Любовь в жизни человековеда

Вопросы по этому поводу мне задавали многие мои ученики и ученицы, и я постараюсь на них ответить, насколько смогу, хотя высказываться в инструктивном ключе на столь деликатную тему мне не хочется. Любовь сама по себе в нашей культуре является сильно "заезженным" и искаженным символом, но тем не менее в жизни регулярно встречается, и как к этому явлению относиться и что с ним делать? Для профессионального человековеда (учителя, врача, психотерапевта, астролога) этот вопрос особенно заостряется, если объектом его любви становится его клиент (ученик, пациент) или, наоборот, он сам становится объектом чересчур пылких чувств со стороны ученика или пациента.
Любовь как трансперсональное явление. Одной из характерных особенностей любви (исключая любовь к самому себе) является ее расширяющий сознание аспект, когда в сущностное внимание человека попадают объекты и процессы, которые он раньше воспринимал весьма отдаленно, абстрактно или не воспринимал вовсе. А теперь они становятся для него небезразличными, причем не только с точки зрения приносимой ими пользы (удовольствий), а с точки зрения их собственной судьбы. Это, по-видимому, есть первый шаг в развитии человека: когда он начинает любить не ради себя, а ради объекта своей любви.
Второй шаг в развитии человека как любящего - это умение контролировать свои состояния сознания, в том числе эмоции, возникающие у него в связи с любимым объектом (а они могут быть самыми разными, от крайнего восторга до бездн отчаяния и горя):
Я знаю: век уж мой измерен,
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
А. Пушкин, "Евгений Онегин"

Описанный Пушкиным герой в последней части романа ведет себя с психологической точки зрения некорректно, активно "сливая" свое неблагополучное душевное и эмоциональное состояние на бывшую возлюбленную, пытаясь ее "завести", "взять на жалость" и т. п. - как видно, арсенал любовных манипуляций за последние двести лет изменился мало. Однако т о, что вполне естественно или по крайней мере извинительно для бездельного барина, "лишнего" человека своего времени, для профессионального и даже начинающего человековеда уже откровенно неэтично, и это нужно понимать с самого начала.
В основе влияния одного человека на другого лежат два момента, которые в гипнотических техниках называются подстройка и ведение - это соответственно иньский и янский аспекты работы гипнотизера, который сначала тонко настраивается на клиента, а потом, пользуясь возникшей между ними плотной связью (она называется "раппорт"), осуществляет собственно гипноз, то есть наведение образа, внушение команды и т. п. И эти два момента - подстройка и вед е ние - обычно представлены в психике примерно одинаково, то есть человек, умеющий хорошо подстраиваться под другого, обладает способностью и к прямому гипнозу (внушению), и наоборот: тот, кто умеет наводить партнеру измененные состояния сознания, умеет и подстраиваться под него. Иначе говоря, сильная гипнабельность (внушаемость) идет всегда вместе с сильными гипнотическими способностями индивида.
Любовь как трансперсональное явление дает возможность людям лучше чувствовать друг друга, то есть усиливает их взаимную внушаемость, и, следовательно, увеличивает и их способность наводить друг другу разные состояния - от высших до откровенно демонических, которые достойны изучения в психиатрических лечебницах. Нередко это идет во вред обоим, так что вопрос: "Кто виноват?" - кажется необоснованным - но, по моему мнению, это не так. Как правило, в паре есть старший: по возрасту, опыту, социальному положению, эволюционному развитию и т. п. - не так важно, по какому именно параметру, а главное, что оба партнера и парный эгрегор призна ю т это старшинство. И именно старший партнер несет на себе основную ответственность за развитие отношений и дальнейшую судьбу и партнера, и свою собственную.
Почему я акцентирую здесь внимание на ответственности? Дело в том, что культура нашего времени рассматривает любовь как нечто в принципе положительное (иногда даже как единственно положительное, что есть в мире, единственное проявление Бога, единственное истинное благо и т. п.), а на отрицательные побочные эффекты этого состояния (в общем-то лишь очень поверхностно исследованного и безусловно негативного для многих людей) обращать внимание не принято, хотя количество преступлений и самоубийств на почве любви огромно. Любовь часто возникает как положительное явление, расширяющее человеку - на очень короткий срок - мировосприятие и поднимающее его сознание на трансперсональный уровень, так что партнер и парный эгрегор становятся для него реальными явлениями, в самобытии которых человек заинтересован не слабее, чем в собственном бытии. Но обычно это состояние длится недолго и сменяется стандартным эгоцентрическим состоянием, когда партнер рассматривается человеком как источник тех или иных благ, и не более того. И отказ партнера означенные блага приносить воспринимается человеком тем более негативно, чем сильнее были его короткие трансперсональные выходы.
Человековед, даже начинающий, в своих любовных парах обычно оказывается старшим, и обладает большими способностями как к подстройке, так и к внушению, и потому основная ответственность за взаимное заморачивание головы лежит на нем. Любые сильные эмоциональные состояния несут с собой грубые и разрушительные для психики энергии, и острая влюбленность - не исключение. Возникающие навязчивые состояния, часто включающие страдание в отсутствие любимого, неостановимое хаотичное мелькание мыслей, чехарда мгновенно возникающих и тут же разрушающихся намерений, невозможность сосредоточиться на чем-либо, провалы в семейной, дружеской, рабочей и учебной ситуациях в сочетании с яркими, но бесполезными сиддхами (сверхъестественными способностями) - все это признаки одурманивания любовью, а не любви в лучшем смысле слова.
Любовь, которую я бы назвал правильной, отличается следующими признаками:
- душевное равновесие становится выше, а не ниже, чем обычно;
- человек ощущает спокойствие и испытывает глубокое чувство, что все происходит правильно;
- нет навязчивых состояний: человеку хорошо с любимым, но он не страдает в его отсутствие;
- жизненные неурядицы и проблемы становятся субъективно не такими тяжелыми, человек начинает их более точно видеть и нащупывает пути их решения;
- эмоции, как положительные, так и отрицательные, органично вписываются в жизнь человека и не "зашкаливают", замутняя ему сознание;
- человек получает реальный опыт положительного переживания партнера и конструктивных взаимодействий с ним, и чувствует, что этот опыт пригодится ему в дальнейшем;
- человек не теряет критики при взгляде на любимое существо и может корректировать его поведение.

Кто же несет ответственность за качество любви и за динамику отношений в паре? Как я уже говорил - старший в паре, и он же, в частности, несет ответственность за т о, чтобы не вызывать у младшего партнера чувств, более ярких и интенсивных, чем тот реально может пережить, не скатываясь в откровенно невротическое или вовсе безумное состояние. Мне возразят не искушенные в любви и психологии люди: "Как же так? Я же не могу отвечать за т о, что в меня кто-то безумно влюбился?!" Однако внимательное наблюдение говорит нечто противоположное: человек всегда регулирует уровень влюбленности в себя всех своих обожателей, а неудобных или ненужных ловко и убедительно обливает весьма холодной водой своего равнодушия, так что те быстро приходят в себя и их влюбленность сходит на нет.
Мне также могут возразить: а как быть с влюбленностью в популярных артистов, рок-звезд и других людей трансперсонального уровня, которые часто даже не знают по именам своих поклонников? Однако здесь есть большая разница: женщина, влюбленная в образ, созданный на экране, все же отличает свои чувства от тех, которые она могла бы испытывать к реальному мужчине, и страдает и деградирует в этом случае весьма умеренно. Если же такая влюбленная в образ поклонница познакомится с артистом, сыгравшем в кино обожаемого ею героя, то она может попытаться наложить на артиста имеющийся в ее сознании (почерпнутый из фильма) образ - но артист при желании легко может от этого отбиться и не дать такому наложению состояться, и тогда любовь поклонницы на него лично не перейдет. Я думаю, что все популярные артисты такого рода техникой владеют, так как она для них необходима для простого выживания в обожающей среде, стремящейся растащить своего кумира на мелкие кусочки и скорее их проглотить.
И в заключение я хочу выразить еретическую для своего времени мысль, к которой пришел на основе своего опыта наблюдения за людьми и их отношениями: вовсе не редко встречается любовь, которую гораздо лучше убить в зародыше, чем давать ей цвести и приносить свои отравленные плоды. (Те, кто не понимает, о чем идет речь, могут на эту тему не заморачиваться.)

Человек в любви. Основные социальные архетипы. А вот некоторые мои наблюдения, которые в принципе существенно шире рассматриваемой в этой черепице темы любви, но имеют к ней прямое отношение, а иногда проливают существенный свет на происходящее между людьми в "любовной" паре.
Есть три основных социальных архетипа, которые накладываются на людей довольно рано, в детском, самое позднее - подростковом возрасте, и на атманическом плане они друг с другом несовместимы, то есть вопрос всегда ставится: "или - или", а не "и - и", и в любовных отношениях это проявляется очень четко. Это архетип Великой Богини (планета Юпитер), архетип Афродиты (планета Венера) и архетип Ареса (планета Марс). Будучи наложенными на людей, они дают, соответственно, три мужских и три женских психотипа, которые довольно определенно проявляются в любовных и брачных отношениях.
Мы различаем, таким образом три типа женщин - юпитерианская женщина, или Жрица; венерианская женщина, или Возлюбленная; и марсовская женщина, или Воительница; а также три типа мужчин: юпитерианский мужчина, или Жрец; марсовский мужчина, или Воин; и венерианский мужчина, или Красавчик (вариант - Эстет).
Великая Богиня дает своим жрецам (юпитерианским женщине и мужчине) неординарную власть над человеческими душами, но также и неординарные задания по отношению к другим людям - в первую очередь жрецы Великой Богини занимаются инициациями, то есть как бы хирургическими операциями на судьбах остальных людей, тонкой структурной работой на буддхиальном и атманическом телах, а также групповыми и массовыми процессами, начиная от руководства большими коллективами и кончая управлением целыми народами и государствами.
Жрецы Великой Богини остро чувствуют трансперсональные энергии, особенно больших коллективов (своего социального слоя, своего города или страны), а если занимаются отдельным человеком, то рассматривают его до такой глубины его психики, где активны трансперсональные программы - не только родовые, но и те, где его судьба сталкивается с судьбой больших коллективов (например, его участие в национальной карме). Энергия юпитерианцев слишком широка, пронзительна или глубока для обычного человека (к числу которых относятся служители Марса и Венеры), поэтому встречи и любовь человека Венеры (Марса) с человеком Юпитера имеет обычно краткий, энергичный и нередко в чем-то разрушительный характер, и не имеет шансов на продолжение, если Жрец не научится модулировать (проще говоря, сокращать) свою трансперсональную энергию (адекватный выход которой происходит на трибуне перед большой площадью, полной взволнованного народа) применительно к скромным потребностям одного небольшого сугубо персонального человека Венеры или Марса. Этот последний, может быть, и хотел бы "объять" целиком свою блистательную пару, но у него не получается - слишком она велика.
Люди Юпитера чувствительны к критике своей персоны, но не слишком привязчивы и критичны к своим любовным партнерам, которых обычно бывает много (и нередко несколько сразу), но вот формы "любви" могут быть при этом довольно тонкие и нередко очень мало напоминают любовь в обычном ее понимании людьми Марса или Венеры. Более того, Жрец и Жрица обычно настроены на некоторую "текучку" своих любовных кадров и легко переживают смену партнера, особенно если программа с ним была удовлетворительно отработана, а в (редких) случаях длительного моногамного союза требуют от партнера постоянных перемен в структуре личности, характере, привычках, занятиях, интересах и т. д. Для жрецов Великой Богини в любом любовном сюжете есть глубокий смысл, заключающийся в определенной буддхиальной перестройке партнера, изменении его ориентации в жизни, пересмотре им его ценностей, философии и морали. При этом собственно "любовные" (в частности, биологически-сексуальные) эмоции и переживания для Жреца ослаблены и уступают место переживаниям, сопровождающим трансперсональные включения, то есть взаимодействия с эгрегорами, архетипами, даймонами, характерные для руководящей, творческой и мистической элиты общества.
Мужчина под архетипом Ареса, то есть марсовский мужчина (сейчас распространен термин "мачо") обычно моногамен, по крайней мере в данный момент времени у него будет одна любимая женщина, и ее смену он будет переживать достаточно драматично. Он ревнив и хочет обладать ею целиком (для юпитерианцев это нетипично), в положительном варианте очень надежен, а в отрицательном - вспыльчив, агрессивен и склонен обращать свою агрессию на любимую, требуя от нее возможного и невозможного. Более того, если он этого не делает, то ему кажется, что его любовь закончилась, он "охладел". В проработанном варианте эта агрессия превращается в энергичную работу по дому, заботу о любимой женщине, стремлению всячески ей угождать - но скорее своими делами, чем личной красотой. Будучи лишен возможности проявлять свою любовь агрессией или упорным трудом на благо любимой, этот мужчина киснет и любовь его гаснет.
Женщина под архетипом Ареса - ей покровительствует богиня охоты Артемида - часто сильна физически, энергична, подтянута, чувствует себя с мужчинами на равных, а им с ней легко - она умеет казаться им "своей". Ей легко удаются мужские повадки и в браке она обычно рождает мальчика или двух и отлично живет в чисто мужском окружении (правда, у ее сыновей могут быть впоследствии большие проблемы с венерианскими женщинами). Ей понятна любовь как дружба с эротическим оттенком и совместное предприятие "семья" по выращиванию детей. В браке эта женщина может тащить на себе огромную нагрузку и мало требовать от партнера - но что-то для нее принципиально важно, и это в первую очередь его поддержка в существенных для нее моментах, где она чувствует себя слабой (их может быть мало, но они обязательно есть). В любви марсовской женщины может быть мало романтики, но много преданности и трудолюбия, направленного на любимого. Однако если она от него устанет или в нем разочаруется, то однажды с ним расстанется по собственной инициативе (может быть, по-плохому) и найдет себе другого, после чего вернуть ее любовь будет очень сложно (чаще всего невозможно). Надо сказать, что у таких женщин проблем с поиском партнера или замужеством обычно не бывает, хотя женские "штучки" они почти не используют (или делают это очевидно неумело). Разгадка тайны их успеха проста: мужчины марсовских женщин не боятся и чувствуют себя в их обществе спокойно - или развлекаются, сражаясь с ними в честном (в мужском понимании) бою.
Венерианская женщина по природе своей в любви моногамна, и множество поклонников ее раздражает. Она бы хотела любви классического образца, но в отсутствие прекрасного принца влюбится в простого механика и может быть с ним счастлива и ему предана, если он будет с ней хорошо обращаться и терпеть ее "женские" штучки, в том числе капризы и легкое кокетство с другими мужчинами - чаще всего совершенно безобидное. Существенным для венерианки будет обладание своим избранником: не полное управление им, но именно обладание в некотором метафизическом (но совершенно понятном для самой женщины) смысле. Власть над своим любимым она имеет при этом очень большую, и может свести его с ума, а может отучить от алкоголизма или воровской "профессии" и наставить на честный путь. Однако больше, чем один любимый мужчина в ее психике не размещается, и если она полюбила следующего, то это автоматически означает, что ее любовь к предыдущему партнеру умерла. Она женственна, мягка, уступчива, не любит оружия, войн, насилия и прямых конфронтаций, но склонна к интригам, в том числе и против женщин, которых считает конкурентками. Мужчин обычно защищает и выставляет как жертв неправильного женского воспитания и обращения.
Венерианский мужчина не груб и не переносит насилия, и сам к нему не склонен, даже если его долго "доводить". Он охотно ставит себя в подчиненную роль лишенного собственной инициативы рыцаря-джентльмена, занятого исключительно исполнением желаний своей возлюбленной. Он может быть красив, элегантен, обаятелен (несколько по-женски), давать своей возлюбленной кучу поводов для ревности, но в принципе он локально-моногамен, то есть иметь несколько подружек одновременно не склонен. Он не слишком ревнив, и ревность в его понимании - один из вариантов или аспектов любви, ее пряное украшение. Слишком много работать он не склонен, даже на благо своей любимой, но зато на него можно любоваться в разных позах и позициях. Он может любить стихи и знать их во множестве наизусть, понимать в высокой кухне и сам неплохо готовить - но, конечно, не каждый день и не на многодетную семью. Вы можете найти его фотографии во многих глянцевых журналах - это те фото, где всем ясно, что чемпионом по боксу в тяжелом весе ему не быть.
Как же складываются кратковременные и долговременные любовные отношения между описанными типами? У автора есть свои наблюдения, и через некоторое время он может ими поделиться, но сначала с удовольствием прочитает отзывы читателей на этот материал и их наблюдения на эту тему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: