Лекция 17. Налогообложение предпринимательской деятельности

1. Общая характеристика налоговой системы РФ

2. Налог на добавленную стоимость

З. Акцизы

4. Налог на прибыль предприятий

5. Налог на имущество предприятий

1.

Налоги - неотъемлемый элемент государства в условиях рыночных отно­шений. Знание законодательства о налогах необходимо каждому бизнесмену с самого начала предпринимательской деятельности: какие налоги платить, сколько и когда. В России знание налогового законодательства осложняется действием множества разнообразных налогов и сложностью их расчетов, а так­же постоянным их изменением.

Новая налоговая система РФ введена 1 января 1992 г. в соответствии с За­коном «Об основах налоговой системы в РФ» (27 декабря 1991 г.), который оп­ределил общие принципы построения и перечень налогов, сборов и других пла­тежей в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды, а также права, обя­занности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Нало­говая система РФ претерпела определенные изменения из-за нестабильности экономического развития, а также несовершенства первоначальных разрабо­ток. При всех недочетах российская налоговая система отвечает требованиям рыночных отношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех участников налоговых отношений. Налоги, сборы, пошлины и другие платежи — обязательные и безвозмездные взносы в бюджеты разного уровня или во вне­бюджетные фонды, которые осуществляются в порядке и на условиях, опреде­ляемых законодательством. Эти взносы выполняют две функции: фискаль­ную и регулирующую. Фискальная функция — заключается в изъятии у пред­принимателя и отдельных граждан части принадлежащей им стоимости в казну государства. Регулирующая функция означает, что налоги как актив­ный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платеже­способный спрос. Регулирующая функция проявляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, льгот, спо­собов налогообложения, санкций).

Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму
посредством налогового законодательства. Изменяя налоговые законы в
соответствии с экономическими процессами, государство получает воз­можность формировать общественные отношения в сфере производства,
обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Следовательно, налоги выступают как наиболее эффективная форма управления рыночным хозяйством. равные экономические условия для всех юридических лиц любых организационно-правовых форм независимо от доходности:

• заинтересованность предпринимателя в получении до хода;

• стимулирование предприятий в развитии производства,

• ускорение научно-технического прогресса.

В процессе исторического развития общества и государства возникает и используется множество разнообразных налогов, различающихся по субъек­там, объектам, способам обложения, органам, взимающим их, и т.д.. Много­образие налоговых форм позволяет привлечь в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от разнообраз­ных операций, воздействуя таким образом на разные стороны хозяйственной деятельности. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во вне­бюджетные фонды, методы и принципы их построения и составляют налого­вую систему. Построение ее определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на различных этапах. В целом она подчиняется интересам тех социальных групп и партий, кото­рые в тот или иной момент находятся у власти.

В Российской Федерации все обязательные платежи по закону разделены на три группы в зависимости от органа, который их уста­навливает и изымает: федеральные, региональные, местные. Кроме этих групп действуют специальные налоги и сборы, формирующие государственные вне­бюджетные и бюджетные фонды (социальные — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования; экономические — дорожные).

Федеральные налоги занимают господствующее положение в стране, они являются главным ресурсом российского государства. В консолидированном бюджете РФ на долю федеральных налогов приходится почти 3/4 всех налого­вых поступлений (без учета передачи налоговых доходов в нижеследующие бюджеты). В то же время регулирующая роль в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока еще слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, а нестабильность экономики мешает проявлению налогового механизма как ин­струмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако при­нятые в последние годы дополнения и изменения к указанным налогам стали учитывать данную функцию. Перечень, размеры ставок, объекты обложения, плательщики, льготы, порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ.

Федеральные налоги взимаются на всей территории России, к ним отно­сятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. таможенные пошлины;

4. отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

5. платежи за пользование природными ресурсами

6. налог на прибыль;

7. подоходный налог с физических лиц;

8. государственная пошлина;

9. налог на игорный бизнес;

10. единый налог на вмененный доход

11. налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в инвалюте.

Почти все федеральные налоги взимаются в соответствии с налоговым за­конодательством с юридических лиц. Полностью в федеральный бюджет РФ поступают таможенные пошлины, акциз на нефть, государственная пошлина. Остальные федеральные налоги, называемые регулируемыми доходами бюд­жета, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в определенных соотношениях, которые устанавливаются Феде­ральным Собранием при принятии федерального бюджета РФ. Региональные налоги оплачиваются юридическими лицами и поступают исключительно в бюджеты субъектов Федерации, кроме налога на имущество предприятий, распределяемого равными долями между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами. К региональным налогам относятся:

12.налог на имущество предприятий;

13.лесной налог;

14.налог с розничных продаж;

15.целевой сбор на нужды образовательных учреждений;

16.сбор за регистрацию предприятий.

Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не имеют права введения на подведомственной им территории дополнительных налогов и сборов. Местные налоги и сборы служат дополнением к действующим феде­ральным и региональным налогам. К ним относятся:

17.налог на имущество физических лиц;

18. земельный налог;

19.регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

20.сбор за право торговли;

21.целевые сборы с граждан и предприятий;

22.налог на рекламу;

23.сбор с владельцев собак и др.

Местные налоги очень разнообразны, они затрудняют работу налоговых органов и усложняют расчеты с плательщиками. Четыре платежа общеобязательны (они устанавливаются законодательными актами РФ и действуют на всей территории России);

24.налог на имущество;

25.земельный налог;

26.регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

27.сбор за право торговли.

Для общеобязательных налогов центральная власть определяет и макси­мальные ставки, а Государственная налоговая служба РФ для налога на имущество физических лиц и земельного налога разрабатывает инструкции. Остальные местные налоги вводятся местными органами самоуправления со ставками не выше, чем установлено федеральным законом. Местные органы самоуправления имеют право заключать налоговые соглашения с предприни­мателями о предоставлении им целевых налоговых льгот в пределах сумм, за­числяемых в их бюджеты. Эти льготы получают те, кто выполняет особо важ­ные заказы по социально-экономическому развитию территорий или оказыва­ет особо важные услуги населению данной территории. При нарушении предприятиями такого соглашения вся сумма, причитающая к уплате в бюд­жет при отсутствии соглашения, а также штрафы взыскиваются в бюджет со­ответствующего местного органа. Преобладающая часть местных налогов и сборов взимается как с предпринимателей, так и с физических лиц.

Кроме названных налогов предприниматели должны перечислить во вне­бюджетные социальные фонды страховые взносы. Размер отчислений в эти фонды можно определить по формуле:

0 = 3*Т/100 где О - сумма страховых взносов;

3 - начисленная оплата труда по всем основаниям; Т - установленный страховой тариф.

Все эти отчисления в социальные фонды включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

2.

Введенный с 1 января 1992 г. в России налог на добавленную стоимость (НДС) заменил налоги с оборота и продаж. Впервые НДС был введен во Франции (1954 г.), в настоящее время он действует во многих странах. Как косвенный налог НДС выступает в форме надбавки к цене товара (работ, ус­луг) и непосредственно не затрагивает доходность предпринимателя. Это на­лог не на предприятие, а на потребителя. Предприятие по существу выступает лишь его сборщиком.

При движении товара (работ, услуг) от производителя к потребителю он проходит длинную технологическую цепочку производства и обращения. В каждом звене этой цепочки создается дополнительная стоимость, которая и служит объектом обложения, а НДС равен разнице между налогами при про­даже и покупке. Следовательно, НДС, оплаченный конечным потребителем, тесно связан с фактическим оборотом материальных ценностей.

По сравнению со своими предшественниками (налогом с оборота и нало­гом с продаж) НДС имеет определенные преимущества. Он более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с расширением налоговой базы и ставок поступления может увеличиваться. Для отдельного производителя этот налог менее обременителен, поскольку обло­жению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога распределяется по всей цепи товарооборота, чем достигается равное положение всех участников рыночных отношений. Эта более простая форма обложения, так как для всех плательщиков установлен единый механизм взи­мания налогов по всей территории России. Для государства он более предпоч­тителен, ибо от него трудно уклониться, что уменьшает случаи финансовых нарушений. И, наконец, этот налог в большей степени повышает заинтересо­ванность в росте дохода предпринимателя, поскольку автоматически освобождает предприятие от налога на производственные затраты.

Итак, налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добав­ленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стои­мостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обра­щения. Поэтому налогооблагаемая база для НДС равна цене реализации про­дукции минус цена покупаемых материальных ценностей. Налоговое законо­дательство устанавливает совокупность лиц, являющихся плательщиками.

