Физическое и моторное развитие

В дошкольном возрасте происходит быстрое увеличение роста и веса ребенка, при этом темпы роста неравномерны. Увеличивается мышечная масса, уменьшается жировой слой. Продолжается окостенение скелета, совершенствуется работа опорно-двигательного аппарата. Совершенствуется деятельность кровообращения и дыхания. Все это говорит о возрастающей трудоспособности. Совершенствуется нервная система. Идет дифференциация клеток коры головного мозга, сформированы проводящие пути. Увеличивается регулирующее влияние коры на подкорковые структуры.

Дошкольникам в силу их возраста необходим большой объем двигательной активности. Моторное развитие дошкольника идет по пути все большего совершенствования двигательных навыков, освоения сложных форм двигательных умений. Грубая моторика опережает в развитии тонкую моторику. В возрасте от 3 до 5 лет определяется ведущая рука.

Когнитивное развитие

В дошкольном периоде идет социализация психофизиологических функций. Ее основные эффекты: вербальность, произвольность и опосредованность. Так, вербальные и произвольные виды познавательных функций по темпам своего развития опережают образные и непроизвольные компоненты (но не по продуктивности).

Перцепция. В развитии основных свойств перцепции наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа.

Идет усвоение социальных перцептивных эталонов геометрических фигур, цветового спектра, музыкального строя.

Восприятие формы. На 4-м году дети способны усвоить названия основных форм предметов. На 5-м году проявляется умение зрительно расчленять форму предметов.

Восприятие пространства. В 3 года дети осваивают пространство своей квартиры, двора. В 4–5 лет определяют направления пространства и уже правильно используют пространственные предлоги.

Восприятие времени. Дети лучше воспринимают настоящее время, хуже – прошлое, еще сложнее – будущее. Помогает усвоению временных эталонов определенная систематичность, повторяемость.

Память и воображение. В дошкольном возрасте проявляются 2 основных функциональных уровня памяти: узнавание и воспроизведение. В этот период еще преобладает образное и непроизвольное запоминание материала. Тем не менее, в развитии памяти сказываются психологические эффекты социализации. Так, хотя по уровневым характеристикам образная память опережает вербальную, темп развития вербальной памяти выше. К концу дошкольного периода ребенок осваивает начальные формы управления своей памятью. После 5–6 лет темп развития произвольной памяти выше, чем непроизвольной. Начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.

В целом, в возрасте 4–5 лет ребенок способен удержать в памяти 5–6 предметов или карточек (из 10–15) и 3–4 слова, в 6 лет – 7–8 предметов и 5–6 слов.

Своеобразие становления психики дошкольника состоит в том, что ее развитие опосредуется доминирующим в этот период воображением (на основе представлений). Представления интенсивно развиваются в различных видах игровой и продуктивной деятельности. В 5–6 лет показатели воображения оказываются в центре корреляционной структуры интеллекта.

Внимание. Центральная линия развития внимания – постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. К 4–5 годам у ребенка значительно увеличивается объем внимания: он может даже в сложной ситуации действовать сразу с 2–3 предметами. В дошкольном возрасте формируются устойчивость и переключение внимания. Эти свойства нужно целенаправленно формировать.

Мышление. У дошкольников продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Около 4 лет осуществляется переход к наглядно-образному мышлению. Теперь ребенок пытается решить задачу не только в практическом плане, но и в уме, опираясь на образные представления. К 6 годам появляется вербально-логическое, понятийное мышление (его расцвет приходится на подростковый возраст).

По концепции Ж. Пиаже дошкольному возрасту соответствует дооперациональный период развития интеллекта. Особенностями мышления в этот период являются эгоцентризм, конкретность, ригидность и статичность, необратимость, центрация на каком-то одном физическом свойстве, фокусировка внимания на текущих состояниях, а не на процессах изменения или превращения, анимизм (одушевление предметов, реальности) и артификализм (объяснение внешних явлений строится по аналогии с деятельностью человека).

Речь. Основные линии развития речи: развитие фонематического слуха, словаря, овладение грамматическим строем языка и формирование культуры речи.

В дошкольном возрасте активно растет словарь ребенка: от 1000–1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000–5000 слов у шестилетнего. Идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. Однако части речи в словаре старшего дошкольника представлены неодинаково. Так, по данным Л.А. Калмыковой, существительные составляют 38 % всех частей речи, глаголы – 32 %, местоимения – 10 %, наречия – 7 %, прилагательные – всего 2 %. Основное отличие от речи взрослых – очень маленькое число прилагательных.

Сначала ребенок овладевает ситуативной речью, но этой формы речи не достаточно для того, чтобы рассказать собеседнику о той ситуации, в которой он не принимал непосредственного участия. Для этого необходима контекстная речь, которая активно развивается в дошкольном возрасте. Еще более сложная форма речи – объяснительная, которая интенсивно развивается в младшем школьном возрасте.

Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими. Речь включается в развитие всех познавательных процессов, определяет становление произвольных видов психических функций. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка, особенно с формированием вербально-логического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: