Всемирное значение античной литературы

Античность — не просто начальный этап европейской литературы, но и фундамент современной не только европейской, но и мировой культуры. Понятийный ряд, методология, сам способ мышления пришли к нам из Античности. Необходимо помнить, что в русле античной литературы зародились и оформились следующие науки:

— Теория литературы, в том числе учение о литературных жанрах, понятие эпоса, лирики и ее различных видов, драмы, комедии, трагедии и т. д.

— Историческая наука, зародившаяся в Греции как литературный жанр в V в. до н. э., прежде всего в трудах Геродота.

— Теория красноречия, выросшая из великих достижений ораторского искусства, популярного в Античности начиная с гомеровских времен.

— Философские учения, два основных направления философской мысли — материалистическое и идеалистическое.

— Филология, первоначально возникшая в среде писателей — сотрудников Александрийской библиотеки («Мусейона»), классифицировавших, исправлявших и комментировавших тексты, заложивших традицию их всестороннего изучения и эстетической оценки.

— Грамматика как наука о частях речи и структуре высказывания. В 240 г. до н. э. Хрисипп создал применяющуюся до сего времени грамматическую терминологию, в 120 г. до н. э. Дионисий Фракийский написал первую греческую грамматику, лежащую и ныне в основе всех грамматик европейских народов.

— Практически все понятия метрики (стопа, ритм, метр), а также стихотворные размеры европейских языков формировались под влиянием античной традиции и носят греческие названия: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Античная литература представляет ценность не только как важная часть истории литературы. Она представляет собой неиссякаемый источник сюжетов, образов, мотивов для литературы более поздних эпох. Наиболее известные мифы и основанные на них произведения античных классиков породили целый ряд вечных сюжетов, вечные образы-символы, путешествующие из эпохи в эпоху, широко используемые в литературе Нового времени.

Многое разделяет, разъединяет современное человечество. Изучение античной культуры, представленной именами великих классиков, дает знания, важные в аксиологическом аспекте — понимание того, что роднит Россию и Запад. Античность — это общие корни и западной, и русской культуры, то, благодаря чему мы ощущаем родство с европейской культурой, способны слышать и понимать друг друга.

Литература Древней Греции

Периодизация

1. До VIII в. до н. э.дописьменный (фольклорный) период. Создание системы древнегреческих мифов.

2. VIII–VI вв. до н. э.архаический (древний) период. Гомер. Гесиод. Лирика VII–VI вв. до н. э. (Солон, Архилох, Феогнид, Гиппонакт, Алкей, Сафо, Анакреонт). Торжественная одическая поэзия: Пиндар, Вакхилид, Стесихор.

3. V–IV вв. до н. э. (до 338 г. до н. э).классический (аттический) период. (Битва при Херонее, потеря независимости последними греческими городами-государствами). Трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедия: Аристофан. Историки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт.

4. 338–31 гг. до н. э.эллинистический период. (Битва при мысе Акциум, поражение последнего эллинистического государства — Египта). Комедия: Менандр. Александрийская поэзия: Каллимах. Феокрит.

5. 31 г. до н. э. — 476 г. н. э. (год падения Западной Римской империи) — литература эпохи римского владычества. Лукиан. Плутарх. Греческий любовный роман (Лонг, Харитон, Гелиодор).

Литература Золотого века (века Августа). Часть 1

Век Августа был переходным временем для Рима. Официально Рим продолжал оставаться республикой, действовал сенат, консулы и другие выборные должности, сам Август долгое время считался не императором, а только принцепсом — первым гражданином в государстве. На самом же деле его режим держался на копьях преторианской гвардии и был по сути военной диктатурой умеренного толка. Режим этот был довольно популярен у широких масс — от плебеев до части нобилитета. Август прекратил гражданские войны, он избегал массового террора и сумел показать себя милостивым (объявил амнистию бывшим противникам), заново отстроил Рим, возвел роскошные, монументальные, в духе греческого классицизма общественные сооружения (по его собственным словам, принял Рим глиняным, а вернул каменным), он искренне любил культуру и через своего помощника, богатого и знатного Мецената нередко поощрял поэтов и писателей, стараясь при этом направить их творчество в нужное ему русло.

Но его режим был лицемерным. Постепенно отменялись остатки народовластия (в 23 г. до н. э. Август получил права плебейского трибуна, то есть право отменять распоряжения сената — что означало фактическое единовластие). Август последовательно вводил культ героического прошлого Рима, заново учреждались древние игры, праздники, обычаи (хотя это были обычаи республиканского Рима). При этом был установлен культ императоров и их посмертное обожествление (первым обожествили Юлия Цезаря, якобы превратившегося в комету). Август называл свой режим «восстановленная республика» — а восстанавливать ее пришлось, так как, якобы, пришли в упадок нравы. Были введены суровые законы, запрещавшие прелюбодеяние и неравные браки, хотя римское общество было уже весьма снисходительно к этому. В результате большинство римских граждан, бывших не в состоянии исполнять такого рода законы, оказывалось вне правового поля и могло в любой момент подвергнуться наказанию — так готовилась почва для ужесточения режима. В результате, не решаясь принять прямой закон о престолонаследии, и в то же время уничтожив выборность властей, Август в конце жизни оказался перед сложной проблемой преемника — и тем самым его режим породил острую и беспощадную борьбу за власть, не контролируемую ни обычаями, ни государственными установлениями, и проложил дорогу откровенно террористическим режимам Серебряного века.

