Исторические типы государства

Рабовладельческое государство

Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX-VIII вв. до н.э. К этому времени в условиях Северного Средиземноморья сельскохозяйственные общины распались и возникла семейная, т.е. частная, собственность на землю. Это привело к тому, что произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которыми заключались не в различном положении в системе власти и в системе распределения, а прежде всего в разнице по отношению к средствам производства. Один класс стал собственником земли и орудий труда, а также и самого производителя - раба.

Положение рабов в разных государствах не было одинаковым. В демократических Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, в Риме таких ограничений власти рабовладельцев не было. Тем не менее во всех рабовладельческих государствах власть монопольно принадлежит господствующему классу, рабы могут занимать в государственном аппарате некоторые незначительные должности, функции государства осуществляются практически в интересах рабовладельцев, а общесоциальные - только в той мере, в которой они соответствуют интересам господствующего класса.

Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения, и профилактики; идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

Феодальное государство

Государства этого типа возникли в Европе в VI-IХ вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

Социальное неравенство закреплялось законом. Практически крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали. Государственная власть была открыто классовой и безраздельно принадлежала феодалам.

Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, затем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и проч.), даже формально входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные, а затем и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.

Феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятельство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).

Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко кодифицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания обещегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Первые буржуазные (капиталистические) государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли, развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия - парламентаризм.

Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится специальное средство, ограничивающее участие трудящихся в управлении государством, отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. -- первая половина ХХ в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения -- тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса (пролетариата), платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей.

Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. Во внешней -- функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после Второй мировой войны.

На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, "чистая" частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Что, в прочем, не меняет сути дела: собственность, так или иначе, будь то государственная или акционерная, остается частной.

Социалистическое государство

Сама идея государства такого типа возникла первоначально в теории - в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина - как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется прежде всего для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее, прежде всего, для организации всех трудящихся для построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.

Однако большинство прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства не привела к тому, что люди почувствовали себя их хозяевами. Проводимая уравниловка лишила труд необходимых стимулов, сделала его в значительной степени принудительным. В конечном счете сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неограниченную власть.

Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали во многом формальными, равно как и деятельность демократических институтов, в том числе Верховного Совета и других представительных органов.

Переходное государство

Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий - это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др. Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер.

В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример - государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.

Правовое государство: понятие, принципы, основные модели.

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права

Оно появилось не одномоментно. Это результат политических, экономических, социальных и иных условий. В теории появилось раньше, чем на практике. Теоритическую модель ПГ предложил Кант. Он утверждал, что ПГ- это государство для человека и во имя человека, но личность и государство связаны взаимными обязательствами: государство подчиняется естественному праву, основано на принципе разделения властей, а основным источником власти является народ. Главное условие для ПГ-общая обязательность права для всех. Большой вклад в ПГ в теории внесли русские юристы Кистяковский, Нерисянц.

Идея ПГ, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка.

Экономическую основу ПГ составляют определенные экономические отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, борьбе с монополизмом и т. д.

Социальную основы составляют наличие гражданского общества, равенство всех перез законом, свободные граждане и т.д.

Политическая основа - суверенитет государства.

Принципы:

1. Принцип приоритета права:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина:

а) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

б) особые тип правового регулирования и форма правоотношений;

в) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

5. Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

6. Наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

7. Гласность, отсутствие цензуры, открытость СМИ.

Принципы правового государства, отличающими его от неправового, являются:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- федерализм;

- верховенство закона;

- взаимная ответственность государства и личности;

- высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

- наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: