Голованова С.А.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов бакалавриата Армавирской государственной педагогической академии по направлению подготовки 030600 – История. Курс «История России XVIII в» входит в профессиональный и предполагает формирование профессиональных знаний по вопросам политической, экономической, социальной истории России XVIII в.
Печатается в авторской редакции
УДК 94 (470.6-18)
ББК 63.3. (24)
@ Голованова С.А., 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………………… 5
II. Организационно-методический раздел………………………5
II. Содержание курса………………………………………………….9
III. Распределение часов курса по видам занятий………………….15
IV. Текущая и итоговая аттестация. Примерный
перечень вопросов к экзамену ………………………………...17
V. Организация самостоятельной работы………………………….23
VI. Форма итогового контроля……………………………………...26
VII. Учебно-методическое обеспечение. Рекомендуемый
библиографический список ……………………………………27
|
|
IX. Планы семинарских занятий и методические
рекомендации студентам………………………………………..31
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебный курс «История России XVIII в.» изучается на историческом факультете студентами 1 курса в 2 семестре. На лекционный материал отводится 54 часов, на семинарские занятия – 54 часа. Курс «История России XVIII в.» является одной из базовых учебных дисциплин в подготовке учителя истории. Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Учебный материал курса ориентирован на усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной исторической науке и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.
I. ОРГАНИЗАЦИОНННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – познакомить студентов с основными методологическими подходами изучения России XVIII в., категориальным аппаратом данного периода истории, раскрыть сущность основных проблем современной историографии, а также дать представление о специфике и закономерностях развития политической, социальной, экономической, внешнеполитической истории России XVIII в., особенностях русской культуры.
Курс «Истории России XVIII в.» решает и важные воспитательные задачи. Знание истории своего отечества формирует гражданские позиции, патриотизм, воспитывает интеллектуальную личность, с высокими нравственными качествами, способную к самосовершенствованию и самостоятельному научному познанию исторического прошлого.
|
|
Курс «История России XVIII в.» находится в тесной связи с дисциплинами общегуманитарного цикла – политологией, правоведением, философией, культурологией. Логика курса выстроена таким образом, что предполагает теснейшую связь с предметами исторического блока – «История России IX-XVII вв.», «История России второй половины XIX в.», «Историография».
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История России XVIII в.»:
а) общекультурные (ОК):
- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
- способностью определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (ОКВ-1);
- способностью анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (ОКВ-2);
- способностью характеризовать модели общественного развития (ОКВ-3);
- способностью ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (ОКВ-4).
б) профессиональными (ПК):
- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);
- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);
- готовностью применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (ПКВ-1);
- способностью использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (ПКВ-2);
- готовностью соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (ПКВ-4).
Студент, прослушавший курс истории России XVIII в., должен знать:первоисточники по проблемам политической, экономической, социальной и международной истории этого периода; историю изучения и основные историографические проблемы; периодизацию данного исторического периода; этническую, конфессиональную историю народов многонациональной России; историческую модернизацию государственного аппарата и местных органов управления; историю Русской Православной церкви и ее отношения с государством; становление сословного строя; крестьянский вопрос; исторические закономерности развития сельского хозяйства, промышленности и торговли; изменения в финансовой политике; международное положение России; социальные движения протеста; типологическое своеобразие развития русской культуры.
Студент должен уметь: комментировать и интерпретировать источники; проводить историографический анализ; владеть навыками исследовательской работы. В ходе изучения курса «История России XVIII в.» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
|
|
Важная роль в изучении курса «История России XVIII в.» принадлежит семинарским занятиям, в ходе которых студенты имеют возможность овладевать алгоритмами познавательной деятельности и демонстрировать свои творческие способности. Целью семинарских занятий является активизация обучения студентов, привития им навыков самостоятельной исследовательской и аналитической работы.
В процессе семинарских занятий необходимо:
- закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;
- организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;
- выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;
- развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями.