Периодизация римской литературы

Тема 8

Тема 7

Тема 5

Тема 3

Развитие греческой цивилизации и периодизация

Тема 2

греческой литературы (2ч.)

Зарождение греческой истории: крито-микенская культура. Открытия Шлимана. Географическое положение, соседство с Египтом, Финикией, Персией. Ахейская экспансия и дорийское нашествие. Контракт пяти культур в нарождающейся греческой цивилизации – критская, микенская, ахейская, дорийская, восточная. Письменность; линейное письмо А и В. Современное состояние проблемы.

Города-полисы и их история. Афины и Спарта. Греческие войны; значение победы объединенной Греции над Персией. Искусство и литература; его место и значение в древней Греции. Периодизация литературы с краткой характеристикой каждого периода: 1. Архаический (до начала V века). Состоит из 3-х периодов 1. Долитературный или догомеровский. Развиваются мифология и фольклор.

2.Древнейшие литературные памятники: Гомер («Илиада», «Одиссея») и Гесиод («Труды и дни», «Теогония»).

3. Литература периода становления античного рабовладельческого го сударства (V11 – начало V века до н.э.). Развитие древнегреческой поэзии. Лирика и мелика. Тиртей, Архилох, Солон, Сапфо, Алкей, Пиндар, Анакреонт.

2. Аттический или классический (V-1V вв. до н.э.). Время расцвета и кризиса рабовладельческих полисов до потери ими государственной независимости. Театр и его значение. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Софисты и риторика. Начало истории. Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Философия. Сократ, Платон и Аристотель.

3. Эллинистический (с конца 1V до н.э. – по V в. н.э.). Искусство и литература империи. Новая эстетика, ее отличие от классического периода. Философия. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм, кинизм. Александрия и ее роль. Развитие книжной культуры. Литературные эксперименты и появление новых жанров: эпиллий и буколика. Ученая поэзия и новая комедия. Роман и его судьба в античности.

Мифология Греции и Рима (4ч.)

Мифотворчество – важный этап в развитии человеческой цивилизации. Миф (в переводе с греч. - высказывание, придание) по-своему, в большей степени интуитивно, отражал опыт освоения мира в период, когда человек еще не выделяет себя из окружающей среды, как природной, так и социальной. Перенесение на природные объекты собственных чувств и отношений проявилось в возникновении фетишизма (поклонение божествам в форме предметов), анимизма (поклонение духам), тотемизма (поклонение животным). Мифологическое мышление характеризуется преобладанием конкретно-чувственных представлений над абстрактными понятиями. Одна из главных (но, конечно, не единственных) функций мифа – этиологическая, поскольку он призван объяснить непознанное (почему гремит гром, например) и дать ключ к новым открытиям.

Греческая мифология – одна из наиболее развитых мифологиче ских систем. Основные группы мифов: космогонические (солярные, лунарные,астральные),календарные (миф об умирающем и воскресающем боге), теогонические (появление богов). Легенды и их роль. Структура легенды.

Три этапа развития: хтонический, Олимпийский, героический. Антропоморфизм греческой мифологии. Медиаторная функция героя. Циклизация мифов о героях: Троянский цикл, история Геракла, Тезея, путешествие аргонавтов. Поздняя героика: богоборческие мифы и гимн искусству – мифы об Орфее, Дедале; музы и их роль. Значение греческой мифологии для античной и европейской цивилизации.

Особенности римской мифологии; ее отличие от греческой. Мифология римской родовой общины. Характерная черта – отсутствие антропоморфного образа бога, его имени и пола. Древняя римская мифология – полидемонизм. Священные животные: дятел, орел – спутник Юпитера, волк. Первые римские боги: Янус, Юпитер, Юнона, Минерва, Марс. Культ земли и боги лесов. Теллура, Сатурн, Церера, Либер и Либера, Фавн и Фавна, Венера, Флора. Культ Фортуны. Фамильные культы: история гениев. Боги домашнего очага. Лары и Пенаты, Маны. Праздники и культовые обряды. Развитие римского государства и знакомство с греческими и египетскими культами; отождествление греческих богов с римскими и по принципу сходства функций: Юпитер – Зевс; Юнона – Гера и т.д. Заимствование некоторых культов – поклонение Аполлону и Исиде.

Ядро римской мифологии – миф о создании города Рима. Миф о прародителе Энее и его функции. Ромул – первый царь. Мифологизация истории и патриотическая идея. Историография как любимый национальный жанр.

«Римляне имели своего истинного и оригинального Гомера в лице Тита Ливия, которого история есть национальная поэма и по содержанию и по духу, и по самой риторической форме своей», - писал В.Г. Белинский. Римская история, мифологизированная и настоящая, служила для европейского искусства та4кой же лабораторией сюжетов, как греческая мифология, поэтому гражданский идеал верности долгу и свободолюбия возникший в римской мифологии, обрел свое бессмертие в европейской культуре.

Тема 4 Гомеровский эпос (4часа)

Гомеровский вопрос. Постановка проблемы и ее современное состояние. Аналитики (Вольф, Лахман) и унитарии (Гегель, Зелинский, Иванов): теория песен против теории единого зерна. Объективная вероятность существования двух авторов поэм.

Поэмы Гомера – первые эпические произведения. Для эпоса характерно говорить о значительном, памятном событии в жизни народа. А.Ф.Лосев называет особенностью эпического стиля такое важнейшее свойство, как «примат общего над индивидуальным». Внимание эпоса приковано к внешней стороне событий, отсюда и акцентирование внешних проявлений человеческих реакций, связанных с различными состояниями. Эпический герой, с одной стороны, всегда выступает как выразитель коллективного идеала, с другой – как носитель индивидуальных характеристик.

«Илиада» - поэма об Илионе (Трое) – содержит 15693 стиха, разделена на 24 главы. Основа сюжета и его завязка – гнев Ахилла, первоначально связанный с нанесенным герою оскорблением Агамемноном, а затем эволюционирующий в связи с убийством Патрокла (кульминация сюжета) и предопределивший финальное сражение и смерть Гектора (развязка). Для реализации сюжета характерно чередование динамических (поединки героев) и статических (многочисленные описания - список кораблей, рассказ о щите Ахилла) эпизодов, но большую роль играют сцены с явным преобладанием динамических. Композиция линейная. Пространственной особенностью является двуплановость, т.к. действие происходит в мире людей (в лагере ахейцев, в Трое) и на Олимпе, обители богов. Основной особенностью эпических героев «Илиады» является наличие черты доминанты, которая и обнаруживает их индивидуальность: «многоумность» - Одиссея;«многовластительность» - Агамемнона и т.д.

«Одиссея» – героическая поэма странствий. Содержит меньший объем – 12110 стихов, разделена на 24 песни. В ее основе сказочно-приключенческая проблематика, реализующая известный фольклорный сюжет – «вернувшийся муж на свадьбе своей жены». Завязка поэмы – сцена на Олимпе, где боги решают судьбу Одиссея, кульминация – его возвращение домой в облике нищего странника, развязка – расправа героя с женихами Пенелопы. В поэме, по сути, два сюжета, и оба связаны странствиями героев. Первый – путешествие Телемаха в поисках отца, второй – приключения самого Одиссея. В отличие от данного в хронологической последовательности повествования «Илиады», в «Одиссее» линейное развертывание нарушено и используется прием ретроспекции (экскурсы в прошлое): действие происходит в разных местах (Итака, Олимп, Спарта, острова) и в разные отрезки времени (настоящее, недавнее прошлое, давнее прошлое). В «Одиссее» присутствуют и такой прием, как смена повествователя, – авторское изложение от третьего лица сменяется рассказом от первого лица самого Одиссея, а также Нестора, Менелая и других. Композиция в «Одиссее» кольцевая: действие, начавшись на Итаке, в финале вернется туда же. Если «Илиада» была густо населена выдающимися героями (Аякс, Парис, Гектор и др.), то внимание в «Одиссее» приковано к главному герою, все же остальные составляют лишь его фон. Одиссей – самый универсальный эпический герой: мудрец, хитрец, дипломат, воин, дерзкий искатель приключений, многострадальный скиталец, любящий свою родину и жаждущий вернуться домой. Одиссей, пожалуй, – самый известный (и самый востребованный!) герой греческой литературы, к истории которого многократно обращались поэты и писатели (Данте, Джойс, Мандельштам).

Женские образы поэм немногочисленны, но каждый из них представляет определенный тип характера, ставший своего рода символом. Так, прекрасная Елена – воплощение гибельной красоты, а Пенелопа – верности и терпения; Андромаха – трагической судьбы жены великого воина, а Навсикая – девичьей чистоты и скромности; Цирцея – женского коварства, а Калипсо – страстной любви. Однако, как бы ни были уникальны истории героев эпоса, он всегда включает с себя нечто большее, поскольку пытается объять всю жизнь (войну и повседневную жизнь, морские скитания, мир богов – Олимп, митр мертвых – Аид и т.д.), эта бездонность и есть главное свойство эпоса.

Лирика VII - VI вв. до н.э. (2ч.)

VII – VI - эпоха социально-политической борьбы, в процессе которой сформировалось в Греции рабовладельческое общество и государство. Старые родовые связи разрушались ростом полисов, развитием торговли и ремесла, нарастающими классовыми противоречиями, впоследствии выразившимися в открытое гражданское противостояние, борьбу за власть, появление тиранов - все это привело к изменению мироощущения людей: кризисное состояние умов предопределило развитие в искусстве и литературе новых жанров и, в первую очередь, лирики.

Греческая лирическая поэзия уходит своими корнями в устное народное творчество. Она связана с любовными, свадебными, и застольными песнями, с обрядовыми прославлениями и гимнами, а также погребальными заплачками. Важнейшими лирическими жанрами были элегия и ямб. Истоки элегии в заплачке, но в его литературном варианте этот жанр не всегда носил грустный характер. Элегии исполнялись на пирах, народных сходках, иногда могли содержать призыв к действиям (например, элегия Солона «Саламин»). Как правило, элегия строилась на чередовании гексаметра с пентаметром – элегический дистих. Ямб восходил к песням, исполняемым на земледельческих празднествах, для которых характерны разгул, брань и злословие. Ямбическая строфа состоит из краткого (безударного U) и долгого (ударного - / - /) слогов: U - / -/. К лирической поэзии относятся также эпиграмма (от греч. «надпись»), законченное короткое стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию, и эпитафия, надпись на надгробном камне, написанная гексаметром или элегическим дистихом. В рассматриваемую эпоху творили несколько десятков талантливых поэтов, однако до нас дошла лишь малая часть их наследия, но и то, что имеется, составляет бесценные произведения искусства.

Термин «лирика» не принадлежит рассматриваемому времени, поскольку он возник позже, в эллинистическую эпоху, заменив более ранний термин «мелика». Первоначально понятие лирика относилось к тем поэтическим произведениям, которые исполнялись в сопровождении музыкального инструмента, лиры или кифары, т.е. он обозначал поэзию, предназначенную для пения.

Важнейшими литературными процессами данного периода являются: 1. упадок и отмирание старинного эпоса; 2. расцвет лирики: декламационной (элегии Тиртея, Солона, ямбы Архилоха), монодической (лесбосская лирика Алкея и Сапфо), хоровой (оды Алкмана и Пиндара); 3. зарождение литературной прозы (философские сочинения Гераклита, Эмпедокла; прозаические басни Эзопа).

Тема 6 Трагедия (4 ч.)

Из всех творений греческого

народа трагедия, может быть,

самое высокое и самое смелое.

Андре Боннар.

Трагедия появилась в V в. до н.э., когда все Греция и особенно Афины переживают период высшего расцвета. Своему происхождению она обязана популярному празднику - Великим Дионисиям. Впервые теорию происхождения трагедии из дифирамбов Дионису разработал Аристотель в «Поэтике». Термин «трагедия» означает «козлиная песнь», что подтверждает догадку Аристотеля. В отличие от повествовательного рода – эпопеи, сущностью драмы является действие, конфликтность и публичный характер, поскольку сценическое представление ориентировано на обширную аудиторию.

Имена трех великих трагиков - Эсхила, Софокла, Еврипида - знаменуют этапы в развитии аттической трагедии в истории афинской демократии.

Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии. Для его произведений характерна убежденность в прогрессивности принятых афинским государством законов, отсутствием углубленной индивидуальной характеристики персонажей, которые являются не столько уникальными личностями, сколько воплощением нравственных (Орест) и даже космических сил (Прометей); малая динамичность сюжета и торжественный, «дифирамбический» стиль.

Софокл – поэт эпохи высшего расцвета, «эпохи Перикла». В его трагедии все внимание обращено на изображение человека, его решений, поступков, борьбы. По словам Гегеля, герои Софокла воплощают «право бодрствующего сознания», право действия. Герои его трагедий своим выбором иллюстрируют идею морального долга (Эдип, Антигона); не случайно Аристотель писал, что трагик изображает героя таким, «каким он должен быть», именно поэтому в его произведениях присутствует катарсис – очищение высоким страданием. Софокл модернизировал трагедию: ввел третьего актера, сократил партии хора, нашел гармоническое соотношение между отдельными частями композиции.

Еврипид принадлежит эпохе кризиса полисной идеологии, эпохе Пелопонесской войны (431 – 404 гг.) В творчестве Еврипида нашли свое отражение идеи софистов («человек – мера всех вещей»), критика мифологической системы, института рабства, традиционных государственных и семейных устоев – положение женщины в афинском обществе («Медея»). Подлинным открытием.

Еврипида стало изображение человека колеблющегося, не уверенного в своих силах, чувствах, желаниях. Эта раздвоенность, по мысли драматурга, и являлась чаще всего причиной трагических переживаний. Так Еврипид показывает новый источник трагического – внутренний мир самого человека. Этот внутренний разлад трудно – почти невозможно! – гармонизировать; отсюда – отсутствие катарсиса в финале. Аристотель назвал Еврипида «трагичнейшим из поэтов», подчеркнув, что «он изображает человека таким, каков он есть». Древнегреческая трагедия заложила основы европейской драмы.

Эпоха эллинизма (4ч.)

Битва при Херонее (338 г. до н.э.), установившая в Греции македонское господство, и завоевание Персии Александром Македонским (334 – 330гг.) открывают новую страницу греческой истории – начинается эпоха монархии. Огромная держава, созданная Александром, распалась после его смерти и была поделена между македонскими полководцами. Образовался ряд новых государств с монархическим управлением (Египет –монархия Птолемеев; Сирия – Селевкидов и т.д.), в которых происходило скрещивание восточных и греческих элементов. Рожденная цивилизация получила название эллинистической. В ней значительно меняется социально-политический и психологический статус человека: материальный уровень жизни резко повышается, но человек перестает чувствовать себя гражданином, хозяином своей судьбы – свободной личностью, как это было в эпоху полисов, - он становится подданным монарха.

Указанные изменения находят свое отражение во влиятельнейших философских системах эпохи – эпикурействе, стоицизме, скептицизме, кинизме.

Искусство и литература существенно меняются в эпоху эллинизма. Небывалой высоты достигает книжная культура, а важнейшими ее центрами становятся библиотеки (Александрийская, Пергамская). В целом для литературы эпохи эллинизма характерны следующие особенности: во-первых, космополитизм как следствие невиданного расширения горизонта греческой публики; во-вторых, установка на элитарность, выразившаяся в ориентации литературы на высокообразованную публику; в-третьих, разрыв с традицией и тяготение к новым или незаслуженно забытым темам и жанровым формам.

В Александрии, столице Птолемеев и новом культурном центре Греции, активно развивается поэзия. Александрийцы (а они вошли в историю как ученые поэты) не только свободно экспериментируют, выбирая малые поэтические формы – послание, элегию, дидактическую поэму – и создавая новые, например малый эпос – эпиллий (Каллимах), буколику (Феокрит), но ведут филологические дискуссии об актуальных и архаических (таковым они считали эпос) жанровых формах, таким образом в Александрийской библиотеке активно развивается филология как наука.

Существенные изменения претерпевает комедия: на смену политическим темам Аристофана приходят бытовые, на смену публицистической агитации – моральное поучение, фантастическим сюжетам – характеры и ситуации современной жизни. Лучшим мастером новой комедии считается афинянин Менандр (342-293 гг.).

II и I вв. до н.э. – период экспансии Рима на Восток, в Грецию и страны эллинизма – отмечен социально-политическим, экономическим и культурным упадком. Для этого период характерно развитие прозы: красноречия, (риторические трактаты Диониссия Геликарнасского), историографии (сочинения Плутарха), романа (Харитон, Ахилл Татий, Лонг). Особое место в поздней греческой литературе принадлежит Лукиану (120-180 гг. н.э.), в творчестве которого переосмысляются и пародируются традиционные идеологические и стилистические каноны. Рационалистическое высмеивание старинной мифологии в «Разговорах богов», критика философского догматизма и всевозможных суеверий в «менипповых» (термин Бахтина) произведениях Лукиана оказали значительное влияние на гуманистическую сатиру Возрождения и Просвещения.

Римская литература. История возникновения (6ч.).

Рим как исторический феномен: история возникновения (основан в V111 до н.э.) и формирования римской идеи. Этрусская прелюдия: язык, мифология искусство. Этика и эстетика нового государства. Римлянин – гражданин и воин. Римские войны (победы над Карфагеном, Грецией, Македонией, Галлией) и их роль. Осознание своей миссии как миссии великой державы. «Твой же, римлянин, долг народами править…» Политика и право. Рим и Греция: «ускоренное» развитие талантливого ученика. Формирование нового искусства, греческого по происхождению – римского по содержанию. Рим и христианство – разделение империи Константином – путь в Новое время. Эпоха Возрождения. Вечный город.

1. Архаический период – до начала литературной деятельности Цицерона - до 81 г. до н. э.

Для этого древнейшего этапа развития римской литературы характерно развитие мифологии и фольклора.

Во II в до н.э. появляются художественные произведения латинской письменности; первые римские поэты – Ливий Андроник, Гней Невий, Квинт Энний – начинают переводить греческие памятники. В творчестве Плавта и Теренция активно развивается комедия, на которую значительное воздействие оказала новоаттическая комедия Менандра.

1. Золотой век римской литературы:

А) время Цицерона – расцвет римской прозы (81-43 гг. до н.э.);

Б) время Августа – расцвет римской поэзии

43 г. до н.э. – 14 г.н.э.

На рубеже архаического и классического периодов Рим переживает сложную и противоречивую эпоху гражданских войн. В обстановке социальной и политической борьбы конца 11 – начала 1 века до н.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография (Саллюстий, Корнелий Непот), мемуарная («Записки о галькой и гражданских войнах» Юлия Цезаря) и эпистолярная литература (письма Цицерона, Плиния Младшего).

Крупнейшим представителем римского красноречия был Цицерон, разработавший в своих речах и теоретических трактатах («Брут», «Об ораторе»)принципиально новый – средний стиль – синтез азианского и аттического стиля.

В творчестве Лукреция развивается дидактическая поэма. Его произведение «О природе вещей» иллюстрировало популярную в Риме философию Эпикура. Влияние эллинистической традиции нашло отражение в поэзии неотериков и Катулла.

Приход к власти Августа (43 до н.э.) принес в Рим мир и гражданское спокойствие. Официальная поддержка литераторов способствовала образованию активной деятельности кружков Мецената и Мессалы. Век Августа – золотой век римской поэзии. Особое значение для мировой культуры сыграли три великих римских поэта – Вергилий, Гораций, Овидий.

2.Серебряный век римской поэзии – до 476 г.:

а) до смерти императора Трояна (14 – 117 гг.)

б) позднейшая римская литература (117 – 476 гг.)

Памятники данного периода вошли в историю как «литература империи». В целом для них характерно влияние риторики, которое ощущается практически во всех жанровых формах. Лучший мастер нового стиля Сенека стремился возродить высокую греческую трагедию. Талантливый поэт Лукан создает поэму «Фарсалия», сюжетом которой явились трагические события гражданской войны между Цезарем и Помпеем. Она вошла в историю как «исторический эпос». В творчестве Тацита и Светония продолжает развиваться римская историография. Сатирическая направленность писателей, активно критикующих политику, быт, нравы и искусство новой эпохи нашла свое отражение в романах Петрония «Сатирикон», «Золотом осле» Апулея и сатирах Ювенала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: