Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интен­сивный рост и развитие важнейших систем организма и их функ­ций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.

Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная дви­гательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудис­той, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двига­тельный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают ус­тойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ре­бенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществ­ляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрез­вычайно трудно.

Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются изложенные ниже.

Оздоровительные задачи: 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш­ней среды путем его закаливания; 2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности);

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов; 4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

Образовательные задачи: 1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков; 2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физичес­кой культурой.

Воспитательные задачи: 1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решитель­ности, смелости, настойчивости и др.);. 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразде­ляется на следующие периоды: 1) новорожденный — первые 4 недели жизни; 2) грудной (младенческий) — до 1 года; 3) ранний детский — от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительны­ми изменениями не только в физическом, но и в моторном раз­витии. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет.

К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптими­зирующих воздействия физических упражнений на организм ре­бенка, широко используются оздоровительные силы природы (сол­нце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

Применительно к задачам физическо­го воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее ши­рокое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бес­сюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных уп­ражнений.

Основная гимнастика включает в себя: 1) общеразвиваюшие упражнения для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без пред­метов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, ла­зание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражне­ния (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания); 4) танцевальные упражнения.

Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. Их педагогическое значение проявляется в том, что в про­цессе игры происходит не избирательное, как в основной гимна­стике, а комплексное развитие физических качеств. Следователь­но, осуществляется и комплексное совершенствование всего дви­гательного аппарата, всех систем организма.

Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического воспитания дошкольников следует включать упрошенные формы спортивных упражнений.

Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы тер­морегуляции, нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей. Со­четание их с физическими упражнениями позволяет достигнуть наибольшего эффекта в процессе совершенствования физической природы человека.

Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития.

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации. Ос­нову целесообразного двигательного режима составляют ежедневные занятия физическими упражне­ниями и играми в различных формах под руководством воспи­тателя (в дошкольных детских учреждениях), родителей (в се мье) и в процессе самосгоятельной двигательной деятельности детей.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвиж­ные игры, физкульпаузы и физкультминутки, физкультурные праз­дники, самостоятельные занятия.

Существует две формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста: 1) государственная (дет­ские ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6—7 лет); 2) самоде­ятельная, где физическое воспитание осуществляется главным образом в семье.

Государственная форма организации физического воспитания является обязательной для всех детей, посещающих дошкольные детские учреждения. Физкультурные занятия в этих учреждениях осуществляются в соответствии с Программой воспитания и обу­чения в детском саду (раздел «Физическое воспитание»), где оп­ределены задачи, содержание и формы организации физических упражнений. Физкультурные занятия проводят воспитатели и ин­структоры-методисты по физической культуре.

Методика направленного использования физической культу­ры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.

При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении же движения ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: