Основные понятия: самопознание

Цель лекции: познакомить студентов с особенностями процесса самопознания.

Основное содержание лекции:

Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности? Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой.

Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания человека:

1) самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения.

Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими— животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение

от животных нередко и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями.);

2) эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а

высокими целями;

3) наследие идеалистической философии, особенно в западной культуре, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет

ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.

Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человека и природы называется «антропоцентризм»).

Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, то можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать себя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.

К первой группе можно отнести барьеры:

-возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);

-несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа,

оценивания, принятия;

-неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии;

-неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности.

Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:

-боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по

каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой;

-стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяется от идеального Я, представляющего, по мнению К.Роджерса, глубинные

чувства, переживания, опыт личности. Человек познает в себе то, что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя от того, что есть на самом деле. Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании.

Благодаря работам З.Фрейда и его последователей в психологии хорошо изучены барьеры, возникающие в результате неспособности личности преодолеть собственные психологические защиты. Как возникают защиты? По мнению представителей психоанализа, с одной стороны, неприемлемые для сознания импульсы, чаще всего это сексуальные и агрессивные инстинкты, вытесняются в бессознательное, но не исчезают бесследно, а

продолжают воздействовать на Я, «склоняя» его к удовлетворению неприемлемых потребностей. С другой стороны, на Я действует Супер-Эго (Сверх- Я), представляющее собой нормы, запреты, выработанные обществом. Это приводит к тому, что Я выстраивает защитныемеханизмы. К наиболее распространенным из них относятся: вытеснение — исключение из сознания импульсов, порождающих тревогу; образование противоположной реакции — изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную; проекция —приписывание неприемлемого для сознания действия или мысли Другому лицу; вымещение — бессознательная переориентация с недоступного объекта на доступный; рационализация — самообман, стремление разумно объяснить неразумное действие или поступок и др. Понятно,ч то наличие защит мешает познанию себя, особенно тех черт личности и наклонностей,

которые в силу своей неприемлемости являются травмирующими. Поэтому считается, что осознание защит, принятие в себе непринимаемого значительно расширяют сферу самопознания, делают личность гармоничной и психологически здоровой.

К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать

адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно.

Разумеется, описанные здесь барьеры самопознания не исчерпывают всего их

многообразия, они лишь дают представление об их существовании и способах функционирования. У каждого из нас могут быть свои индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию. В то же время следует отметить, что при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Можно говорить опедагогической проблеме, о формировании потребностей и мотивов самопознания, обучить

человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, способность повышать уровень самоуважения, самопринятия, помогать преодолевать свои страхи и выстраивать защиты и т.д. Наиболее эффективным является самовоспитание у себя способностей к самопознанию — личность самостоятельно ставит себе цели и своим

собственным трудом их достигает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: