Проблема сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей

Взаимодействие семьи и школы — традиционная проблема пе­дагогики. Очевидно, что если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспи­тания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. Это же касается и вопросов здоровья, при учете двух особенностей. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, может или находить каждодневную реализацию дома — и тогда закрепляться, наполняться практическим содер­жанием, или игнорироваться дома, оставаясь для школьника та­кой же отвлеченной, балластной информацией, как и большая часть того, чему его учат в школе. Вторая: здоровье своего ребен­ка — важнейший фактор для любого родителя (в отличие от позна­ний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.

Вместе с тем школа пока практически не использует этот ресурс. Имеющийся же опыт позволяет считать решение данной проблемы вполне реальным для любой школы, идущей по пути здоровьесбере­гающей педагогики, и принимать в этом участие должны все педаго­ги школы. Задача социального педагога — формирование банка дан­ных о семьях и родителях учащихся и первичное информирование их о готовности школы к сотрудничеству в данном направлении. Организация же всей работы, отслеживание ее результатов — зада­ча завуча по внешкольной работе. Оправдал себя опыт ряда школ по выделению отдельной ставки заместителя директора школы по ра­боте с родителями.

Организационные аспекты связаны с организацией обучения родителей. От того, насколько грамотно будет организован «ро­дительский ликбез», зависит результативность обучения и самих школьников. Как найти те формы привлечения родителей в шко­лу, работы с ними, чтобы это не носило принудительного и «вы­мученного» характера? В условиях интенсивной занятости боль­шинства родителей учащихся школа может решить эту задачу, лишь открыв свои двери и в выходные, и в будние дни до позднего вечера. Назначать родителям точное время встречи с учителем — значит переводить общение в сугубо формально-принудительное русло. Но цель школы другая: создать мотивацию, заинтересо­вать, увлечь, продемонстрировать эффективность. Рефрен «Вам надлежит явиться...» необходимо заменить на «Мы приглашаем вас на...». А палитра возможностей, предоставляемых и рекомен­дуемых школой, кроме традиционных родительских собраний, может включать:

— циклы просветительских программ по типу «университета для родителей по вопросам детского здоровья»;

— занятия по актуальным вопросам («Как подготовить школьника к летнему отдыху»; «Как с пользой для здоро­вья загорать и купаться»; «Как готовиться к экзаменам»; «Как не заболеть гриппом»; «Что и как лучше смотреть детям по телевизору» и т.д.);

— консультации школьного врача, психолога, других специ­алистов по вопросам, связанным со здоровьем школьника;

— предоставление родителям возможности вместе со своими детьми позаниматься общефизической подготовкой, поиг­рать в спортзале;

— участие родителей в подготовке и проведении школьных праздников и других мероприятий;

— совместное творческое решение актуальных проблем шко­лы и т.д.

Психологически важно, чтобы родители, приходя в школу, по­падали в атмосферу положительных эмоций. Для этого, возможно, придется на какое-то время отказаться от высказывания упреков, претензий, жалоб на их «чадо». Только школа, встречающая роди­телей с улыбкой, может сделать ее посещение привлекательным и желанным.

Школа может официально продекларировать, что гарантирует высокую эффективность программ по сохранению и укреплению здо­ровья школьников только при участии в их реализации родителей учащихся. Это повысит чувство ответственности родителей, осозна­ние ими своей далеко не последней роли в решении этих проблем.

Дополнительным ресурсом успешности этой работы будет исполь­зование профессиональных возможностей родителей школьников, особенно таких профессий, как врачи, психологи, ученые, журнали­сты, спортсмены. Нет необходимости доказывать, насколько регу­лярное и заинтересованное посещение школы родителями будет сти­мулировать самих учащихся в учебе и творческой деятельности, на­полнять их чувством гордости.

Самая, может быть, сложная задача, которую директору школы и ее Совету необходимо решить для «запуска» всей программы эф­фективной работы с родителями, — получение поддержки от управ­ления образованием.

Медико-профилактические аспекты включают консультацион­ную помощь родителям со стороны врача школы и приглашаемых педиатров детских поликлиник.

Воспитательные аспекты этой проблемы находят решение в свя­зи с готовностью школы воспитывать родителей своих учащихся для закрепления их мотивации к действенной (а не декларируемой, как часто бывает!) заботе о здоровье своих детей и сотрудничества в этом направлении со школой. Методы данной работы — психологи­ческие, направленность — на интересы здоровья, утверждение в се­мье здорового образа жизни.

Учебно-информационные аспекты – это средства, методы, технологии повышения грамотности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Учитывать необходимо как минимум четы­ре особенности этой работы, также ложащейся на плечи учителей школы, отличающие ее от привычных уроков.

Первая — возраст данного контингента учащихся. Обучение взрослых имеет свою специфику, изучаемую относительно новым разделом педагогики — андрогогикой. Объяснение нового материа­ла и констатация очевидных фактов из учебника, используемая на уроках в школе, здесь неуместна. Учитель должен превратиться в преподавателя-консультанта, помогающего быстрее и эффективнее освоить материал, который в принципе можно освоить и самостоя­тельно по книгам.

Вторая — добровольность участия родителей в этих программах. «Приводных ремней» обязательности обучения, как у школьников, здесь нет, и работа преподавателя строится на заинтересованности и чувстве ответственности, которые необходимо поддерживать у ро­дителей на высоком уровне.

Третья — разный образовательный и культурный уровень роди­телей. Эти различия трудно, но возможно умело сглаживать путем организации занятий в таких формах, при которых задействуются обратные связи, активизируются все участники, формируется общее информационное групповое пространство. Для этих целей оптималь­ны активные методы обучения, в первую очередь — дискуссии, об­мен опытом, проектная работа. Задача же педагога, как и тренера психологической группы, в большей степени организационная, ко­ординирующая, моделирующая, защищающая отдельных участни­ков от дидактогений. Но оставлять слушателей вообще без новой, необходимой информации тоже недопустимо. Поэтому около 20% времени занятий составляют лекции, но проводимые в живой, дискуссионной форме. Четвертая особенность — загруженность большинства родите­лей работой и домашними делами. Поэтому «школьный» подход в отборе предлагаемой информации («когда-нибудь, что-нибудь при­годится») здесь недопустим. Тематика занятий и отдельные инфор­мационные блоки должны быть спланированы совместно с родите­лями, исходя в первую очередь из их интересов и потребностей. Од­нако собирать «корзинку пожеланий и предложений» лучше после небольшого вводного цикла (2-3 занятия), ставящего задачей заин­тересовать родителей, стимулировать их к участию в программе, а также очертить круг вопросов и возможностей, которые школа мо­жет им предложить.

Индивидуальный подход в работе с родителями труднее реализо­вать, чем при обучении детей. У некоторых учителей «опускаются руки», наблюдая, как плохо влияют родители на их воспитанни­ков. Но возможности педагога в работе с родителями ограничены, поэтому особенно важно определить «рамку» своей компетенции, четко поставить задачи. Не нужно пытаться исправлять характер взрослых людей, заставлять их смотреть на ребенка под тем же уг­лом зрения, что и учитель. И наоборот — надо постараться компен­сировать нехватку у родителей педагогической грамотности (просве­щение), наладить с ними взаимопонимание, обратную связь с уче­том различий в их уровне образования, культуры, особенностей ха­рактера и т.п.

Для выстраивания индивидуальной траектории сотрудничества с родителями по проблематике здоровья полезно оценить каждого из них минимум по пяти позициям:

1) культурно-образовательный уровень;

2) профессия, должность и удовлетворенность достигнутыми результатами;

3) личная заинтересованность в вопросах здоровья, ведение здорового образа жизни, вредные привычки;

4) открытость для опыта, новых знаний, уровень обучаемо­сти;

5) готовность к действенному сотрудничеству со школой и за­интересованность в ее помощи.

Задача школьных медиков (медико-гигиенические аспекты про­блемы) состоит в поддержании безупречного гигиенического состоя­ния школы, несмотря на посещение ее многочисленными группами взрослых, участии в проведении образовательно-просветительских программ.

Кадровые аспекты — это задача обеспечения всей программы преподавателями, способными эффективно заниматься со взрослыми людьми. Наибольший эффект дает повышение квалификации в этом направлении штатными педагогами школы. Но возможны и вари­анты приглашения преподавателей — специалистов по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Конечно, в значительной степени предлагаемый вариант реше­ния проблемы взаимодействия с родителями школьников зависит от финансовых возможностей. Дополнительная нагрузка на учите­лей, специалистов, уборщиц требует материальных затрат, нахож­дение которых — особая черта таланта директора школы.

Цель, которая должна стоять на внешкольном уровне работы, — превращение школы в социокультурный центр своего микрорайона (района, села). Тогда по вечерам и в выходные дни школа откроет свои двери не только для работы с семьями, их совместного отдыха, развития, но и для людей, представляющих интерес с точки зрения формирования культуры школьников и их родителей, важной со­ставной частью которой является культура здоровья. При успеш­ной реализации этой задачи вокруг школы сформируется микросо­общество с позитивными и гуманистическими ценностями, тради­циями, формами проведения досуга.

Именно от активности и гражданской позиции десятков тысяч школ России (государственный уровень) зависит развитие направ­ления, связанного с привлечением родителей школьников к сотруд­ничеству, в том числе и по вопросам сохранения и укрепления здоро­вья детей. Этот пока еще факультатив нашей педагогической систе­мы постепенно внедряется в повседневную практику, получая фи­нансовую и организационную поддержку министерства и государ­ства в целом. Привлечение внимания к этой проблеме — через научно-практические публикации, статьи и дискуссии в СМИ, поддерж­ку депутатов, авторитетных людей и т.д. — позволит постепенно все активнее и успешнее задействовать этот мощный ресурс образова­ния подрастающего поколения. Даже незначительные позитивные результаты надо анализировать и использовать как трамплин для дальнейших достижений.

Мониторинг достигаемых результатов можно проводить как по формальным показателям (число слушателей «педагогического ликбеза», число проведенных занятий, предоставленных консуль­таций и т.д.), так и по данным анкетирования учащихся и их роди­телей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: