Дети этой группы — игрового типа отношения к школьной ситуации — не подготовлены к школе и плохо адаптируются к обучению. Их рисунки очень показательны: в классах «О» и «К» учащиеся уходят от заданной темы рисования. Вместо урока они обращаются к изображению такого содержания, которое совсем не относится к школьной жизни, — огни салюта, цветы, самолеты, игрушки и др.
Анализ формальных характеристик рисунка показывает обращение детей к использованию как всего набора карандашей (в классах «О»), так и только светлых, ярких (100 % в классах «К»). В рисунках встречается как грубая, сильная (в классах «О»), так и небрежная (в классах «К») штриховка.
На рисунке Саши К. вместо урока яркими карандашами изображен движущийся автомобиль. Интересен тот факт, что цвет использован неадекватно — дверь машины раскрашена пятью карандашами. Полностью рисунок не закончен, не выделены некоторые существенные детали, например окна машины; автомобиль прорисован небрежно, в то же время мелкие детали (антенна, выхлопная труба, фары) — тщательно.
|
|
Рисунки детей данного типа в классах «К» отличаются тем, что в них присутствуют некоторые школьные атрибуты (портфель, парта и др.). Например, на рисунке Алеши Д. вместо ситуации урока изображен деревенский дом, огород за забором, к ним направляется чертенок с портфелем в руке. В рисунке мальчик использовал яркие, светлых тонов карандаши. Обращение к цвету у ученика неадекватно: контур дома нарисован красным цветом, окна — красным и синим, труба — вишневым, дверь — зеленым; все имеющиеся у мальчика карандаши использованы при изображении контура фигуры чертенка.