Первым крупным писателем века Августа был Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н. э.). Уроженец г. Мантуи на севере Италии, он получил образование сначала в Кремоне и Медиолануме, затем переехал в Рим. Адвокатская карьера ему не удалась — он был очень стеснителен и не мог публично произносить речи. Вергилий начал свой творческий путь с подражаний Катуллу (уже после его смерти был опубликован сборник «Каталептон»). Первый этап зрелого творчества — сборник «Буколики», состоящий из 10 «эклог», выпущенный в годы гражданской войны (42–39 гг.). В нем звучит эпикурейская проповедь тихой частной жизни на лоне мирной природы, вдали от общественных бурь, пороков и злых страстей. Сборник воспроизводит жанр пастушеских идиллий эллинистического поэта Феокрита. У Вергилия пастухи еще более стилизованы, хотя место действия — греческая область Аркадия, они похожи на образованных, утонченных римлян, современников Вергилия. Читателей последующих поколений особенно привлекала 4-я эклога, обращенная к консулу Азинию Поллиону, в которой предсказывается рождение божественного младенца — получеловека-полубога, будущего властителя мира, с появлением которого начнется новая эра, и Железный век превратится в Золотой. Ранние христиане глубоко почитали языческого поэта, считая, что он предвидел рождение Христа, и называли Вергилия «христианин до Христа». Вскоре поэт вошел в круг Мецената, познакомился с Октавианом (будущим императором Августом).

Второй этап творчества — посвященная Августу и Меценату поэма о земледелии «Георгики» (29 г.), написанная по просьбе и под влиянием идей Августа. С увеличением количества рабов труд на земле казался свободным горожанам все менее привлекательным. В то же время Август пытался укрепить средний класс — гарантию стабильности в стране, а именно — вернуть на землю мелких землевладельцев, превратившихся в ходе войны в люмпенизированную городскую массу. «Георгики» — не учебник земледелия, в поэме прославляется свободный труд на свободной земле. Это может быть уделом не только грубого крестьянина, верящего в фавнов и сильванов, но и философа-эпикурейца. Только там можно найти сохранившийся остаток Золотого века. Поэма состоит из четырех частей и повествует о хлебопашестве, различных видах деревьев и виноградарстве, скотоводстве и пчеловодстве.

Третий, последний этап творчества — поэма «Энеида» (26–19 гг.). Август неоднократно выражал желание, чтобы Вергилий прославил его подвиги. Но Вергилий нашел иной ход — он сочинил поэму о далеких мифологических предках Августа, основателях римского государства. Император принадлежал к роду Юлиев, которые вели свое происхождение от легендарного Аскания (Иула), сына троянского героя Энея. Вергилий столкнулся с проблемой: согласно официально признанному с III в. до н. э. мифу, Эней бежал из разрушенной Трои и после долгих скитаний прибыл в Италию, где основал новое государство. Таким образом, предстояло прославить беглеца, бросившего гибнущую родину. Но тогда Вергилий обратился к еще одному мифу, по которому сами троянцы являлись потомками жителей Италии, в поисках лучшей доли когда-то уехавшими в Малую Азию. В таком случае Эней не просто беглец — он отправляется на поиски своих исторических корней, своей «древней матери». Вергилий вначале написал все 12 книг поэмы прозой, затем стал переводить каждую строчку в стихи и тщательно отделывал, по его собственным словам, «как медведица вылизывает своего медвежонка». Он не успел довести работу до конца — заболев в поездке по Греции, он умер в Брундизии, завещав не издавать поэму, но Август своим эдиктом приказал отменить это завещание. В результате мы видим, что некоторые строки в поэме имеют незавершенный вид.

Создание общенационального эпоса заставило Вергилия обратиться к поэмам Гомера. Первые шесть книг о морских странствиях Энея ориентированы на «Одиссею», вторые шесть — о борьбе, которую пришлось вести Энею с местными племенами в Италии — на «Илиаду». Но это не простое подражание. Вергилий учитывает 700-летний опыт, накопленный поэзией: это и греческая лирика, и греческие трагедии, и эллинистическая поэзия александрийцев, и римская эпическая поэзия Лукреция, и лирика Катулла, и неотериков. Вся поэма устремлена в будущее. Оракулы богов, вещие сны, предсказания героев — все это повествует о будущем Римском государстве, заложить основы которого должен Эней. Для читателей Вергилия это прошлое и настоящее. Сам Эней — человек судьбы; в отличие от гомеровских героев, хотя бы отчасти наделенных свободой воли (два жребия Ахилла), он полностью подчинен воле богов, готовящих его для великой роли создателя государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: