Тема: «Физиология сенсорных систем»

Цель занятия: изучить общие принципы восприятия и обработки информации; изучить функционирование зрительной, слуховой и вестибулярных систем организма.

Задачи занятия:

-изучить особенности рецепторного, проводникового и коркового отделов зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов;

-изучить механизмы генерации рецепторного потенциала зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов;

-изучить методики исследования зрительного, слухового, вестибулярного анализаторов.

Основные понятия по теме:

Многослойность, многоканальность, сенсорные “воронки”, дифференциация анализаторов по вертикали и по горизонтали, механорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, терморецепторы, болевые рецепторы, полимодальные, мономодальные, экстерорецепторы, интерорецепторы, первичночувствующие (первичные) рецепторные аппараты и вторичночувствующие (вторичные) рецепторные аппараты, рецепторный потенциал, генераторный потенциал,кодирование, абсолютный порог, дифференцировочный порог, частотное кодирование, адаптация рецепторов, фазический ответ, тонический ответ, закон Вебера—Фехнера, нейроны-детекторы, возбудительное взаимодействие, рецептивное поле, латеральное торможение, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, зрачковый рефлекс, адаптация, острота зрения, поле зрения, слепое пятно, теории цветоощущения, бинокулярное зрение, слуховой анализатор, наружное ухо, среднее ухо, мембранный потенциал слуховой рецепторной клетки, потенциал эндолимфы, кохлеарный микрофонный потенциал, суммационный потенциал, возбуждение волокон слухового нерва, тональность (частота) звука, слуховая чувствительность, бинауральный слух, преддверие и полукружные каналы, ядра Бехтерева, Швальбе, Дейтерса.

Вопросы к занятию:

1. Учение И. П. Павлова об анализаторах. Рецепторный отдел анализаторов. Рецепторы: понятия, классификация, основные свойства и особенности, механизм возбуждения, функциональная мобильность.

2. Проводниковый отдел анализаторов. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений. Корковый отдел анализаторов. Процессы высшего коркового анализа афферентных возбуждений. Взаимодействие анализаторов.

3. Зрительный анализатор, рецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке при действии света.

4. Современные представления о восприятии цвета. Основные формы нарушения цветового зрения.

5. Физиологические механизмы аккомодации глаза. Адаптация зрительного анализатора.

6. Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппарат. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа. Теория восприятия звуков.

7. Проводниковый и корковый отдел слухового анализатора. Бинауральный слух.

8. Роль вестибулярного анализатора в восприятии и оценке положения тела в пространстве и при его перемещении.

Вопросы для самоконтроля

1.Опишите механизм возбуждения первично- и вторично-чувствующих рецепторов.

2.Назовите отделы анализаторных систем по И.П. Павлову.

3. Опишите процесс генерации рецепторного потенциала на сетчатке.

4.Опишите механизм аккомодации глаза, каково его значение.

5.Опишите процесс генерации рецепторного потенциала слухового анализатора.

6.Что такое бинауральный слух?

7. Почему при чрезмерной стимуляции вестибулярного анализатора возникает тошнота, рвота?

Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература

1. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная/ Под ред. А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Москва: Советский спорт, 2012. -624 с.

2. Агаджанян Н. А. Нормальная физиология:учеб. для студентов мед. вузов / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: МИА, 2012. - 571 с.

Дополнительная литература

1. Бреслав И. С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте: рук. для изучающих физиологию человека / И. С. Бреслав, Н. И. Волков, Р.В. Тамбовцева. - Москва: Советский спорт, 2013. - 333,.

2. Медицинская физиология/ под.ред А.Гайтона.-Москва., «Логосфера», 2008.-1296с.

3. Физиология человека Compendium/ Под.ред. Б.И.Ткаченко.,Млсква., «Гэотар-Медиа».,-2009.,-496с.

4. Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М., «Мир», 1996.- Т.1: 323с., т.2: 641с, т.3: 875с.

5. Физиология человека/ Под. ред Дегтярева В.П.-М. Медицина, 2006

6. Нормальная физиология. В 3 / под.ред. В.Н. Яковлева.-М. Академия, 2006

7. Физиологические особенности организма людей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам / Под ред. А.С. Солодкова. - С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998- 179 с

8. Физиология спорта / Под ред. А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуб. - С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 227 с

9. Возрастная физиология и школьная гигиена / Под ред. А.Г. Хрипова с соавт.-М: Просвещение, 1980.

10. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе / Под ред. А.С. Солодкова.- С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.- 47 с.6.


Приложение 4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: