Молниеносная война, которая не удалась

Ошеломляющий успех войны на Западе привел Гитлера к убеждению, что такой же успех будет обеспечен ему и в войне против Советского Союза. Все оперативные соображения при этом были отодвинуты на задний план соображениями психологическими. «Следует ожидать, — говорил Гитлер в беседе с командующими армиями 5 декабря 1940 года, — что русская армия при первом же ударе немецких войск потерпит еще большее поражение, чем армия Франции в 1940 году».[18][18]Gгеinеr Н., Die Oberste Wehrmachtsfuhrung 1939 bis 1943. Wiesbaden, 1951, S. 326.

В другом разговоре с командующими армиями, происходившем 9 января 1941 года, он дополнил это высказывание, заявив, что «русские вооруженные силы представляют собой глиняный колосс без головы. У них нет хороших полководцев, и они плохо оснащены, но недооценивать их нельзя. Целью операций должно явиться уничтожение русской армии, захват важнейших и разрушение остальных индустриальных районов, кроме того, должен быть захвачен район Баку».[18][18]Там же.

На основании этого убеждения возникла директива № 21 от 18 декабря 1940 года — «План Барбаросса», в первом абзаце которой говорилось: «Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы… победить Советскую Россию путем быстротечной военной операции».

Здесь не место анализировать, правильной ли была оценка способности Советского Союза к сопротивлению, которая была сделана на основе материалов, имевшихся тогда в распоряжении немцев. Германский генеральный штаб был настроен более скептически. Оперативные планы, как и в трех предыдущих военных походах, строились на предположении, что «с первого же столкновения с главными силами противника немецкой армии удастся на протяжении длительного периода времени диктовать ему свою волю».

Цель первых операций, согласно директиве № 21, заключалась в следующем: «Центр тяжести операции на театре военных действий, разделенном болотами реки Припяти на северную и южную половины, нужно наметить севернее реки Припяти. Здесь следует развернуть две группы армий. Южной из этих двух групп, образующей центр общего фронта, предстоит задача с помощью особо усиленных танковых и моторизованных войск… уничтожить русские вооруженные силы, находящиеся в Белоруссии. Таким образом, должна быть создана предпосылка для поворота крупных подвижных сил на север с тем, чтобы во взаимодействии с группой армий «Север», наступающей из Восточной Пруссии в направлении Ленинграда, уничтожить войска противника, действующие в Прибалтике. Лишь после выполнения этой важнейшей задачи, за которой должен последовать захват Ленинграда и Кронштадта, следует продолжать наступательные операции по овладению важнейшим военно-индустриальным центром и узлом коммуникаций — Москвой. Только неожиданно быстрое подавление сопротивления русской армии позволит преследовать обе цели одновременное.

В соответствии с «Планом Барбароссы» группе армий «Юг» в директиве от 31 января 1941 года были поставлены несколько видоизмененные задачи, заключавшиеся в том, что «своим сильным левым крылом она должна продвигаться под прикрытием подвижных войск в общем направлении на Киев, уничтожить русские силы в Галиции и в Западной Украине до отхода их за Днепр и своевременно захватить переправы через Днепр в районе Киева и южнее для продолжения операций по ту сторону Днепра».[18][18]de Mendelssohn, Die Nurnberger Dokumente, S. 334.

Гитлер был уверен, что с началом первых операций, как и в предыдущих кампаниях, ему удастся разбить основные силы русской армии и получить в результате этого полную свободу действий. Когда после первых операций этого все же не произошло, в войне настудил первый большой кризис. Правда, операции всех трех групп армий, и особенно на направлении главного удара — в центре общего фронта, — прошли успешно, но они не привели ни к быстрому уничтожению всех вооруженных сил противника, ни к подавлению морального духа и мужества войск Красной Армии, на что Гитлер так надеялся. Части и соединения русских войск продолжали стойко сражаться даже в самом отчаянном положении.

Тогда-то и случилось, что верховное командование сухопутной армии вынуждено было прекратить разговоры о первоначальном плане решающих операций, предусматривавшем обеспечение «важнейшей задачи — уничтожение северной группировки противника и захват Ленинграда». а также «полное уничтожение русских войск, находящихся на Украине».

Поскольку немецкая армия не смогла до 10 июля нанести войскам противника сокрушительный удар в полосах действия групп армий «Юг» и «Север», а только отбросила их назад и лишь в центре в ходе последовательных окружений в районах Белостока и Минска уничтожила основные силы противника, вопрос о продолжении операций потребовал принятия нового решения, которое Гитлер еще 4 июля назвал труднейшим в этой войне.[18][18]dе Mendelssohn. Die Nurnberger Dokumente, S. 367.

Выработка его затянулась на целых шесть недель. Оно обсуждалось посредством письменного и устного обмена мнениями, в котором уже тогда обнаружились разногласия между Гитлером и главным командованием сухопутной армии, однако они еще не были так остры. Необходимость в этом решении проявилась с наибольшей силой, когда в конце июля группа армий «Юг» уничтожила в Уманском котле силы Красной Армии, находившиеся на Украине западнее Днепра, и когда было сомкнуто кольцо окружения в районе Смоленска, а группа армий «Север», обеспечивая свое наступление активными действиями правого фланга, дошла до города Луги и стала готовиться к наступлению на Ленинград. И все же немецкое командование не сумело вывести свои войска на оперативный простор. 3-я танковая группа, которая, согласно первоначальному плану, должна была наступать на южном фланге группы армий «Север», оказалась скованной в районе севернее Смоленска, а 2-я танковая группа вынуждена была помогать правому крылу группы армий «Центр», застрявшему в районе Рославля. Кроме того, выяснилось, что танковые соединения нуждаются в отдыхе и пополнении, на которые уйдут две-три недели. Принятие решения пришлось отсрочить еще раз. Гитлер по-прежнему упорствовал, заявив, что на первом месте по важности стоит Ленинград, на втором месте — Юг и лишь на третьем месте — Москва. Со своей стороны главное командование сухопутной армии всеми средствами стремилось, используя активную поддержку Иодля, убедить Гитлера в ошибочности его мнения. В оперативной сводке от 10 августа Иодль довольно ясно выразил свою точку зрения, что «по сравнению с важнейшей целью — уничтожением сильнейшего противника перед фронтом группы армий «Центр» и захватом Москвы — все остальные довольно заманчивые оперативные возможности соседних групп армий отступают на задний план».[18][18]de Mendelssohn, Die Nurnberger Dokumente, S. 401.

Он предлагал предпринять в конце августа общее наступление на Москву, имея полевые армии в центре, а танковые группы — на крыльях. Согласно этому, группы армий «Юг» и «Север» должны были сначала «опрокинуть оборону противника в своих полосах с расчетом на то, что в дальнейшем они будут эффективно поддержаны группой армий «Центр», которая, осуществив наступление на Москву, перейдет к преследованию отходящего противника».

В этом же смысле главное командование сухопутной армии внесло 18 августа и свое предложение: продолжать операции группы армий «Центр» во взаимодействии с группами армий «Юг» и «Север» — и выдвинуло в качестве оперативной задачи группы армий «Центр» «уничтожение находящихся перед ней крупных сил противника и прорыв фронта обороны русских». Главное командование подчеркивало, что боеспособность подвижных войск допускает их ввод только в решающий момент операции, и указывало, что для продолжения операций группа армий «Центр». учитывая условия климата, имеет в распоряжении только два месяца: сентябрь и октябрь. Усилия группы следовало направить на достижение только этой цели. Все другие частные задачи, не имеющие решающего тактического значения, не должны были отвлекать внимание от главного. «В противном случае, — говорилось в предложении, — у группы армий «Центр» может не хватить сил и времени на то, — чтобы еще в этом году уничтожить основную часть живой силы противника, а это должно быть главной целью верховного командования».[18][18]Там же, S. 404.

В то время как его военные советники (даже в главном штабе вооруженных сил) придерживались того основного 7 — карта\~принципа, «что уничтожение неприятельских вооруженных сил — первенствующая и преобладающая цель из всех, которые могут преследоваться на войне»[31

[19]Клаузевиц. О войне, том I, изд. 5-е, Воениздат, М., 1941, стр. 62. — Прим. ред.

[20]Клаузевиц. О войне, том II. изд. 3-е. Воениздат, М., 1941, стр. З6. — Прим. ред.

[21]«Moltkes Kriegslehre», Eine Auswahl aus seinen militarischen Schriften, Berlin, 1938, S. 23.

[22]Автор имеет в виду главный штаб вооруженных сил и главное командование сухопутных войск — два высших органа, между которыми на протяжении почти всей войны не было никакого единства взглядов и действий. — Прим. ред.

[23]Клаузевиц, О войне, том I, изд. 5-е, Воениздат М., 1941, стр. 226. — Прим. ред.

[24]Клаузевиц. О войне, том I, изд. 5-е, Воениздат, M., 1941, стр. 175. — Прим. ред.

[25]Там же.

[26]«Наше море» (итал.).

[27]Невысокое (200 м) плоскогорье в восточной прибрежной части Киренаики. — Прим. ред.

[28]Автор имеет в виду немецкую группу армий, находившуюся в Италии и подчинявшуюся непосредственно главному штабу вооруженных сил (ОКВ). — Прим. ред.

[29]Переговоры с американцами, ведшиеся через представителей католической церкви и швейцарских посредников, начались в конце 1944 года. Целью этих переговоров было открыть путь для ведения дипломатических переговоров о прекращении военных действий. Впоследствии об этом был проинформирован и Гитлер (март 1945 года). Переговоры не привели ни к чему определенному и не облегчили положение войск Юго-Запада. Требование «безоговорочной капитуляции» оставалось действительным и для этого театра военных действий.

[30]В действительности мир был подписан 8 августа 1700 года на очень тяжелых для Дании условиях: отказ от Голштинии, большая контрибуция. Этим миром Карл XII устранил из дальнейшей войны самого опасного (ввиду наличия у Дании крупного флота) противника. — Прим. ред.

[31]Мазепа казнен не был, а бежал вместе с Карлом XII в Бендеры, после того как его казаки отказались от участия в измене. Умер в Бендерах в 1709 голу. — Прим. ред.

[32]Высокая Порта — официальное название двора и правительства Османской (Турецкой) империи. Название это возникло в XIV–XV веках и просуществовало вплоть до свержения монархии в 1924 году. — Прим. ред.

[33]Нормальная ширина колеи в СССР — 1524 мм, в Западной Европе — 1435 мм. — Прим. ред.

[34]Цейтлер был в то время начальником немецкого генерального штаба. — Прим. ред.

[35]Приложение к 4-й Гаагской конвенции 1907 года. — Прим. ред.

[36]«Правила ведения сухопутной войны» (англ.).

[37]Так у автора. — Прим. ред. Hoaxer: ничего удивительного. Почитайте мемуары Старинова (в разделе Мемуары на сайте militera.lib.ru) "Записки диверсанта", в частности главу 6 "1930 год. Партизанская школа".

[38]Пономаренко, Партизанское движение в Великой Отечественной войне, Большевик № 13, 1943 г.

[39]Британская тайная разведка (англ.).

[40]Армейская организация сопротивления.

[41]Движение сопротивления оккупантам и предателям.

[42]Отряды вольных стрелков и партизан.

[43]Французские силы внутреннего фронта.

[44]То есть ставившее их вне закона. — Прим. ред.

[45]Так, например, у Черчилля в книге «The Second World War», I, London, 1948, p. 108, и у Типпельскирха в книге «Geschichte des Zweiten Weltkrieges», Bonn. 1951, S. 10.

[46]То есть 650–700 брт. — Прим. ред.

[47]Английский военный историк, автор нескольких томов «Британской официальной истории второй мировой войны». — Прим. ред.

[48]Битва за Англию (англ.).

[49]11 декабря 1941 года. — Прим ред.

[50]«Политика Нового курса». — Прим. ред.

[51]Типпельскирх приводит цифру 651. — Прим. ред.

[52]Крайнее средство (лат.).

[53]Так в оригинале. — Прим. ред.

[54]Автаркия — политика, направленная на создание обособленного и в случае войны не нуждающегося в помощи извне хозяйства, обладающего всеми необходимыми запасами стратегического сырья, продовольствия и т. п. — Прим. ред.

[55]Надежнее всего идти в середине (лат.).

[56]«Рискованным» он был назван потому, что по своему составу и долям не был рассчитан на длительное ведение войны. — Прим. ред.

[57]Я особенно подчеркиваю, что снабжение воздушным путем было обеспечено Герингом лишь при предварительном создании необходимых для этого предпосылок и в весьма ограниченный срок.

[58]«Небесная постель» и «дикая свинья» — названия боевых порядков немецких истребителей, которые приблизительно похожи на «этажерку» и «клин». — Прим. ред.

[59]Фуллер Дж. Ф. Ч., Вторая мировая война, Издатинлит, М„1956, стр. 292.

[60]Manstein, Seine Feldzuge und sein Prozess. 1951.

[61]Наггis A., Bomber-Offensive, Collins, London. 1947.

[62]Бедекер — популярный английский путеводитель по Европе. — Прим. ред.

[63]Замкнутый круг (лат.)

[64]Масmillan. IV, The Royal Air Force in Fire World War, Harrap and Co., London, 1950.

[65]Наrris A., Bomber-Offensive, CoHins, London, 1947.

[66]Почтовые открытки с изображениями городов (англ.).

[67]Лица немецкого происхождения, проживавшие на территории других стран Европы. — Прим. ред.

[68]То есть налеты на города. — Прим. ред.

[69]Подробно это изложено в моей книге Der hochrote Hahn, Е. S. Mitter und Sohn. Darmstadt, 1952.

[70]Автор имеет в виду воссоздание немецкой авиации. — Прим. ред.

[71]Так условно назывался район мощных укреплений, расположенный в центре Голландии и включавший в себя города: Утрехт, Амстердам и Дордрехт. — Прим. ред.

[72]Эти «сведения» автора являются чистейшим вымыслом — Прим. ред.

[73]Несколько другая структура этого управления приводится в книге Б. Мюллер-Гиллебранда «Сухопутная армия Германии», т. 1, Издатинлит, М., 1956, стр. 219. — Прим. ред.

[74]Государственное разведывательное управление в Англии.

[75]69-й пехотный полк армии США, сражавшийся в Европе во время Первой мировой войны. — Прим. ред.

[76]Игры в цирке (лат.).

[77]Игра слов: генерал «Тревога» — выдуманный народом в шутку генерал, который будто бы, проезжая по стране, вскрывал различные недостатки. — Прим. ред.

[78]Верховный орган власти (лат.).

[79]Так в оригинале. — Прим. ред.

[80]То есть построенные после первой мировой войны. — Прим. ред.

[81]Генерального штаба. — Прим. ред.

[82]Автор имеет в виду торпеды, управляемые по радио или при помощи кабеля. — Прим. ред.

[83]Первый серийный реактивный истребитель-перехватчик Ме-163 поднялся в воздух 2 февраля 1944 года, а летом 1944 эти самолеты начали поступать на вооружение в истребительную эскадру JG-400. На день высадки Союзников в Нормандии (6 июня 1944 г.) в Люфтваффе было 30 истребителей Ме-262 Schwalbe. Темп выпуска этого самолета к началу 1945 года достиг 36 машин в неделю. Так что утверждение автора статьи ложно. — Прим. Hoaxer.

[84]Так немцы называли наши реактивные минометы PC «катюши»). — Прим. ред.

[85]В различных других источниках эта цифра колеблется в пределах от 1500 до 9000. — Прим. ред.

[86]Автор хочет изобразить дело так. будто бы эти ограничения были сняты кем-то, а не самой Германией в результате одностороннего акта. Именно поэтому он оперирует такими безликими выражениями, как «достижение военного суверенитета», «получение независимости» и т. п. — Прим. ред.

[87]Предместье Берлина. — Прим. ред

[88]Величина, которой можно пренебречь (франц.).

[89]Целью этой «операции», проведенной в конце войны и после нее, был захват всех ценных научных материалов (а вместе с ними и ученых-специалистов) и вывоз их из Германии. Советские войска в этой операции участия не принимали. — Прим. ред. В этой — не принимали. — Прим. Hoaxer.

[90]Жигмонди (или Зигмонди), Рихард (1865–1929) — известный австрийский химик, изобрел (1913) ультрамикроскоп. — Прим. ред.

[91]Специально оборудованные и вооруженные торговые суда или корабли военно-морского флота (чаще всего подводные лодки), которым ставилась задача прорвать блокаду на море и любой ценой достать нужное стратегическое сырье. — Прим. ред.

[92]К сожалению, автор не располагает данными о производстве вооружения в 1940–1941 годах.

[93]Дело в том, что так называемые «партийные» фашистские формирования (отряды СА, СС и пр.) имели почти такую же форму одежды, что и организация Тодта. — Прим. ред.

[94]Настоящая статья написана на основании материалов, переданных нам многими лицами, занимавшими ранее руководящие посты в лагерях военизированной трудовой повинности.

[95]Ср. Vafts A., Hitler's Second Army, Infantary Journal, Washington, 1943.

[96]В конце 1944 года в армию были призваны 15-летние подростки. — Прим. ред.

[97]Высказывание генерала Тома, цитируемое Лидделлом Гартом в книге «The German Generals Talk», N. Y., 1948.

[98]Национальные дороги (франц.).

[99]После первых военных неудач правители Польши уехали из Варшавы, а затем и вообще из пределов страны. — Прим. ред.

[100]Армия прикрытия франц.).

для 5-го воздушного флота, который наносил удары по караванам союзников, направлявшимся североатлантическим путем в Мурманск и снабжавшим советские войска, оказавшиеся на этом участке фронта в очень тяжелом положении. Это привело к тому, что с 1942 года конвои вынуждены были изменить свой курс и выбрать себе более длинный путь — в Южную Персию.

Решающее значение оперативные коммуникации приобрели в России.

Ни в одной другой стране оперативное руководство не зависело в такой степени от надежности коммуникационных линий, шедших к фронту, и рокадных путей, как на широких просторах русской земли. Исключительно малая, по западным понятиям, интенсивность движения транспорта и тяжелые климатические условия, из-за чего зачастую прекращалось всякое сообщение, а также удачные действия партизан в тылу заставили немецкую армию и ее командование совершенно изменить свое отношение и пользоваться любыми имеющимися путями и средствами транспорта.

Русское командование сознательно использовало эти моменты и постоянно опиралось на железные дороги при отступлении, в обороне и наступлении, благодаря чему русские часто проявляли поразительное мастерство, быстро перебрасывая крупные боевые соединения на самые ответственные участки фронта, обходясь при этом без помощи тыловых служб. Функции последних сократились благодаря снабжению войск прямо по железным дорогам, без перевалки. Такой метод обеспечивал наибольшую подвижность.

Однако Гитлер еще в 1941 году не захотел принять в расчет большое стратегическое значение транспорта и вопреки советам всех военных экспертов прервал обещавшее успех наступление на Москву перед самым его завершением, перенеся по военно-экономическим соображениям основное усилие кампании 1941 года на Украину. Этим самым он отказался нанести самый сокрушительный стратегический удар. который тогда мог бы привести Советский Союз к поражению. Он отказался выбить самую сердцевину всей русской железнодорожной сети ради достижения цели, которая в результате падения Москвы так или иначе была бы в руках группы армий «Юг».

Поучительным примером оперативного значения транспорта является поддержка боевых действий 3-й танковой армии весной 1944 года в районе Витебска всевозможными транспортно-техническими мероприятиями. Здесь нужно было отбить атаки превосходящих сил русских и удержать этот самый северный бастион группы армий «Центр» (см. схему 4). Чтобы разгрузить главную магистральную дорогу Брест — Минск — Орша, по которой уже шло снабжение трех других армий, снабжение Витебска осуществлялось вначале по проходящей несколько к северу параллельной ей дороге Лида — Полоцк. 26 декабря 1946 года эта дорога была перерезана прорвавшимися на узком участке русскими войсками. Попытки восстановить положение контратаками оставались безуспешными. Теперь снабжать войска, ведущие бои за Витебск, пришлось по дороге Брест — Орша, и без того уже перегруженной и постоянно подвергавшейся налетам крупных партизанских отрядов. Кроме того, она проходила очень близко от линии фронта и потому могла быть перерезана в любое время.

Удержание Витебска любой ценой имело решающее значение не только для группы армий «Центр», но также и для группы армий «Север», потому что в случае успеха немецких войск русские не смогли бы продолжать свое наступление в направлении Зап. Двины без опасения, что их левый фланг окажется слишком растянутым. Но так как от удержания Витебска зависела судьба обеих групп армий, а обороняющие его войска нуждались в снабжении по железной дороге, приходилось искать какой-то другой выход. Этот выход был найден вначале в прокладке временной железной дороги, которая начиналась от станции[100][100]Парафьяново. — Прим. ред.

не очень загруженного участка дороги, позволявшей производить массовую перевалку грузов. Однако эта дорога проходила через район очень интенсивного партизанского движения, так называемую «Советскую республику Лепель». в результате чего строители и транспортники несли здесь серьезные потери, а материальной части партизаны причиняли значительный ущерб.

Пока не была пущена в эксплуатацию временная дорога (строительство ее затянулось на несколько месяцев). 3-я танковая армия вынуждена была снабжаться" только по весьма опасной дороге Орша — Витебск. Русское командование видело это и, конечно, пыталось перерезать единственный путь снабжения защитников Витебска, взяв под артиллерийский обстрел самое уязвимое место этой дороги — открытый для наблюдения мост через р. Черниченку.

Несмотря на это, железнодорожный транспорт работал с января по апрель 1944 года настолько успешно, что обороняющие Витебск немецкие войска ни в чем не чувствовали недостатка. Начиная с середины апреля ремонтники уже не могли восстанавливать все поврежденные партизанами места. Дорога оказалась перерезанной.

Между тем железнодорожные саперные части предусмотрительно начали строительство обходной линии длиной 5,9 км, которая шла по глубокой ложбине, поросшей лесом. Через 17 дней работы (21 апреля 1944 года) этот участок был сдан в эксплуатацию, причем обнаружить его русским не удалось. Так как 28 мая была открыта и упомянутая выше временная железная дорога, снабжение Витебска с этого момента было вновь обеспечено.

Этот пример прекрасно иллюстрирует тактику русских, всегда стремящихся к тому. чтобы различными методами (прорывом фронта, действиями партизан или артиллерийским огнем) перерезать коммуникации, ведущие к объекту атаки. Но этот же пример свидетельствует и о том, что немецкие транспортники и строители (железнодорожные саперы, строители временных железных дорог и служащие государственных железных дорог) отлично справлялись с этими трудностями.

Проблемы, связанные с транспортом, противник относил, как правило, к вопросам стратегического порядка, а у держав оси не хватало сил и средств для такого срыва работы транспорта, который мог бы повлиять на проведение русскими тех или иных операций.

Наибольшую трудность для противника представляли транспортные перевозки в Россию через страны Среднего Востока и Китай, потому что державы оси широко использовали незащищенность чересчур растянутых коммуникаций западных союзников и, посылая туда свои подводные лодки и самолеты, успешно топили караваны судов. В мае 1941 года, например, тоннаж потопленных судов противника в три раза превысил производительность английских судоверфей и в два раза — тоннаж вновь строящихся судов на всех американских и английских верфях. При этом было потоплено так много танкеров противника, что он вынужден был использовать даже норвежские китобойные суда. В марте 1942 года из 31 судна, шедшего в Россию, было потоплено 6, а из 62 судов, вышедших в море в апреле, в порты назначения не пришло 18 судов противника. В общей сложности в 1942 году было потоплено 15 % всех судов, зафрахтованных Россией.

Причина высоких потерь заключалась в том, что путь через Северную Атлантику в Мурманск находился, как мы уже говорили, под постоянным контролем немцев. Потери транспортных судов противника начали сокращаться только с осени 1942 года, когда в результате лихорадочной работы в Иране было закончено строительство и начата эксплуатация мощных портов и железных дорог. Для того чтобы пустить эти дороги, пришлось везти издалека 92 тепловоза, 2 тыс. товарных вагонов и свыше 370 км рельсов. Все это привело к тому, что уже в 1943 году общее количество потерь торгового флота союзников сократилось до 2 %.[100][100]Приведенные здесь цифры взяты из книги Stettiniu R. Jr. Welt in Abwehr, Leih — Pacht.

Однако и этот канал снабжения России через Иран в 1942 году был временами почти закрыт в результате блокады Средиземного моря. На переход морем вокруг Африки требовалось 70 дней, и поэтому расход судов здесь был намного больше. Это обстоятельство сильно отразилось на боях в Северной Африке и отчасти способствовало успехам Роммеля.

Частичное облегчение в этом деле принес организованный американцами воздушный мост: США — Бразилия — Нигерия — Картум.

В оперативном отношении опыт современной войны, неизбежно связанной с большими перемещениями людских и материальных ресурсов, сводится к тому, что оперативное планирование целиком и полностью зависит от наличия и состояния транспорта. Это наглядно доказали налеты немцев на Суэцкий канал и на Мурманск. Кто хочет добиться наибольшего оперативного успеха, обязан заблаговременно обеспечить себя достаточными запасами военного имущества и продовольствия или принять меры к улучшению состояния дорог и транспорта. Типичным примером этого служит вторжение союзников во Францию в 1944 году, когда они в течение целого ряда лет занимались строительством десантного флота, искусственных портов и т. п.

Современная стратегия больших расстояний, необходимость в большой подвижности войск и огромный спрос на транспортные средства на суше, на море и в воздухе — все это делает транспорт одним из важнейших факторов современной войны. Это в полной мере доказано всем ходом второй мировой войны, в которой в противоположность первой мировой войне важное место занимала постоянная борьба на основных и второстепенных коммуникациях. Однако отводить транспорту главенствующую роль в последней войне значило бы умалять значение военного искусства

ЛИТЕРАТУРА

Тeskе Н., Die silbernen Spiegel, Generalstabsdienst unter der Lupe, Vowinckel, Heidelberg.

Министр финансов в отставке Лутц граф Шверин фон Крозиг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: