2б29в Нормативное правовое обеспечение работы педагогов-психологов
Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация обеспечивает и регламентирует каждое направление деятельности педагога-психолога.
Комплект (пакет) документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы;
специальную документацию;
организационно-методическую документацию;
комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.
Подразделы
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Специальная документация
Методические рекомендации
Организационно-методическая документация
Комплект рабочей документации, обеспечивающий деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
|
|
Законодательно-правовые акты и нормативные документы - это совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Федеральные:
Закон РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" (редакция Закона вступила в силу 1 января 2005 г.);
КОНВЕНЦИЯ о правах ребёнка" (принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.);
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ;
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Приказ министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393;
О ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27 апреля 1989 г. № 16;
О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Решение коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. № 7/1;
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1;
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ПСИХОЛОГИИ - Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 18;
Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении Положения о Координационном совете по психологии от 06.01.98 № 18;
|
|
О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ - Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.98 № 7/2;
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ - Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867;
О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16;
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ - Приказ от 22.10.99 г. №636;
"О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения" - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6;
О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 № 22-06-86;
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1886-6;
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москве);
ОБ УЧИТЕЛЯХ-ЛОГОПЕДАХ И ПЕДАГОГАХ-ПСИХОЛОГАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ - Письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4;
Региональные:
Закон "О защите прав ребенка в Новосибирской области" от 12 мая 2003 года №111 ОЗ;
инструктивное письмо "О ставках специалистов по психолого-педагогическому, медико социальному и правовому сопровождению образования" от 02.10.2007 г. №4142/01-02;
приказ "Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образования Новосибирской области" от 12.03.2008 г. №216;
инструктивное письмо "О нагрузке, рабочем времени и направлениях деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях" от 18.03.2008 г. № 961-03-05/30;
инструктивное письмо "О необходимости формирования базы данных Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области" от 18.03.2008 г. №962-03-05/30;
письмо Департамента образования Новосибирской области "О нормах профессиональной деятельности педагогов-психологов" от 11.09.2008 г. №33 95-03-05/30;
приказ "О проведении Второго областного конкурса "Психолог года - 2009" от 23.09. 2008 г. №894.
Специальная документация
Это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
К специальной документации педагога-психолога относятся:
выписка из медицинской карты. Она отражает основные параметры психофизического развития ребёнка и его соматического состояния;
карта психического развития ребёнка - совокупность сведений о возрастном развитии ребёнка, представленных в онтогенетическом аспекте;
психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребёнка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребёнка;
выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, пл официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Содержание выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы;
протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребёнком;
|
|
протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми: заключения, психологические карты и протоколы.
Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребёнка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования (doc, 900Kb).
Организационно-методическая документация
В организационно-методическую документацию входят:
хронометраж рабочего времени практического психолога;
график работы;
годовой план работы;
дифференцированный план работы на месяц;
бланки психологических запросов;
журналы учета видов работы;
программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов;
альбом диагностических методик;
тематические планы учебных курсов по психологии и журнал;
справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ;
отчёт и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
Комплект рабочей документации, обеспечивающий деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам образовательных учреждений различного типа и вида использовать при оформлении документации следующие формы:
план работы на учебный год (форма №1, обязательная);
|
|
план работы на месяц (форма №2, обязательная), рабочую неделю (форма №2 А);
циклограмма работы: виды деятельности и нагрузка по дням недели (формы №3 А-Б);
журналы учёта видов работы (формы №4 А-Ж, обязательные);
диагностика (форма №4 А);
консультирование (форма №4 Б);
индивидуальная развивающая и коррекционная работа (форма №4 В);
групповая развивающая и коррекционная работа (форма №4 Г);
просветительская работа (форма №4 Д);
организационно-методическая работа (форма №4 Е);
экспертная работа (форма №4 Ж);
аналитический отчёт о проделанной работе за учебный год (форма №5, обязательная);
статистическая справка за отчётный период: четверть, полугодие, год (форма №6, обязательная);
заключения по результатам проведённого психодиагностического исследования (формы № 7 А-В, обязательные);
индивидуальная психолого-педагогическая карта ребёнка (форма №8, обязательная для классов КРО и ККО);
программа работы педагога-психолога с группой (форма №9, обязательная);
программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (форма №10, обязательная);
требования к авторским программам (форма №11);
материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий;
протоколы (формы 12 А-В), материалы тестовых обследований;
сводные таблицы по скринингу;
материалы в виде итоговых заключений по видам работ;
журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения;
представление педагога-психолога для школьного консилиума (форма №13);
запрос в районную детскую поликлиннику;
выписка из медицинской карты (форма №14);
форма регистрации применяемых диагностических методик (форма №15);
примерная схема психолого-педагогической характеристики (форма №16);
формы по созданию и организации работы школьного консилиума (формы №17 А-Ж);
форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми (форма №18).