Главенство экономики над политикой, получившее теоретическое обоснование в марксистской социологии, может опираться на другие модели, в частности на анализ рынка. С точки зрения Маркса, рынок является одновременно прогрессом по сравнению с докапиталистическими общественными формациями и условием развития цивилизации. Но он также воплощает сущность политики в буржуазном гражданском обществе, где свобода — это свобода продажи рабочей силы на свободном рынке, а равенство — это равенство между предпринимателем, который покупает рабочее время пролетария, и пролетарием, отчуждающим самого себя. Равенство ложное, свобода иллюзорная. И, напротив, рынок может выступать как лучшая или, по крайней мере, наименее плохая форма социальной организации, что ведет к тому, что политике отводится маргинальная роль — проблема, которую оживленно обсуждает либеральная политическая социология.
Но, прежде чем перейти к исследованию рынка и рассмотрению политики в качестве рынка, следует вернуться к изложенной в предыдущей главе гипотезе о примате средств разрушения над средствами производства, способа разрушения над способом производства.
СРЕДСТВА РАЗРУШЕНИЯ И СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
Сложный характер политических форм и экономическая роль, которую они могут играть в докапиталистических общественных формациях и в становлении капитализма, проиллюстрированы Энгельсом в его анализе положения в России в конце XIX в.