Плательщики — это юридические лица, осуществляющие производствен­ную и иную коммерческую деятельность; предприятия с иностранными инве­стициями, осуществляющие коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия; филиалы, отделения и другие обособлен­ные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоя­тельно реализующие товары (работы, услуги); международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятель­ность на территории РФ. Не являются плательщиками НДС: частные предприниматели без образования юридического лица (с 1 января 1994 г.); объединения, учреждения, общества, состоящие на бюджетном фи­нансировании и осуществляющие свою деятельность за счет членских взно­сов, средств учредителей, а также малые предприятия, перешедшие на упро­щенную систему налогообложения. Объекты обложения:

Обороты по реализации товаров на территории РФ. Объектом налогообложе­ния являются обороты по реализации:

• всех товаров собственного производства и приобретенных на стороне;

• ввозимых на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами;

• ввозимых на территорию РФ без оплаты стоимости в обмен на другие товары;

• товаров внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

• товаров при передаче безвозмездно или с частичной оплатой другим предприятиям или физическим лицам, (включая работников предприятия);

• товаров в форме залога

Обороты по реализации выполненных работ, в том числе:

• внутри предприятия для собственного потребления, если затраты не относятся на издержки производства и обращения;

• без оплаты стоимости в обмен на другие выполненные работы.

Объектом налогообложения при реализации выполненных работ являются объемы выполненных работ; строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно -изыскательских, реставрацию иных.

Обороты по реализации оказанных услуг, в том числе:

• внутри предприятия для собственного потребления при условии, что затраты не относятся на издержки производства и обращения;

• без оплаты стоимости в обмен на другие услуги;

• безвозмездно (или с частичной оплатой) другим организациям или физическим лицам, включая работников предприятия;

• выручка, полученная от оказания услуг пассажирского и грузового транспорта, услуг от сдачи в аренду иму­щества, в том числе по лизингу, посреднических услуг, услуг связи, бытовых и жилищно-коммунальных услуг, услуг физкультуры и спорта, других платных услуг.

Любые денежные средства, полученные предприятиями, если их получение свя­зано с расчетами при оплате товаров (работ, услуг), в том числе:

• средств, полученных от других юридических лиц при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисленных в уставный фонд);

• полученных передающей стороной доходов от предоставления во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на проведение банковских операций;

• штрафов, пени, неустоек, полученных за нарушение условий договоров поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг;

• средств от оборотов по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

• авансовых платежей за работы (услуги) или частичной оплаты, которые включаются в облагаемый оборот месяца, в котором эти средства были получены.

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. утвержден Пе­речень товаров, не подлежащих освобождению от НДС (шины для автомоби­лей, продукция черной и цветной металлургии, меховые изделия и др.).

Облагаемый оборот НДС исчисляется на основании стоимости реализо­ванных товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов. В на­стоящее время действуют следующие цены:

• свободные (рыночные) цены и тарифы без НДС;

• государственные регулируемые оптовые цены и тарифы без НДС;

• государственные регулируемые розничные цены и та рифы, включающие НДС.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются ак­цизы, в оборот включается и сумма акциза.

Суммы налогов и иных платежей в бюджет, относимые предприятием в соответствии с действующим законодательством на себестоимость продукции

(работ, услуг), не подлежат исключению из облагаемого оборота при расчете НДС.

При определении облагаемого оборота предприниматель особое внимание должен обратить на место реализации работ и услуг. Местом реализа­ции признается:

• место фактического осуществления работ (услуг), если они связаны с движимым имуществом;

• место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом;

.место экономической деятельности покупателя услуг,

если он и продавец находятся в разных государствах. При обложении НДС налоговое законодательство предусматривает ши­рокий спектр налоговых льгот. Так, освобождаются от обложе­ния:

• средства, перечисленные в уставный фонд

• товары и услуги, экспортируемые за пределы СНГ;

• квартирная плата;

• операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот и ценных бумаг;

• стоимость НИОКР, выполняемых за счет бюджета;

• услуги учреждений культуры, искусства, театрально-зрелищных предприятий и т.п.

Наблюдается тенденция к сокращению налоговых льгот.

Ставки налога. На добавленную стоимость ставки налога установлены в размере 10 и 20%. Первая (10%) — действует для продовольственных товаров (кроме подакцизных) и товаров для детей по перечням, утвержденным Поста­новлениями Правительства РФ; вторая (20%) — по остальным товарам, рабо­там, услугам, включая подакцизные продовольственные товары. При реализа­ции товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 10 и 20%, применяются расчетные ставки 9,09 и 16,67:

Эти ставки используются предприятиями, оказывающими платные услуги, предприятиями бытового обслуживания и розничной торговли.

Порядок исчисления НДС. Каждый предприниматель как потенциальный плательщик НДС выступает продавцом своей продукции и покупателем мате­риальных ценностей по свободной рыночной цене, в которую включен НДС. Он перечисляет в бюджет не всю сумму НДС, а лишь часть ее, которая равна разнице между суммой НДС, полученной как доля свободной цены при реа­лизации товаров (работ, услуг) от своих покупателей, и суммой НДС, уплачен­ной в составе свободной цены поставщикам при приобретении материаль­ных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), т. е. действует за­четный механизм. Зачетный механизм - это возможность для предприятия ис­ключить из полученной от покупателя суммы НДС при реализации товара (ра­бот, услуг) сумм) НДС, выплаченную поставщику за приобретаемые товары (работы, услуги).

Предприниматели имеют право на зачет (возмещение из
бюджета) при выполнении трех условий. Первое - приобретенные товары
(работы, услуги) оплачены поставщику, т. е. в первичных и расчетных доку­ментах сумма НДС выделена отдельной строкой; второе - приобретенные товары (работы, услуги) оприходованы, т. е. приняты на балансовый учет; третье
- приобретенные материальные ценности использованы для производствен­ных целей. С 1 января 1997 г. добавлено четвертое условие - все плательщики
НДС обязаны составлять счета-фактуры на реализованную продукцию (рабо­ты, услуги). Счета-фактуры составляются поставщиками и направляются по­купателю.
Зачет не допуск а ё т с я:

5. по товарам (работам, услугам), использованным на не производственные нужды, по которым уплата НДС осуществляется за счет соответствующих источников финансирования;

6. по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным за счет бюджетных средств;

• по товарам (работам, услугам), используемым для изготовления продукции, освобожденной от НДС;

• по товарам (работам, услугам), приобретенным за наличный расчет у предприятий розничной торговли, общественного питания, а также у населения.

При реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на день уплаты налога. Зачет сумм налога, упла­ченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ре­сурсы (работы, услуги) в инвалюте, осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на день оплаты поставщику товаров (работ, услуг), включая НДС. Расчет представляется в налоговые органы по месту нахождения в сроки, установленные для оплаты НДС. Срок оплаты зависит от суммы налога: чем она больше, тем чаще платеж. В настоящее время действуют три срока платежа:

7. ежедекадно при среднемесячных платежах более 10 тыс. руб. - 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца в размере 1/3 суммы по последнему месячному расчету;

8. ежемесячно при среднемесячных платежах от 3 до 10 тыс. руб. - не позднее 20-го числа следующего месяца;

9. ежеквартально при среднемесячных платежах до 3 тыс. руб. - не позднее 20-го числа следующего за отчетным кварталом.

3.

Акциз, как и налог на добавленную стоимость, является косвенным нало­гом и взимается с товаров и услуг в цене или тарифе. Формально плательщи­ком (сборщиком) этого налога выступают предприятия, производящие подак­цизную продукцию или оказывающие облагаемые услуги. В то же время действительным его носителем становится потребитель, который оплачивает ак­циз при покупке товара или получении услуг. Следовательно, акциз - ценообразующий фактор.

В Российской Федерации в соответствии с Законом РСФСР «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. с учетом Федерального закона от 14 февраля 1998 г. вве­дены акцизы на товары широкого потребления, не являющиеся предметами первой необходимости.

Плательщиками акцизов выступают:

• юридические лица, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц, созданные на территории РФ, простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели, которые производят на территории РФ и реализуют подакцизные товары (в том числе из давальческого сырья);

• организации (перечисленные выше), производящие то вары из подакцизного сырья, но не облагаемые акцизами в случае реализации или использования для собственных нужд;

• организации, зарегистрированные в качестве налогоплательщиков РФ и производящие из собственного давальческого сырья за пределами России подакцизные товары;

• организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и бесхозяйственных подакцизных товаров;

• организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию РФ таможенного оформления, или использующие эти товары для производства неподакцизных товаров. Акцизами облагаются следующие товары: спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая и алкогольная продукция, коньяки, вина, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные ви­ды минерального сырья.

Не относятся к подакцизной спиртосодержащей про­дукции лекарственные, диагностические средства, внесенные в Госреестр лекарственных средств; изделия медицинского назначения, в том числе изго­тавливаемые в аптеках по рецептам; препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция.

Объекты обложения акцизами.

По товарам, производимым на территории РФ:

• стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов для организаций, производящих и реализующих подакцизные товары, на которые установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов, за исключением подакцизных товаров из давальческого сырья, а также для организаций, использующих произведенные подакцизные товары для производства товаров, не облагаемых акцизами или для собственных нужд;

• стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из применяемых максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи подакцизных товаров, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен (без учета акцизов), сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья, для организаций, осуществляющих первичную реализацию конфискованных и бесхозных подакцизных товаров, а также товаров, которые вывезены на территорию РФ без таможенного оформления и на которые установлены адвалорные ставки акцизов;

3. стоимость реализуемых подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза для организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков РФ и производящих подакцизные товары, на которые установлены адвалорные ставки акциза, из собственного давальческого сырья за пределами России;

4. объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении, на которые установлены твердые (специфические) ставки акциза для всех организаций.

По товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, выступает таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов, если подакцизные товары облагаются по адвалорным ставкам. При действии специ­фических ставок акциза объектом становится объем ввозимых на территорию РФ подакцизных товаров в натуральном выражении.

Не облагаются акцизами подакцизные товары, вывозимые в госу­дарства-участники СНГ, подакцизные товары, вывезенные в порядке товарообме­на. Подакцизные товары, вывозимые за пределы государств-участников СНГ, подлежат обложению акцизами, но в дальнейшем после докумен­тального подтверждения (в течение 90 дней с момента отгрузки) факта вывоза таких товаров налоговому органу плательщик получает право на зачет. Ставки акци­зов и порядок их определения. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключе­нием подакцизных видов минерального сырья), в том числе ввозимым на терри­торию РФ, являются едиными. Установлены два вида ставок: специфические и адвалорные. Специфические ставки определены в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара, действующих для преобладающей части товаров.

Причем выделены отдельные группы, по которым установлена своя ставка акциза. Так, для табачных изделий предусмотрено одиннадцать ставок: для табака трубоч­ного — 140 руб. за 1 кг, табака курительного — 60 руб. за 1 кг, папиросы 1-го класса — 4 руб. за 1000 штук, в то время как для бензина с октановым числом до 80 две ставки — 290 руб. и 370 руб. за 1 тонну. Адвалорные ставки действуют лишь для двух подакцизных товаров: ювелирные изделия — 15% и автомобили легковые — 10% стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов.

Порядок исчисления и уплаты акцизов. Сумма акциза определяется каждым пла­тельщиком самостоятельно исходя из ставок акциза и объема произведенной по­дакцизной продукции. Причем сумма акциза в расчетных и первичных учетных до­кументах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой. По акцизам так же, как и по НДС, действует зачетный механизм. Сумма акциза, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами акциза, исчисленными по облагаемым акцизами оборотам и полученными от покупателя, и суммами акци­за, уплаченными поставщиками за подакцизную продукцию, которая использована в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Право на з а ч е т (возмещение из бюджета) имеют предприятия:

• при реализации подакцизного товара — вин и виноградных и плодовых напитков, для производства которых использовано сырье (спирт), включая давальческое, и по которым на территории РФ уплачен акциз;

• при реализации товара, свободного от акциза, но при производстве которого использовано подакцизное сырье (кроме подакцизных видов минерального сырья).

Не подлежит зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или воз­мещению из бюджета отрицательная разница между суммами акциза, уплаченны­ми на территории РФ по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья.

4.

В блоке налогов с юридических лиц, представляющих собой прямые налоги, выделяется налог на прибыль предприятий и организаций, введенный Законом РСФСР «О налоге на при­быль предприятий и организаций» (27 декабря 1991 г.), дейст­вующий с 1 января 1992 г. взамен налога с доходов кооперати­вов и нормативного отчисления в бюджет с доходов предпри­ятий ряда отраслей, а также налога на прибыль, введенного в 1991 г.

Налог на прибыль во всех странах имеет два аспекта: фис­кальный и регулирующий. Это важный доход бюджета. В кон­солидированном бюджете РФ, объединяющем бюджеты всех уровней власти, налог на прибыль обеспечивает свыше одной трети всех поступлений, тогда как в федеральном бюджете его доля составила в 1998 г. 13%. Он служит «экономическим инструментом» регулирования экономики. Изменяя обложение прибыли юридических лиц, государство способно с помощью ставок, порядка расчета налогооблагаемой базы, налоговых льгот и санкций оказать серьезное давление на динамику производства; либо стимулировать его развитие, либо сдерживать движение вперед. Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории России.

Плательщиками налога на прибыль являются:

• юридические лица (в том числе бюджетные), включая
созданные на территории России предприятия и организации с иностранными инвестициями;

• филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий (за исключением филиалов Сбербанка РФ), имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет);

• коммерческие банки и другие кредитные учреждения,
включая банки с участием иностранного капитала, по­
лучившие лицензии России, а также ЦБ России и его учреждения в части прибыли, полученной от деятель­ности, не связанной с регулированием денежного об­ращения;

• страховые организации, получившие лицензии в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью;

• территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного
счета, при условии, что они и основная организация,
частью которой они являются, находятся на территории разных субъектов РФ;

• малые предприятия, не перешедшие на упрощенную
систему налогообложения.

Предприятия железнодорожного транспорта и связи, объе­динения по газификации и эксплуатации газового хозяйства выведены из-под этого на­лога, облагаются налогом на прибыль (доход) в соответствии со специальными законами. Не являются плательщиками налога на прибыль предпри­ятия любых организационно-правовых форм, реализующие произведенную ими сельскохозяйственную и охотохозяйственную продукцию, а также малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения,

Объектом обложения налогом на прибыль, полученную в рублях и иностранной валюте, является валовая при­быль, которая включает три компонента:

• прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

• прибыль (убыток) от реализации основных фондов
(включая земельные участки) и другого имущества (в
том числе ценных бумаг);

• доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации про­дукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Пере­чень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учи­тываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, устанавливается Положением «О составе затрат по производству и реали­зации продукции, которое утверждено Постановлением Пра­вительства.

По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется рыночная цена на аналогичную продукцию (работ, услуг), сложившаяся на мо­мент реализации, но не ниже фактической себестоимости. В этом случае предприятия, применяющие метод определения выручки по оплате, корректируют прибыль для целей обложе­ния, составляя специальную справку, которая необходима для выполнения налоговой декларации «Расчет налога от фактиче­ской прибыли». Справка приведена в Приложении № 11 Инст­рукции ГНС «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» в редакции измене­ний от 22 сентября 1998 г.

Прибыль от реализации основных средств и другого имуще­ства (включая ценные бумаги) предприятий и организаций оп­ределяется как разница между продажной ценой и первона­чальной или остаточной стоимостью этих фондов с учетом их переоценки, увеличенной на индекс инфляции, начисленной в установленном порядке. При этом остаточная стоимость при­меняется к основным фондам, нематериальным активам и ма­лоценным и быстроизнашивающимся предметам. Отрицатель­ный, результат от их реализации не уменьшает налогооблагае­мую прибыль. В состав доходов (расходов) от внереализационных опера­ций включаются доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в арен­ду, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредст­венно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков. в состав доходов включаются средства, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности. Внереализационные доходы (расходы) для целей налогооб­ложения принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по начислению.

Для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы:

• доходов от долевого участия в деятельности других
предприятий;

• доходов от игорного бизнеса, видеосалонов, проката
видео- и аудиокассет;

• дооценки производственных запасов и готовой продукции (в соответствии с законодательством);

• положительной курсовой разницы по валютным счетам, а также по операциям в инвалюте;

• прибыли от реализации основных фондов и иного
имущества, освобождаемого от налогообложения в результате применения индекса-дефлятора;

• расходов по оплате отдельных видов налогов и сборов,
уплачиваемых за счет финансовых результатов и др.

Валовая прибыль, полученная в инвалюте, суммируется с валовой прибылью в рублях. При этом доходы в инвалюте пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, установлен­ному ЦБ РФ на день определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Налоговые льготы в РФ при обложении прибы­ли юридических лиц действуют в соответствии с налоговым за­конодательством. Их можно дифференцировать на несколько групп.

1. Льготы, создающие условия для увеличения капитальных
вложений. Так, прибыль предприятий, сферы материального
производства, направляемая на финансирование капитальных
вложений производственного назначения, жилищного строительства для предприятий всех отраслей, а также на погашение
кредитов банков, полученных и используемых на эти цели, освобождается от обложения. Выведены из-под обложения рас­
ходы за счет прибыли на проведение предприятиями НИОКР,
но не более 10% от суммы налогооблагаемой прибыли.

2. Льготы, включающие освобожденную часть прибыли, которая затрачивается на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, домов престарелых, коммунально-бытовой сферы, жилого фонда и др. в
пределах, установленных местными органами нормативов.

3. Льготы, предоставляемые малому бизнесу. Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйствен­ную продукцию, производящие продовольственные товары, то­
вары народного потребления и некоторые другие, помимо об­щих льгот, освобождаются от налога на прибыль в первые два
года работы при условии, что выручка от указанных видов дея­тельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации
продукции (работ, услуг), в третий и четвертый годы вносят
налог в размере 25 и 50% от основной ставки соответственно,
если выручка от указанных видов деятельности более 90% об­
щей суммы выручки от реализации продукции (работ услуг).

4. Освобождение от обложения при определенных условиях от­
дельных групп плательщиков (религиозные объединения, общественные организации инвалидов, музеи, библиотеки, органи­зации Пенсионного фонда и др.).

Кроме того, предприятия освобождаются от уплаты налога на часть прибыли, направленной на покрытие имеющихся в предшествующем году убытков в течение последующих пяти лет, при условии, что убытки возникли от реализации продук­ции (работ, услуг). При большом разнообразии налоговых льгот законом пре­дусмотрены для всех плательщиков ограничения. Общая сумма налогов на прибыль не должна уменьшать фактическую сумму прибыли, исчисленную без учета налоговых льгот, более чем на 50%. После определения валовой прибыли юридическое лицо рассчитывает налогооблагаемую прибыль, которая равна разни­це между суммой валовой прибыли с учетом установленных законодательством вычетов и налоговыми льготами. Ставка налога на прибыль предприятий и организаций ус­танавливается Федеральным законом РФ. С 1 января 1994 г. действуют две ставки; одна - для федерального бюджета, дру­гая - для бюджетов субъектов Федерации. В 1998 г. установлены:

• ставка, равная 13%, по которой взимается налог на
прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет;

• ставка, не превышающая 22%, устанавливаемая законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а для предприятий по прибыли, полученной
от посреднических операций и сделок, бирж, банков,
других кредитных учреждений и страховщиков, - по
ставкам в размере не свыше 30%.

Порядок исчисления налога на прибыль и сроки уплаты. Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно на основе бухгалтерской отчетности нарастающим итогом с начала года. Внесение суммы налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартального бухгалтерского отчета, а по годовым - в десяти­дневный срок со дня установленного для бухгалтерского отчета и баланса за год. В течение квартала все плательщики (кроме малых и бюд­жетных предприятий, имеющих прибыль от предприниматель­ской деятельности) производят авансовые взносы налога исхо­дя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата авансовых платежей произво­дится не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога всеми пла­тельщиками.

Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль предприятия представляют налоговым органам по месту своего нахождения до начала квартала справки о предполагаемой сум­ме прибыли по установленной форме.

При изменении в течение квартала предполагаемой прибы­ли плательщик по согласованию с финорганом может пере­смотреть сумму предполагаемой прибыли и авансовых взносов в бюджет налога на прибыль и представить справки об этих из­менениях не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинан­сирования, установленной в истекшем квартале ЦБ РФ.

5.

Налог на имущество предприятий включается в группу ре­гиональных налогов. В мировой практике он известен давно. В России этот вид налога выполняет следующие задачи:

• обеспечивает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты (районные, городские) стабильными до­
ходами для финансирования расходов;

• создает для предприятий стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества.

Плательщики налога и объекты обложения. Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения), организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридиче­скими лицами, филиалы и иные подразделения, имеющие от­дельный баланс и расчетный счет. Объектом обложения выступают основные средства, нема­териальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, ма­лоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Для определения налогооблагаемой базы налога на имуще­ство по предприятиям, учреждениям, организациям, приме­няющим «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий», утвержденный Ми­нистерством финансов РФ от 1991 г. № 56 (в редак­ции от 17 февраля 1997 г.), используются статьи актива баланса по счетам бухгалтерского учета Банки и иные кредитные учреждения, а также страховые компании имеют некоторые особенности при расчете налого­облагаемой базы.

Для целей налогообложения используется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Она является частным от деления на че­тыре суммы, полученной от сложения половины стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: