Особенности институциональных преобразований в России

1. Элитарно-бюрократический характер:

- узкая социальная база реформ;

- массовое отчуждение от новых институтов.

2. Значительная роль неформальных институтов, латентных функций; имитационный характер институтов.

3. Приватный характер взаимоотношений государства и общества, криминализация.

Клановый капитализм. (Л. Косалс) Кланы в институциональной системе России.

Кланы представляют собой закрытые теневые группы бизнесменов, политиков, бюрократов, работников правоохранительных органов, иногда представителей организованной преступности, объединенных общими деловыми интересами и неформальными отношениями, в противоположность системе, где главную роль играют независимые предприниматели, конкурирующие между собой. В границах клана неформальные внутригрупповые нормы и правила поведения играют более существенную роль, чем формальные законы.

Основные черты такой системы:

Становление особого «кланового государства», основная функция которого состоит в обеспечении благоприятных условий работы крупнейших кланов, создание им преимуществ перед всеми другими участниками политической и экономической жизни.

Особый российский «кронизм», включающий номенклатурное (бюрократическое) предпринимательство, когда роли чиновника и предпринимателя четко не отделены друг от друга и зачастую их одновременно исполняют одни и те же люди. (появление «оборотней в костюмах», которые, с одной стороны, регулируют и контролируют какую-то сферу деловой жизни как «государственные люди», а с другой - делают в этой же сфере деньги как частные бизнесмены.)

Постсоветский монополизм, который носит преимущественно нерыночный характер. Монополия в основном возникает не в результате рыночных успехов частных фирм, а вследствие деятельности самого государства, точнее, тех самых «оборотней в костюмах». Преследуя собственные деловые интересы, эти «оборотни» могут произвольно передать государственные заказы «своим» фирмам, уменьшить число субъектов рынка силовыми методами (проверки контролирующих органов, возбуждение уголовных дел, отказ в выдаче лицензии) или издать распоряжение, обязывающее госорганы содействовать «своей» фирме.

Институционализация теневой экономики, укоренение ее в деловых отношениях практически всех субъектов, от мелких семейных фирм до органов власти всех уровней

Клановость в этом случае - это способ разрешения частных и общественных проблем, поиск и принятие решений не в соответствии с формальными правилами и законами, а согласно неформальным нормам или реальному «весу» (соотношению влияния и ресурсов) клана или персоны.

Россия-2020: долгосрочные вызовы развития (Михаил Дмитриев).

Существует два сценария развития России:

Первый, когда мы к 2020 г. становимся уже почти развитой постиндустриальной страной с ВВП на душу населения больше 20 тыс. долларов на человека, развитым средним классом и т.д.

Второй, если мы развиваемся по инерции, ничего не меняем в нашей стране, тогда темпы роста затухают и развитой страной Россия к концу следующего десятилетия не становится.

России надо развивать свои институты, и если мы будем их развивать в ближайшее время и проводить реформы, то, скорее всего, у нас не будет препятствий на пути экономического роста, и он будет быстрым. Но реальный процесс развития оказывается гораздо сложнее.

Одна из проблем состоит в том, что в последние годы в России по многим направлениям происходило не улучшение, а ухудшение институтов.

Многое в институциональной сфере выглядит неоднозначно, и это как раз загадка помогает понять, что станет с Россией к 2020 г. Попытка ответить на эту загадку приводит нас к следующим существенным выводам.

Нестандартные институты, которые не соответствуют рыночному идеалу, на самом деле, неплохо обеспечивают экономический рост в период, когда страна имеет потенциал догоняющего развития, т.е. когда развитие во многих отраслях происходит на основе технологических заимствований и инвестиций из-за рубежа, и когда страна еще не достигла мировой технологической границы, вблизи которой она вынуждена будет переходить к развитию, во многом, за счет внутренних инноваций. Но эти нестандартные институты развития перестают работать в процессе приближения страны к мировой технологической границе. Без модернизации нетрадиционных институтов в соответствии с требованиями развитых стран успешное развитие на постиндустриальной стадии оказывается практически невозможным.


Причины, ведущие к возрастанию роли институтов по мере приближения к фазе постиндустриального развития и исчерпания потенциала догоняющего развития:

· постиндустриальные сектора экономики отличаются повышенной чувствительностью к сложности и качеству государственного регулирования;

· усложняется система контрактных прав и прав собственности, поскольку в ней повышенную роль начинают играть вопросы защиты информации и регулирования сложных финансовых рынков.

· усложняются задачи в области развития человеческого потенциала в связи с развитием компетенций и расширением их разнообразия;

· возрастает спрос на услуги, связанные с обеспечением качества жизни, включая личную безопасность, охрану окружающей среды, доступ к информации; поскольку многие из этих услуг должны быть приближены к потребителю, это, в частности, предполагает к опережающее развитию местного самоуправления и повышение его доли в бюджетных ресурсах;

· усиливается спрос со стороны населения, бизнеса и структур гражданского общества на диалог и взаимодействие с государством в процессе исполнения государственных функций.

Если у нас в экономике и есть значительный потенциал долгосрочного развития, то многие институты у нас их рук вон плохи. Мы находимся на уровне 25% наименее развитых стран мира по многим показателям качества государства, характеризующих по уровень коррупции, состояние государственного регулирования экономики, эффективность защиты прав собственности. Достигнуть постиндустриальной стадии развития с такими отсталыми институтами практически невозможно. По крайней мере, ни одной стране в мире этого еще не удавалось.

Но несмотря на это, у нас есть некоторый, хотя и небольшой, потенциал догоняющего развития, который может быть реализован без радикального улучшения положения в институциональной сфере.

В некоторых областях мы уже близки к мировой технологической границе, но такие сферы еще слишком малы, чтобы в строгом смысле считаться отдельными отраслями, а их число можно пересчитать по пальцам одной руки. Во всех других областях у нас есть большой потенциал роста на основе технологических заимствований, в том числе на основе прямых иностранных инвестиций.

Российская Федерация находится сейчас на линии тренда, мы экспортируем примерно те товары, которые должна экспортировать страна нашего уровня развития.

Россия находится среди трех стран с наибольшим превышением фактического ВВП по отношению к потенциальному, вытекающему из достигнутого уровня конкурентоспособности. Поэтому дополнительный рост ВВП без повышения конкурентоспособности и соответствующего развития институтов в нашей стране может быть достигнут лишь в весьма ограниченных пределах.

Таким образом, вопрос о модернизации институтов может в полный рост возникнуть уже в ближайшие годы. Это тем более вероятно в случае снижения мировых цен на энергоносители, которое неизбежно приведет к ослаблению традиционных факторов инвестиционной привлекательности российской экономики, связанных с природными ресурсами и с относительно высоким уровнем макроэкономической устойчивости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: