Взаимодействие семьи и школы — традиционная проблема педагогики. Очевидно, что если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. Это же касается и вопросов здоровья, при учете двух особенностей. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, может или находить каждодневную реализацию дома — и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться дома, оставаясь для школьника такой же отвлеченной, балластной информацией, как и большая часть того, чему его учат в школе. Вторая: здоровье своего ребенка — важнейший фактор для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.
Вместе с тем школа пока практически не использует этот ресурс. Имеющийся же опыт позволяет считать решение данной проблемы вполне реальным для любой школы, идущей по пути здоровьесберегающей педагогики, и принимать в этом участие должны все педагоги школы. Задача социального педагога — формирование банка данных о семьях и родителях учащихся и первичное информирование их о готовности школы к сотрудничеству в данном направлении. Организация же всей работы, отслеживание ее результатов — задача завуча по внешкольной работе. Оправдал себя опыт ряда школ по выделению отдельной ставки заместителя директора школы по работе с родителями.
|
|
Организационные аспекты связаны с организацией обучения родителей. От того, насколько грамотно будет организован «родительский ликбез», зависит результативность обучения и самих школьников. Как найти те формы привлечения родителей в школу, работы с ними, чтобы это не носило принудительного и «вымученного» характера? В условиях интенсивной занятости большинства родителей учащихся школа может решить эту задачу, лишь открыв свои двери и в выходные, и в будние дни до позднего вечера. Назначать родителям точное время встречи с учителем — значит переводить общение в сугубо формально-принудительное русло. Но цель школы другая: создать мотивацию, заинтересовать, увлечь, продемонстрировать эффективность. Рефрен «Вам надлежит явиться...» необходимо заменить на «Мы приглашаем вас на...». А палитра возможностей, предоставляемых и рекомендуемых школой, кроме традиционных родительских собраний, может включать:
— циклы просветительских программ по типу «университета для родителей по вопросам детского здоровья»;
|
|
— занятия по актуальным вопросам («Как подготовить школьника к летнему отдыху»; «Как с пользой для здоровья загорать и купаться»; «Как готовиться к экзаменам»; «Как не заболеть гриппом»; «Что и как лучше смотреть детям по телевизору» и т.д.);
— консультации школьного врача, психолога, других специалистов по вопросам, связанным со здоровьем школьника;
— предоставление родителям возможности вместе со своими детьми позаниматься общефизической подготовкой, поиграть в спортзале;
— участие родителей в подготовке и проведении школьных праздников и других мероприятий;
— совместное творческое решение актуальных проблем школы и т.д.
Психологически важно, чтобы родители, приходя в школу, попадали в атмосферу положительных эмоций. Для этого, возможно, придется на какое-то время отказаться от высказывания упреков, претензий, жалоб на их «чадо». Только школа, встречающая родителей с улыбкой, может сделать ее посещение привлекательным и желанным.
Школа может официально продекларировать, что гарантирует высокую эффективность программ по сохранению и укреплению здоровья школьников только при участии в их реализации родителей учащихся. Это повысит чувство ответственности родителей, осознание ими своей далеко не последней роли в решении этих проблем.
Дополнительным ресурсом успешности этой работы будет использование профессиональных возможностей родителей школьников, особенно таких профессий, как врачи, психологи, ученые, журналисты, спортсмены. Нет необходимости доказывать, насколько регулярное и заинтересованное посещение школы родителями будет стимулировать самих учащихся в учебе и творческой деятельности, наполнять их чувством гордости.
Самая, может быть, сложная задача, которую директору школы и ее Совету необходимо решить для «запуска» всей программы эффективной работы с родителями, — получение поддержки от управления образованием.
Медико-профилактические аспекты включают консультационную помощь родителям со стороны врача школы и приглашаемых педиатров детских поликлиник.
Воспитательные аспекты этой проблемы находят решение в связи с готовностью школы воспитывать родителей своих учащихся для закрепления их мотивации к действенной (а не декларируемой, как часто бывает!) заботе о здоровье своих детей и сотрудничества в этом направлении со школой. Методы данной работы — психологические, направленность — на интересы здоровья, утверждение в семье здорового образа жизни.
Учебно-информационные аспекты – это средства, методы, технологии повышения грамотности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Учитывать необходимо как минимум четыре особенности этой работы, также ложащейся на плечи учителей школы, отличающие ее от привычных уроков.
Первая — возраст данного контингента учащихся. Обучение взрослых имеет свою специфику, изучаемую относительно новым разделом педагогики — андрогогикой. Объяснение нового материала и констатация очевидных фактов из учебника, используемая на уроках в школе, здесь неуместна. Учитель должен превратиться в преподавателя-консультанта, помогающего быстрее и эффективнее освоить материал, который в принципе можно освоить и самостоятельно по книгам.
Вторая — добровольность участия родителей в этих программах. «Приводных ремней» обязательности обучения, как у школьников, здесь нет, и работа преподавателя строится на заинтересованности и чувстве ответственности, которые необходимо поддерживать у родителей на высоком уровне.
Третья — разный образовательный и культурный уровень родителей. Эти различия трудно, но возможно умело сглаживать путем организации занятий в таких формах, при которых задействуются обратные связи, активизируются все участники, формируется общее информационное групповое пространство. Для этих целей оптимальны активные методы обучения, в первую очередь — дискуссии, обмен опытом, проектная работа. Задача же педагога, как и тренера психологической группы, в большей степени организационная, координирующая, моделирующая, защищающая отдельных участников от дидактогений. Но оставлять слушателей вообще без новой, необходимой информации тоже недопустимо. Поэтому около 20% времени занятий составляют лекции, но проводимые в живой, дискуссионной форме. Четвертая особенность — загруженность большинства родителей работой и домашними делами. Поэтому «школьный» подход в отборе предлагаемой информации («когда-нибудь, что-нибудь пригодится») здесь недопустим. Тематика занятий и отдельные информационные блоки должны быть спланированы совместно с родителями, исходя в первую очередь из их интересов и потребностей. Однако собирать «корзинку пожеланий и предложений» лучше после небольшого вводного цикла (2-3 занятия), ставящего задачей заинтересовать родителей, стимулировать их к участию в программе, а также очертить круг вопросов и возможностей, которые школа может им предложить.
|
|
Индивидуальный подход в работе с родителями труднее реализовать, чем при обучении детей. У некоторых учителей «опускаются руки», наблюдая, как плохо влияют родители на их воспитанников. Но возможности педагога в работе с родителями ограничены, поэтому особенно важно определить «рамку» своей компетенции, четко поставить задачи. Не нужно пытаться исправлять характер взрослых людей, заставлять их смотреть на ребенка под тем же углом зрения, что и учитель. И наоборот — надо постараться компенсировать нехватку у родителей педагогической грамотности (просвещение), наладить с ними взаимопонимание, обратную связь с учетом различий в их уровне образования, культуры, особенностей характера и т.п.
Для выстраивания индивидуальной траектории сотрудничества с родителями по проблематике здоровья полезно оценить каждого из них минимум по пяти позициям:
|
|
1) культурно-образовательный уровень;
2) профессия, должность и удовлетворенность достигнутыми результатами;
3) личная заинтересованность в вопросах здоровья, ведение здорового образа жизни, вредные привычки;
4) открытость для опыта, новых знаний, уровень обучаемости;
5) готовность к действенному сотрудничеству со школой и заинтересованность в ее помощи.
Задача школьных медиков (медико-гигиенические аспекты проблемы) состоит в поддержании безупречного гигиенического состояния школы, несмотря на посещение ее многочисленными группами взрослых, участии в проведении образовательно-просветительских программ.
Кадровые аспекты — это задача обеспечения всей программы преподавателями, способными эффективно заниматься со взрослыми людьми. Наибольший эффект дает повышение квалификации в этом направлении штатными педагогами школы. Но возможны и варианты приглашения преподавателей — специалистов по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Конечно, в значительной степени предлагаемый вариант решения проблемы взаимодействия с родителями школьников зависит от финансовых возможностей. Дополнительная нагрузка на учителей, специалистов, уборщиц требует материальных затрат, нахождение которых — особая черта таланта директора школы.
Цель, которая должна стоять на внешкольном уровне работы, — превращение школы в социокультурный центр своего микрорайона (района, села). Тогда по вечерам и в выходные дни школа откроет свои двери не только для работы с семьями, их совместного отдыха, развития, но и для людей, представляющих интерес с точки зрения формирования культуры школьников и их родителей, важной составной частью которой является культура здоровья. При успешной реализации этой задачи вокруг школы сформируется микросообщество с позитивными и гуманистическими ценностями, традициями, формами проведения досуга.
Именно от активности и гражданской позиции десятков тысяч школ России (государственный уровень) зависит развитие направления, связанного с привлечением родителей школьников к сотрудничеству, в том числе и по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Этот пока еще факультатив нашей педагогической системы постепенно внедряется в повседневную практику, получая финансовую и организационную поддержку министерства и государства в целом. Привлечение внимания к этой проблеме — через научно-практические публикации, статьи и дискуссии в СМИ, поддержку депутатов, авторитетных людей и т.д. — позволит постепенно все активнее и успешнее задействовать этот мощный ресурс образования подрастающего поколения. Даже незначительные позитивные результаты надо анализировать и использовать как трамплин для дальнейших достижений.
Мониторинг достигаемых результатов можно проводить как по формальным показателям (число слушателей «педагогического ликбеза», число проведенных занятий, предоставленных консультаций и т.д.), так и по данным анкетирования учащихся и их родителей.