Блок 23 вопрос Психологическая характеристика детей с ДЦП

ДЦП - это тяжелое заболевание НС, которое приводит к инвалидности ребенка. Он является наиболее распространенной формой нарушений ОДА. Приоритет в открытии этой патологии принадлежит Уильяму Миттль. В 1839 году он описал нескольких детей с последствиями родовых травм.

ДЦП возникает в результате повреждения мозга в раннем онтогенезе, при этом наиболее страдают «молодые» отделы мозга, поэтому ДЦП проявляется в виде двигательных, психических, речевых и т.д. нарушениях. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. Существует тяжелая, средняя и легкая форма данного заболевания.

При тяжелой степени ребенок: не овладевает навыками ходьбы, манипулятивной деятельности, а также не может самостоятельно себя обслуживать.

При средней степени: овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно; навыки самообслуживания развиты не полностью.

При легкой степени: ходят самостоятельно, могут самостоятельно ездить в городском транспорте, полностью могут себя обслуживать, если достаточно развита манипулятивная деятельность.

Этиология его разнообразна. Наибольшее значение в этиологии ДЦП имеет органическое поражение мозга в результате внутриутробных инфекций, интоксикаций, несовместимости крови матери и ребенка по групповой принадлежности или резус - фактору, асфиксии и внутричерепных кровоизлияний в родах, недоношенности плода. Реже заболевание возникает постнатагтьно, в результате менингоэнцефалитов, перенесенных в первые годы жизни. Сейчас насчитывают более 400 факторов, влияющих на ЦНС плода и это может произойти в любой момент беременности, но особенно опасны в первые 4 месяца.

Патогенез ДЦП связан с поражением ряда отделов мозга, как корковых, так и подкорковых, среди которых одно из основных мест занимает повреждение премоторных зон.

В клинической структуре ДЦП среди симптомов органического поражения мозга центральное место занимают двигательные нарушения, основными из которых являются параличи, парезы, нарушение мышечного тонуса. Сочетание расстройств моторной сферы и интеллекта могут быть различными. Согласно классификации К.А.Семеновой (1974) выделяют следующие формы ДЦП, специфика клинической картины которых в значительной мере обусловлено разным характером поражения.

Спастическая диплегия (Литтля) -тетрапарез, при котором руки страдают значительно меньше, чем ноги. Поэтому дети часто могут обслужить себя, писать, овладевать рядом трудовых навыков. Нарушение интеллектуального развития нередко незначительны, и многие из таких детей способны к обучению даже в массовых школах.

Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым поражением всех конечностей, выраженной ригидностью мышц. Дети не могут даже сидеть. Интеллектуальное развитие большей частью на уровне олигофрении в степени дебильности, имбицильности или даже идиотии.

Гиперкенетическая форма, при которой различные гиперкенезы могут сочетаться с параличами и парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.

Атонически-астеническая форма характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. К 3-5 годам при систематическом лечении дети овладевают возможностью произвольных движений. В половине случаев имеется олигофрения в степени дебильности и имбицильности.

Гемипаретическая форма - парезы одной стороны тела, тяжелее в верхней конечности. У25 - 35 % детей опять наблюдается олигофрения.

Выраженное интеллектуальное недоразвитие не вытекает прямо из двигательных расстройств, а свидетельствует о массивности и большой распространенности поражения мозга. Но тяжесть недостаточности отдельных корковых функций в этих случаях делает клиническую картину олигофрении атипичной.

У детей с ЦП часто отмечается недостаточность целого ряда других нервно - психических функций, в значительной мере связанных именно с поражением двигательной сферы. В отечественной детской неврологии, психиатрии и дефектологии эти нарушения были изучены Е.И.Кириченко (1965), М.В.Ипполитовой (1967), К.А.Семеновой и др.

Прежде всего стоит остановиться на нарушениях речи, которые в большей степени обусловлены дефектностью ее моторного компонента. Основными из них считаются дизартрия разного характера и разной степени выраженности. Наблюдаются более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря. В более тяжелых случаях речевых расстройств являются проявления моторной алалии с общим недоразвитием всех сторон речи. Реже имеют место явления сенсорной алалии. Указанные виды речевых расстройств часто сочетаются друг с другом, однако каждый из них наиболее характерен для того или иного вида двигательных нарушений.

В нарушении психического развития имеет значение и недостаточность пространственного гносиса, связанная как с поражением теменных отделов, так и в определенной мере обусловленная и нарушениями зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами (недостаточность фиксации взора, конвергенции и т.д.). У этих детей имеются трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорции и перспективы. Отмечается недоразвитие представлений о схеме собственного тела. Запаздывает формирование доминантности руки, понятий левого и правого. В связи с этим наблюдаются характерные особенности рисунка таких детей: неумение правильно изобразить лицо и руки. Двигательная недостаточность обусловливает недоразвитие предметных действий. В дошкольном возрасте обращает внимание недоразвитие игровой деятельности. Позже страдает формирование школьных навыков: счета, письма и чтения. Трудности в освоении арифметикой в значительной мере обусловлены недостаточностью пространственных функций. Они проявляются в нечеткости распознования графического изображения цифр, смешении арифметических знаков. Наблюдаются явления дисграфии в виде зеркальности, смешения сходных по написанию букв.

Тяжелые двигательные расстройства, нарушение ряда высших корковых функций, сопутствующие им явления психической истощаемости являются причиной задержки интеллектуального развития у многих детей с ЦБ.

В их эмоциональной сфере описывается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, темноты, новой обстановки), повышенной пугливости в отношении неожиданных раздражителей.

Помимо отдельных эмоциональных расстройств таким детям нередко свойственна и задержка эмоциональног развития в целом, которая,как правило, сочетается с задержкой интеллектуального развития. Проявления «органического инфантилизма» выступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности, ее монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.

При ЦБ в результате дефицита двигательной сферы возможно формирование ряда отклонений в развитии личности. Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребенок живет и развивается в пространственнс весьма ограниченном мире. Это препятствует формированию развития многих видов взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: