Разделам модулей программы

7.1. Модуль «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»

7.1.1. Раздел 1. История образования и педагогической мысли

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
1. Всемирный историко-педагогический процесс Изучение литературы Реферат
2. Школа и педагогическая мысль с древнейших времен до 17 века Составление аннотаций педагогических памятников Аннотации
3. Педагогические взгляды английских и французских просветителей в период становления индустриального общества Конспектирование первоисточников Конспект
4. Школа и педагогическая мысль 18 века Составление списка литературы Список литературы
5. Разработка проблем воспитания представителями утопического социализма Составление развернутых тезисов Тест
6. Школа и педагогические теории конца19 начала 20 вв. Конспектирование первоисточников Конспект
7. Школа и педагогическая мысль за рубежом в начале 20 века Составление таблицы Таблица
8. Советская школа в период 1917–1945 гг. Конспектирование постановлений правительства Конспект
9. Школа и педагогическая мысль в России во второй половине 20 века Изучение первоисточников Тезисы
10. Мировые тенденции начала 21 в. и их отражение в российской системе образования Составление опорной схемы-конспекта Опорная схема-конспект

7.1.2. Раздел 2. Профессиональное становление педагога

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
Сравнительный анализ структуры педагогической деятельности (по работам Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина) Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблица
Научная эрудиция как компонент педагогической культуры Составление тезисов доклада Тезисы доклада
Сравнительный анализ научных подходов к изучению проблемы профессиональной культуры Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблица
Особенности педагогического общения Составление тезисного плана Тезисный план
Компетентностный подход в педагогическом образовании Составление словаря понятий Словарь понятий
Нормативно-прововые документы в профессионально-педагогической деятельности Составление таблицы Таблица

7.2. Модуль «Теоретические основы педагогики»

7.2.1. Раздел 3. Общие основы педагогики

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогики Составление тезисного плана Тезисный план
Логика и методика научного исследования Составление опорного конспекта Опорный конспект
Компетентностный подход в педагогическом образовании Составление словаря понятий Словарь понятий

7.2.2. Раздел 4. Теория обучения

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
Теории учебного процесса Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблица
Современные модели организации обучения Составление тезисов доклада Тезисы доклада
Федеральный государственный образовательный стандарт: методология, достоинства и недостатки Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблица
Диагностика, контроль и качество образования Составление тезисного плана Тезисный план
Инновационные процессы в системе общего образования Составление опорного конспекта Опорный конспект

7.2.3. Раздел 5. Теория воспитания и основы социализации личности

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
Социализация личности: сущность, принципы, ценности, механизмы Подготовка выступления, доклада Выступление, доклад
Воспитательный процесс как динамическая система: движущие силы, логика, компоненты Составление тезисов доклада Тезисы доклада
Содержание воспитания: современные подходы Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблица
Система методов, средств, форм воспитания Составление тезисного плана Тезисный план
Система воспитательной работы в современной школе. Сопротивление воспитанию Составление словаря понятий Словарь понятий
Социокультурная среда как фактор социализации Составление опорной схемы Опорная схема
Современные воспитательные системы. Обзор литературных источников Аннотации

7.2.4. Раздел 6. Управление образовательными системами

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
Сущность основных понятий курса: управление, руководство, педагогический менеджмент, система, образовательная Составление словаря понятий Словарь понятий
Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблицат
Модель управления образовательным учреждением: характеристика структурных компонентов Составление опорной схемы Опорная схема
Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблица
Основы управления социальным коллективом. Управленческая культура руководителя Составление тезисного плана Тезисный план
Оценка эффективности управления образовательным учреждением Составление таблицы Таблица

7.3. Модуль «Педагогические технологии и основы проектирования образовательного процесса»

7.3.1. Раздел 7. Технологии организации образовательного процесса

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
Технологии монологического изложения информации Описание содержания функций монологического изложения информации Содержание функций
Технология взаимообучения Разработка карточек для реализации технология взаимообучения Карточки для взаимообучения
Диалоговые технологии (беседа, дискуссия, дискурсия) Разработка фрагмента урока или воспитательного дела с использованием диалоговой технологии Фрагмент урока или воспитательного дела
Технология игры Описание алгоритма действий при организации игры-соревнования Алгоритм действий
Технологии организации учебных исследований. Проблемное обучение Разработка фрагмента урока с использованием одной из технологий организации учебных исследований Фрагмент урока
Технологии: развития критического мышления, технология мастерских, проектная технология Формулирование сущностных идей технологии развития критического мышления, технологии мастерских, проектной технологии. Составление тезисного плана Тезисный план
Информационные технологии в образовательном процессе Подготовка презентации о применении информационных технологий в образовательном процессе Презентация

7.3.2. Раздел 8. Технологии продуктивного взаимодействия субъектов

образовательного процесса

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
Педагогическое воздействие и взаимодействие субъектов образовательного процесса. Стиль отношений и стиль деятельности Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблица
Технологии педагогического общения Написание эссе, подготовка выступления, доклада Эссе, выступление, доклад
Педагогический конфликт и технология его разрешения Определение видов конфликта в ситуациях, приведенных в перечне самостоятельных работ Таблица с определением видов конфликтных ситуаций
Технологии стимулирования деятельности школьников: предъявление требований, ситуация успеха, педагогическая оценка Описание примеров технологий стимулирования деятельности из своего школьного или студенческого опыта Примеры технологий стимулирования деятельности
Технологии коллективной творческой деятельности Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблица

7.3.3. Раздел 9. Технология проектирования образовательного процесса.

Педагогические инновации

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
Педагогическое проектирование. Сущность и логика проектирования образовательного процесса Изучение литературы Реферат
Технология постановки проектной задачи (диагностика и выдвижение целей) Написание эссе, подготовка выступления, доклада Эссе, выступление, доклад
Разработка, презентация и защита проекта Подготовка проекта, его презентации и выступления для защиты Проект, презентация проекта, выступление по защите проекта

7.3.4. Раздел 10. Практикум по решению профессионально-педагогических задач

№ п/п Вопросы для самостоятельной работы Форма работы Форма отчета
Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач Изучение литературы Реферат
Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Самоанализ деятельности по решению профессиональной задачи Создание картотеки педагогически ситуаций Картотека педагогических ситуаций
Технология педагогической поддержки детей разного возраста Составление сравнительной таблицы Сравнительная таблица
Диагностические методики изучения детей, технологии оценки их достижений Подбор диагностических методик Картотека диагностических методик
Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса Составление тезисного плана Тезисный план
Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи Разработка педагогического проекта Педагогический проект
  Итого:    

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопросы и задания по модулю «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»

Раздел 1. История образования и педагогической мысли

1. Дайте определение понятию «историко-педагогический процесс». Каковы источники историко-педагогических знаний.

2. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Афинах и в Спарте.

3. Охарактеризуйте литературные памятники Древней Руси как источники сведений о педагогической мысли.

4. Каков главный педагогический смысл понятия «Эпоха Просвещения»? Назовите представителей педагогической мысли этой эпохи.

5. Дайте общую оценку особенностей и результатов развития школы и педагогической мысли на Западе в эпоху Нового времени.

6. В чем суть школьных реформ в России в XIX веке?

7. Раскройте вклад К.Д. Ушинского в развитие отечественной школы и педагогики.

8. Раскройте идеи «свободного воспитания» Л.Н.Толстого и их практическую реализацию.

9. Когда и с какими целями осуществлялись реформы школы в советский период?

10. Осуществите сравнительный анализ идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Раздел 2. Профессиональное становление педагога

1. Чем было вызвано появление в обществе профессии учителя?

2. В чем особенности профессии педагога?

3. Как соотносятся понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация»?

4. Каковы слагаемые педагогического мастерства? Каковы пути его развития?

5. Какими качествами личности должен обладать педагог, чтобы осуществлять успешную педагогическую деятельность7

Вопросы и задания по модулю «Теоретические основы педагогики»

Раздел 1. Общие основы педагогики

1. Назовите основные категории педагогики и раскройте их сущность.

2. Дайте определение педагогики, охарактеризуйте ее методологические основы. Что такое методология?

3. Дайте определение педагогического процесса, охарактеризуйте его особенности.

4. Раскройте сущность субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе.

5. Назовите основные факторы, влияющие на процессы целеобразования и целеполагания.

6. Дайте определение понятия «педагогическая система». Назовите и раскройте ее компоненты.

7. Что такое Я-концепция, каковы ее компоненты? Под влиянием каких факторов она изменяется?

Раздел 2. Теория обучения

1. Назовите категории дидактики, дайте им определение.

2. Охарактеризуйте движущие силы, источники процесса обучения.

3. Объясните значимость закономерностей и принципов обучения. Как они реализуются в практической деятельности?

4. Определите достоинства и недостатки стандартизации образования. Назовите объекты стандартизации образования.

5. Что обусловливает выбор методов обучения?

6. Охарактеризуйте урок как целостную систему. Назовите преимущества урока как формы обучения, его недостатки, ограниченность. Предложите пути совершенствования урока.

7. Какова связь видов самостоятельной работы учащихся на уроке и форм организации учебной деятельности?

Раздел 3. Теория воспитания и основы социализации личности

1. В чем сущность социализации личности? Какова взаимосвязь социализации личности с процессами воспитания и обучения человека?

2. Перечислите и раскройте факторы социализации личности.

3. Назовите и раскройте сущность механизмов социализации.

4. Дайте определение понятия «воспитание». В чем причина многообразия определений понятия?

5. Назовите цели и задачи воспитания в современном обществе.

6. Раскройте связь закономерностей и принципов воспитания. Приведите примеры их реализации в воспитательном процессе.

7. Каковы основные подходы к отбору содержания воспитания?

8. Перечислите и охарактеризуйте методы воспитания. Чем обусловлен их выбор при организации воспитательного процесса?

9. Перечислите признаки и этапы развития коллектива. Что является движущей силой развития коллектива («закон движения коллектива»)?

10. Какова роль семьи в воспитании личности?

11. Раскройте функции и направления работы классного руководителя.

Раздел 4. Управление образовательными системами

1. Дайте определения понятий «управление», «педагогический менеджмент». Назовите науки, которые изучают понятия «система», «управление».

2. Назовите основные функции педагогического управления. Раскройте одну из функций, назвав самое главное при её реализации.

3. Дайте определение понятия «принципы». Назовите принципы управления педагогическими системами.

4. В чём заключается сущность государственно-общественной системы управления образованием. Приведите примеры государственно-общественных органов управления.

5. Назовите компоненты школа как педагогическая система. Объясните сущность понятия «школа как объект управления».

6. Укажите, для чего создаются службы управления. Приведите примеры служб управления на разных уровнях управления.

7. Дайте определение понятия «управленческая культура руководителя». Назовите компоненты управленческой культуры руководителя.

8. В чём заключается сущность взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами. Приведите примеры различных форм взаимодействия.

9. Назовите цель повышения квалификации. Укажите основные формы повышения квалификации.

10. Назовите цель аттестации работников школы. Раскройте основные положения аттестации педагогических кадров.

11. Раскройте основное содержание Положения «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 и объясните, что изменилось в процедуре аттестации педагогических работников с 01.01.2011 года.

Вопросы и задания по модулю «Педагогические технологии и основы проектирования образовательного процесса»

Раздел 1. Технологии организации образовательного процесса

1. Дайте определение понятию «педагогическая технология». Чём отличается понятие «педагогическая технология» от понятий «метод», «методика», «педагогическая техника»? Как они связаны между собой?

2. Назовите признаки педагогической технологии.

3. Определите различия технологий репродуктивного и продуктивного типа

4. Перечислите аргументы, которые относят к числу сильных. Подберите сильные аргументы для разговора с подростками о вреде курения, употребления спиртного, наркотических веществ.

5. В чём сущность понятия «интериоризация»? Какова функция ориентировочной основы действия? Назовите компоненты ООД и приведите примеры.

6. Изложите алгоритм работы ученика при взаимообучении. Каковы его возможные модификации? Какие требования предъявляются к учебному материалу при использовании этой технологии?

7. Сформулируйте педагогические задачи, которые можно решить при использовании на уроке: а) эвристической беседы, б) вводной беседы. К каким типам бесед они принадлежат?

8. Каков педагогический смысл этапа «Перенос» в технологии дискуссии и дискурсии? Почему он обозначен как этап II-A?

9. Перечислите и раскройте приемы ведения дискуссии.

10. Подумайте, каким образом реагировать в споре на уловки. Определите контраргументы и/или другие эффективные приёмы, действия для нейтрализации уловок.

11. Назовите приемы ввода и управления дискуссией.

12. Дайте определение понятию «дискурсия». В чем различие дискуссии и дискурсии?

13. В чем сущность и функции этапа «Рефлексия» в технологии дискурсии?

14. Перечислите этапы игры. Каковы функции второго и шестого её этапов?

15. Перечислите технологии организации учебного исследования. Кратко охарактеризуйте их суть.

16. Какие задачи обучения позволяет решать использование информационной техники? Предложите варианты использования информационной техники при проведении классного часа, подготовке концертного выступления и т.п.

Раздел 2. Технологии продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса

1. Каковы функции «коммуникативной атаки» в технологии педагогического общения?

2. Вспомните уроки учителей своей школы. Попробуйте определить стиль общения некоторых учителей. Определите, как влиял стиль общения учителя на организацию педагогического процесса, на отношение учеников к предмету. Какова была реакция учеников на требования учителя? Сделайте выводы.

3. Перечислите технологические правила (этапы) выхода из конфликта. Какой стратегии разрешения конфликта они соответствуют?

4. Определите вид конфликта для ситуаций по поводам: невыполнение учениками домашнего задания, регулярные пропуски занятий, грубое высказывание ученика, отказ выполнять обязанности дежурного, словесные оскорбления учителем ученика («бестолочь», «болван» и т.п.), подзатыльник, деление учителем детей на способных и неспособных, выталкивание учителем ученика из класса.

5. Какова роль успеха в жизни школьников? (его педагогический потенциал?) Какие приемы используются для создания ситуации успеха?

6. Ученик испытывает сильное волнение перед предстоящим выступлением на сцене. Какими приемами можно воспользоваться, чтобы вселить уверенность в этого школьника?

7. Чем можно объяснить, что косвенных требований количественно больше, чем прямых? Какие требования более действенны? В каких ситуациях?

8. Каковы технологические правила предъявления педагогического требования?

9. Назовите технологические правила (этапы) предъявления педагогического требования.

10. Каковы функции технологии педагогической оценки? Приведите примеры ситуаций с использованием приемов скрытой педагогической оценки

Раздел 3. Технология проектирования образовательного процесса. Педагогические инновации

1. В чем сущность и логика педагогического проектирования?

2. В.С. Безрукова называет мечту особой формой проектирования. Каков педагогический потенциал мечты? Каково её влияние на развитие человека? Какова роль мечты в педагогическом проектировании?

3. С точки зрения языка у слов «проект» и «прожектёрство» общая корневая основа. Как отличить подлинное педагогическое творчество от прожектёрства?

4. Какие проектные продукты могут быть разработаны учителем, классным руководителем? Есть ли предел уровня проектирования для педагогов, занимающих эти должности?

5. Что объединяет и отличает педагогическое и учебное проектирование? В чём отличие педагогического проекта от учебного?

6. Почему значение педагогической диагностики сравнивают со значением диагностики в медицине? Раскройте функции, назовите объекты и методы педагогической диагностики

7. Каковы современные требования к постановке целей (задач)? Приведите примеры задач обучения по теме курса Вашей специализации.

8. Закончите фразы:

9. Цель поставлена диагностично – это значит, что …

10. Педагогическими таксономиями называют…

11. Напишите примеры контрольных заданий, позволяющих оценить обученность ученика по классификации Н.Я. Конфедератова. Чем определяется достижимость «должного» уровня при решении педагогической задачи?

12. Приведите примеры возможных побочных позитивных и негативных результатов решения педагогических задач.

13. Почему нельзя полностью алгоритмизировать педагогическую деятельность?

14. Подумайте над соотношением норм и творчества в педагогической деятельности. Почему новые, оригинальные идеи порой с трудом «пробивают себе путь»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: