1. Могут быть приведены, например, следующие суждения о сущности опричнины:
- опричная политика была направлена на усиление личной, неограниченной власти царя;
- опричная политика была направлена на подавление всякой оппозиции, ликвидацию любой самостоятельности и независимости в словах и действиях подчиненных.
2. Ученик может выбрать названную в задании или любую иную точку зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее apгументы, например:
А) При оценке опричнины как политики, направленной против бояр:
- годы боярского правления в период малолетства Ивана IV (борьба боярских группировок за власть пагубно отразил ась на будущем царе и восстановила его против бояр);
- ослабление центральной власти в годы боярского правления, борьба бояр за выгодные кормления, злоупотребление властью на местах;
- обличение царем бояр на первом Земском соборе в 1549 г. в злоупотреблениях и казнокрадстве.
Б) При оценке опричнины как политики, направленной на усиление личной власти царя:
- царь присвоил себе всю полноту власти, право распоряжаться жизнью и имуществом подданных в специально выделенном государевом уделе-опричнине;
- в дальнейшем право неограниченной власти царя было распространено и на земщину.
В) При оценке опричнины как политики, направленной на подавление всякой оппозиции:
- убийство митрополита Филиппа, осуждавшего террор;
- убийство Владимира Старицкого и ликвидация последнего удельного княжества;
- карательный поход на Новгород с целью истребления духа новгородской вольности.
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы, по меньшей мере, 2 общих оценки, альтернативных оценке, приведенной в задании (часть 1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 3 или более аргументов для ее обоснования (часть 2 содержания ответа) |
Названа 1 альтернативная оценка (часть 1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 2 или более аргументов для ее обоснования (часть 2 содержания ответа) | |
Альтернативные оценки не названы, но приведено 3 или более положений, свидетельствующих о том, что учащийся по суще- ству придерживается определенной точки зрения | |
Приведены отдельные несистематизированные положения, раскрывающие суть опричнины | |
Элементы ответа не названы или все названы неверно | О |
Максимальный балл |