1. Точно поставленные идеалы или цели.
2. Здравый смысл.
3. Компетентная консультация.
4. Дисциплина.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
7. Диспетчеризация.
8. Нормы и расписания.
9. Нормализация условий.
10. Нормирование операций.
11. Писаные стандартные условия.
12. Вознаграждение за производительность.
В 1927—1930 гг. многие хозяйственники с большим интересом читали книги Генри Форда-старшего «Сегодня и завтра» и «Моя жизнь, мои достижения». Советские авторы в то время написали десятки книг о Форде и организации работ на его заводе.
Но «фордизм» сделал человека придатком к станкам и конвейеру. Эксплуатация рабочих была доведена до крайней степени. Несмотря на более высокую для того времени зарплату сравнительно с другими предприятиями США (6 долл. в день), 50—60% рабочих ежегодно бросали заводы Форда.
«Фордизм» стал системой выматывания сил человека. Вместе с тем, как и «тейлоризм», он впитал научные достижения в организацию производства, которые мы не только не могли игнорировать, но и должны были осваивать.
|
|
Позже А. Файоль предложил универсальное решение управления всеми типами организаций — функциональный подход.
Файоль — основатель административного управления — немало внимания уделял организации человеческих отношений.
Им были сформулированы следующие принципы управления персоналом.
1. Разделение труда. Специализация работ, необходимая для эффективного
использования рабочей силы (за счет сокращения числа цепей, на которые направляются внимание и усилия работающего).
2. Полномочия и ответственность. Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.
3. Дисциплина. Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.
4. Единоначалие. Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность личных интересов интересам организации. Интересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов.
7. Вознаграждение персонала. Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
8. Централизация. Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при точной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности.
|
|
9. Скалярная цепь. Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.
10. Порядок. Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.
11. Справедливость. Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала. Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.
13. Инициатива. Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
14. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий.
Двадцатые годы прошедшего столетия справедливо считаются положившими начало отечественной науке управления.
Движение за научную организацию труда в России связано с именами А.К. Гастева и П.М. Керженцева.
□ В конце 1920 г. видный общественный деятель, ученый и поэт Алексей Капитонович Гастев начал создавать Институт труда. В 1921 г. прошла 1-я Всероссийская конференция по вопросам научной организации труда.
Центральный институт труда (ЦИТ) создал систему подготовки квалифицированных рабочих, получившую известность как «метод обучения ЦИТ». На своих учебных базах в 170 городах ЦИТ подготовил свыше полумиллиона рабочих остродефицитных профессий.
Опубликованные труды А.К. Гастева во многом до сих пор не потеряли своего научного и практического значения, а его книга «Как надо работать» [30] стала практическим введением в науку организации труда.
Памятка А.К. Гастева «Как надо работать» была вывешена в приемной Совнаркома.