Последние песни» Н.А. Некрасова: принципы циклизации и поэтика

Цикл «Последние песни» с примыкающими к нему произведениями справедливо расценивается как «поэтическое завещание» Некрасова.

Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!…»

Особенной пронзительной нежностью, любовью к народу и собственным бессилием что-либо изменить наполнены предсмертные стихи, написанные очень больным человеком, но не о себе скорбит поэт. Он откровенен с собой и читателем, пытается «отчитаться» за все сделанное, «казнится», что мало успел, но это его самооценка, мы же поражаемся наследию, оставленному после его кончины. Кажется, невозможно такое «тянуть»: творчество самой высокой пробы и популярнейший литературный журнал, оставленный «в наследство Пушкиным». Прощальные стихи Некрасова - это сокровенный разговор поэта с народом, мудрое напутствие остающимся.

Может быть, эти стихи покажутся кому-то простыми, даже наивными, но вчитайтесь в их смысл - они полнятся великим чувством добра. Уходя, поэт пытается защитить обездоленных, призывая их на священную борьбу за справедливость.

Поэт прекрасно понимает, какую память должен оставить о себе. Трезво мыслящий человек, журналист, гражданин, он понимал, что народ запоминает только тех, кто, забыв о сиюминутной выгоде, своей корысти, будет трудиться на всеобщее благо, не надеясь на помощь окружающих, готовясь к одиночеству, трудностям, но в конечном итоге заслужит за свои труды доброе слово и память народную.

Очень часто, почти в каждом стихотворении звучит мотив смерти, скорой кончины. Это не способ вызвать к себе жалость, но отражение реальной жизни. Поэт тяжело болел, трудно и мучительно умирал, но и в таких обстоятельствах он не молчал, продолжал писать, наставляя остающихся. И с ужасом вдруг прозрев, что ничего не меняется в этом мире, лишь снова могилу люди, сменяясь новыми поколениями, начинающими свою жизнь как с чистого листа.

До боли знакомая ситуация; поражаешься актуальности поэзии Н. А. Некрасова, его гениальному и горькому предвидению в «период последних песен», как, впрочем, и в других его произведениях. Он лишь подтверждает «аксиому», что гений - всегда пророк.

Жизнь для свободы, а не для себя, исключительная самоотверженность, преданность революционной идее является основной чертой человека, составляющего идеал Некрасова. Поэтому он в своих произведениях воспевает таких выдающихся деятелей, лучших людей того времени, какБелинский, Добролюбов, Чернышевский, Шевченко.

Свои гражданские убеждения поэт всегда отстаивал с неугасаемой решительностью, невзирая на мнения критиков, которые оставались слепы к его мастерству и глубине выражаемых им идей. На их суждения он уверенно заявлял:

… мой судья - читатель-гражданин.

Лишь в суд его храню слепую веру…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: