.д.) что-нибудь).

Необходим анализ неосознанных мотивов прихода родителей к психологу, возможно, связанных:

1. С жизненным опытом родителей, для которых

- воспитание выступает как реализация потребности смысла жизни;

- воспитание выступает как мотив, реализующий потребность достижения;

- воспитание как реализация сверхценных идеалов, качеств (например, ждали мальчика, а родилась девочка - в итоге воспитывают в девочке мужские качества);

- воспитание как реализация определенной системы (например, плавать раньше, чем ходить);

2. С результатом супружеских отношений и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: