Реализация принципов налогообложения в современных условиях в Российской Федерации

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под этим термином понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы. На сегодняшний момент известны четыре метода: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Этот способ характеризуется простотой исчисления и взимания налога, однако он считается «несправедливым», так как для малоимущих плательщиков такое налоговое бремя является крайне тяжелым, а для лиц с большими доходами незначительным. Равное обложение получило широкое распространение в средневековой Европе, но после перехода к капиталистическому способу хозяйствования используется все реже и реже. В Российской Федерации данный метод используется при построении некоторых местных налогов, например, в случаях, когда величина налоговой ставки определялась кратно установленному минимальному размеру оплаты труда.

Метод пропорционального налогообложения предусматривает одинаковый размер налоговой ставки для всех плательщиков, но в то же время отчисляемые в бюджет суммы будут различны ввиду того, что их величина зависит от размера базы обложения. Эту схему можно признать более справедливой, т. к. в ее рамках учитывается платежеспособность обязанного лица, однако и в данном случае налоговый гнет ослабляется по мере роста дохода плательщика. В настоящее время по пропорциональному методу построено большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др.).

Суть метода прогрессивного налогообложения состоит в том, что размер ставки налога растет одновременно с увеличением дохода или стоимости имущества, т. е. плательщики отчисляют налоги по разным ставкам. В мировой финансовой практике используются три формы прогрессии: простая поразрядная, относительная поразрядная и сложная.

При простой поразрядной прогрессии доходы делятся на разряды. Для каждого из них указывается минимальная и максимальная величина доходов («вилка») и твердая сумма налогового оклада. При этом методе в пределах одного разряда размер суммы налога совпадает с налоговой ставкой и не зависит от величины дохода. Отличительной чертой такой прогрессии является резкий скачок суммы налога при переходе от одного уровня к другому, а внутри разряда нарушается принцип справедливости.

Относительная поразрядная прогрессия также предусматривает деления доходов на разряды, каждому разряду присваивается процентная ставка налога, которая применяется ко всей базе обложения.

При данной форме прогрессии внутри разряда сохраняется пропорциональность обложения, однако при переходе к следующему разряду, так же как и при простой прогрессии, происходит резкий скачок.

Кроме того, возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога останется в распоряжении сумма меньшая, чем у лица с более низким доходом. Эта несправедливость устраняется применением сложной профессии.

Сложная поразрядная прогрессия считается наиболее полно удовлетворяющей требованию справедливости, особенно в отношении обложения физических лиц. При этом методе возросшая налоговая ставка применяется не ко всей налогооблагаемой базе, а только к той ее части, которая превышает предыдущий разряд. Элементы метода сложной поразрядной прогрессии были применены в налоговой системе России при установлении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов установлены пониженные ставки

налогообложения. В явном виде регрессивное налогообложение сегодня не встречается.

21. Учет и регистрация налогоплательщиков и плательщиков сборов. Направления совершенствования взаимодействия налоговых органов с другими участниками налоговых правоотношений.

Регистрация и учет налогоплательщиков включает: регистрацию и учет физических лиц и юридических лиц; регистрацию и учет обособленных подразделений; регистрацию и учет консолидированных групп; регистрацию и учет представительств иностранных государств и международных организаций.

Единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают основные характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных документов, сведений о государственной регистрации, а также его классификационных признаков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля, за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с юридических и физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.

Учет организаций и физических лиц.

Порядок постановки на учет и требования устанавливаются статьями 83-84 НК РФ. Это означает, что учет налогоплательщиков относится Налоговым кодексом к налоговому контролю. Более того указывается, что налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков в целях проведения налогового контроля. Иными словами, постановка на учет является предварительной формой контроля. Без этой стадии невозможно провести все остальные контрольные мероприятия.

Орг-и подлежат постановке на учет

в нал органах по месту нахождения орг-и, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

Физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Орг-и, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В целях проведения налогового контроля организации и физ.лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физ.лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств (п.1 ст.83 НК РФ).

Случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе. Для физических лиц:

1. при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

2. при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой;

3. адвокат;

4. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

Для организаций:

1. по месту нахождения обособленных подразделений;

2. постановка на учет крупнейших налогоплательщиков;

3. постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;

4. при выполнении соглашений о разделе продукции;

5. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

Особое внимание уделяется совершенствованию взаимодействия налоговых органов с другими участниками налоговых правоотношений, данные направления отражены в разработанных Правительством Дорожных картах. Данные мероприятия упростят отдельные процедуры учета и регистрации налогоплательщиков, что в значительной степени упростит данные процедуры как для самих налогоплательщиков, так и для налоговых органов. 1. Таможенные органы. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ”. -январь 2014: - Использование налоговыми органами информации, предоставляемой ФТС России о декларировании, в том числе об уплаченных суммах таможенных платежей при ввозе товаров и о фактическом вывозе товаров, без дублирования этой информации на бумажных носителях для подтверждения уплаты НДС при ввозе и применения ставки НДС в размере 0 процентов при вывозе. В связи с чем отменена обязанность декларанта предоставлять в налоговые органы на бумажном носителе информацию о таможенном декларировании, в том числе об уплаченных суммах таможенных платежей при ввозе товаров и о фактическом вывозе товаров. – внесены изменения в ст 165 НК РФ, Подписаны Соглашение о сотрудничестве между ФТС России и ФНС России и Протокол информационного взаимодействия между ФНС России и ФТС России. - Автоматизация процесса предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Внедрена автоматизированная система по учету обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. - дек.2013 мероприятий ("дорожная карта") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей'' - Реализация "дорожной карты" "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - "дорожная карта") призвана оптимизировать процедуры, связанные с государственной регистрацией общества с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных, страховых и иных финансовых организаций) как основной организационно-правовой формы среднего и малого бизнеса, уменьшив количество таких процедур, их общую продолжительность и стоимость. Реализация мероприятий в рамках "дорожной карты" положительно отразится на процессе государственной регистрации юридических лиц других организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России. Целями "дорожной карты" являются: • уменьшение количества этапов, необходимых для регистрации; • уменьшение времени на прохождение всех этапов регистрации; • снижение затрат на регистрацию. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбран рейтинг Doing Business, подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе. Целевым ориентиром в соответствии с указанным рейтингом является включение России в 20 лучших стран. Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться с 2014 по 2018 год. 2. Кредитные организации. Отмена обязанности налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по уведомлению налоговых органов и государственных внебюджетных фондов по месту нахождения юридического лица и месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии банковского счета с одновременным установлением порядка осуществления контроля за исполнением кредитными организациями обязанности по представлению сведений о банковских счетах в налоговые органы, а также усилением ответственности кредитных организаций за ненадлежащее исполнение ими указанной обязанности. –исполнено, внесены изменения в НК 3. Организации, оказывающие услуги по доставке документов. Предоставление возможности получения заявителем от регистрирующего органа документов при государственной регистрации через любую организацию, оказывающую услуги по доставке документов. Разработан и размещен на официальном сайте ФНС России проект типового соглашения о сотрудничестве между регистрирующим органом и организацией, оказывающей услуги по доставке документов. Информация об указанной возможности доведена до организаций, оказывающих услуги по доставке
документов, автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Сведения об организациях, заключивших соглашение по доставке документов, и о территории, на которой осуществляется доставка, размещены на сайте ФНС России. 4. Внебюджетные фонды. Сокращение срока взаимодействия ФНС России и государственных внебюджетных фондов при обмене информацией о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. -3 рабочих дня. пункт исполнен 5. Единый портал государственных и муниципальных услуг(функций). На Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) создана возможность отслеживания в режиме онлайн процедуры рассмотрения заявления о государственной регистрации 6. Налогоплательщики, налоговые агенты. Обеспечение возможности бесплатного онлайн-доступа к содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведениям для любого интернет-пользователя - Внедрение системы организации пространства помещений регистрирующих органов (стенды, указатели, звуковые и письменные объявления, информационные табло и консультационные окна) - в проекте - Обеспечение актуальной информацией о процедуре государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем размещения на официальном сайте ФНС России типовой информационной страницы с пошаговым алгоритмом регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также перечнем необходимых документов и контактной информацией-исполнено - Создание call-центра для консультаций по вопросам регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющего получить такую консультацию на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), а также по телефону, включая мониторинг уровня удовлетворенности пользователей. В проекте - Проведение информационной кампании об изменении условий регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей- в процессе - Обеспечение на официальном сайте ФНС России возможности для пользователя получения методологически полной и понятной информации о процедурах государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сопровождение сервисов, предоставляющих широкому кругу лиц круглосуточную возможность ознакомления с информацией из государственных реестров и иной информацией о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях Создан методологически полноценный, эргономичный, удобный для пользователей раздел официального сайта ФНС России. – В процессе ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ" Целями "дорожной карты" являются: -сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов; -улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик; - сближение правил налогового и бухгалтерского учета; -повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость; -стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот; -совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков. Реализация "дорожной карты" приведет к следующим результатам: -сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов; -упрощение правил ведения бухгалтерского и налогового учета и повышение прозрачности право-применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: