Тема 5 МУЗЕЙ (контрольная клаузура 8 семестра)

Музей является государственным хранилищем памятников истории, материальной культуры и природы. Одновременно музей выполняет задачи научно-исследовательского и культурно-просветительского учреждения. Профиль проектируемого музея может быть выбран самим автором, что влечет за собой изменения и дополнения в составе и площадях помещений, его общей объемно-планировочной структуре.

Здание музея является одним из важнейших общественных сооружений. Проектирование музея - сложная комплексная задача создания архитектурно-художественного, пространственного и функционально-экспозиционного единства.

Объемно-планировочное решение здания должно удовлетворять выбранной градостроительной ситуации, современным условиям построения музейной экспозиции.

При проектировании здания музея изучаются и решаются сложные задачи освещения экспозиционных помещений, а также вопросы достижения хорошей акустики залов.

Учитывая специфичность здания: большие пролеты музейных помещений, их высоту, требования акустики и освещения, архитектурное решение должно быть подкреплено конструктивными обоснованиями. Большое значение для музеев имеет рациональный выбор новейших строительных материалов (звукопоглощающих для полов, специальное оконное стекло, рассеивающее свет и т.д.)-

При решении генерального плана музея большое внимание должно быть уделено вопросам размещения здания в среде города (парка), созданию удобной транспортной связи, решению автостоянок, а главное - детальной проработке благоустройства участка музейного комплекса с включением открытых террас-экспозиций, площади для посетителей, зеленой зоны и т.д., - все это позволит придать музею большую значимость сооружения, занимающего достойное и важное место в среде города, повысить просветительскую и культурно-образовательную роль.

Музеи (от греческого museion) — первоначально хранилища сокровищ, предметов "чудесных и удивительных", затем святилища, храмы муз в честь искусств и наук, в настоящее время — образовательные и прос­ветительные центры, научно-исследо­вательские учреждения, массовый общедоступный источник инфор­мации о духовной и материальной культуре.

Две схемы организации музейного пространства — радиальная и сегментная. Радиальная схема — центричное размещение постоянной экспозиции, окруженной хранилищами, помещениями для сотрудников, занятий и др. Сегментная схема предполагает строительство и развитие музея из отдельных закон­ченных элементов, включающих как выставочные, так и сопутствующие помещения для однородных или чаще всего специализированных разделов.

В составе: административная зона, хранилище, библиотека, читальные залы, комна­ты для занятий, лаборатории, мас­терские по ремонту и реставрации экспонатов, помещения для сменной экспозиции, устройства инженерного обеспечения и др. Некоторые поме­щения имеют универсальный характер, планировка гибкая за счет их трансформации. Широко используется искус­ственное освещение, кондициони­рование воздуха. Содер­жательная часть музеев - кинопроекция, музыкальное сопровождение, электронная техника, приводящая в движение экспонаты, и т.п.

Типология: по классификации Международного Со­вета музеев музеи могут быть худо­жественные, исторические, этно­графические, научно-технические, естественной истории, музеи — архитектурные памятники, ботанические и зоологические сады и посетителей (вестибюль с гардеробом, крупнейшие национальные парки.

Здания музеев включают несколько групп обязательных помещений: обслуживающие курительные и туалетные, помещения отдыха, детская игровая комната, комнаты экскурсоводов и др.); культурно-пропагандистского назначения (библиотека, лекционный зал, залы периодических выставок); постоянной экспозиции (экспозиционные залы); дирекции (кабинеты администрации, научных работников, лаборатории, реставрационные мастерские, фондохранилище, запасники, технического оборудования и др.). Размещение и взаимосвязи всех помещений должны обеспечивать прежде всего удобства для осмотра экспозиции, исключать встречные потоки, предусматривать изоляцию вспомогательных поме­щений.

Специалисты считают, что для нормальной работы музея необ­ходимы равные площади собственно экспозиционных и всех обслужива­ющих и сопутствующих помещений.

Методика расчета площадей художественного музея должна быть комплексной и объединять разносторонние характеристики его деятель­ности: единовременное количество посетителей, количество и состояние экспозиционного фонда, динамику развития фондов.

На основании статистических данных ежегодной посещаемости: (они есть в каждом музее) выводятся усредненные данные о посещав мости в отдельные дни. Наблюдения показывают, что посетители находятся в музее в среднем 1,5—2 ч. Следовательно, количество потоков можно принять равным четырем. Единовременное пребывание посети­телей устанавливается делением общего количества посетителей за день на количество пото­ков. Полученные данные позволяют определить площадь вестибюльной группы помещении

Площадь вестибюля может быть увеличена при объединении с фойе лекционного зала. Пло­щадь остальных помеще­ний вестибюля (в м2): касса 10, киоск для продажи каталогов, су­вениров, открыток, реп­родукций и пр. — 10, эк­скурсионное бюро - - 20, пост охраны - - 20.

На основании штатного расписания устанавливаются площади по­мещений для научно-исследовательской работы (табл. 4).

При устройстве для заведующих отделами кабинетов площадь каж­дого кабинета принима­ется не менее 8 м2.

Площадь помещений для размещения и отды­ха обслуживающего пер­сонала назначается из расчета 0,75 м2 на одно­го человека. Площадь одного помещения долж­на быть не менее 8 м2.

Во всех музеях пла­нируется лекционная и выставочная работа. В задании на проектирование должны содержаться сведения о количестве лекций и выставок за последние 5 лет, о числе и характере экспонатов.

Для расчета площадей экспозиционных помещений и фондохранилищ необходимо знать: общее количество экспонатов с указанием их оптимального соотношения в экспозиции и фондохранилищах; динами­ку ежегодных поступлений за последние 5 лет; способ экспонирования и хранения основных видов экспонатов (живопись, графика, прикладное искусство, скульптура).

Состав и площади помещений

Площадь вестибюльных помещений
№ п/п Помещение Норма площади на ед. в м2
  Гардероб со шкафами для хранения сумок, портфелей и пр. 0.12
  Площадь перед барьером гардероба 0.2
  Зона отдыха для посетителей 0.2 (К – коэффициент неравномерности, равный 0.7)
  Буфет По СН 87-60
Площадь помещений для научной работы
  Помещения Норма площади на одного сотрудника в м2
  Заведующий отделом  
  Научный сотрудник  
  Дополнительная площадь для каталогов, шкафов и др. 0.2
Площадь помещений лекционного зала
  Помещения Норма площади в м2 Общая площадь в м2
  Фойе 0.3 0.3 п
  Зал 0.7 0.7 п (п – количество мест в зале)
  Эстрада -  
  Кинопроекционная и радиоузел - 45 (уточняется расчетом)
  Подсобное помещение -  
Нормы площади для расчета экспозиционных залов
  Вид экспозиции, прием экспонирования Площадь пола в м2
  Картина 4.5 – 6
  Витрины для произведений графики (на 1 м) 2.5
  Слепок 1.8
  Скульптура 4 и более
  Витрина для монет и медалей (до 400 шт.) 1.6
     
         

Нормы площади для расчета фондохранилищ

Вид экспонатов Оборудование Площадь в м2 (в расчете на 1 м оборудования)
Живопись Стенд: стационарный выдвижной  
1.03
0.2
Стеллаж с ячейками на одно произведение 1.67
Витрина 1.58
Станок для залов 1.4
Графика Шкаф: для хранения коробок с графикой с выдвижными ящиками  
1.43
1.84
Стол-шкаф 1.7
Объёмные экспонаты Шкаф с полками с ящиками с трансформирующимися перегородками  
1.28
1.68
1.55
Тканые изделия Шкаф с выдвижными рамками 2.02
Стол-шкаф для хранения текстиля 2.43
Шкаф: для хранения одежды для хранения ковров с выдвижными полками для хранения гобеленов  
1.87
1.78
2.11

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: