Из определений понятия «наука» следует, что важнейшим ее атрибутом является понятие «Знание»

Знание в широком философском смысле трактуется как проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека;

знание - совокупность понятий, законов, принципов, суждений, оно бывает эмпирическим - выведенным из опыта, практики и теоретическим - отражающим закономерные связи и отношения.

Существует и педагогический смысл понятия «знание», трактующий его как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. В этом педагогическом смысле можно образовать словосочетание «знание знаний», имея в виду факт усвоенности знаний в философском смысле.

Другими важными атрибутами науки являются ее категории «теория», «концепция», «идея», «метод».

Теория (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знаний (ФЭС);

теория - это детальное объяснение явления или комплекса таковых, которое позволяет сделать в пределах одного объекта множество открытий (Л. Клемент).

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления (ФЭС);

концепция - это мысленное абстрактное представление об объекте, изложенное в общем виде; предметно-абстрактные знания, выраженные через определения и образующие описание категорий (Л. Клемент).

Идея (от греч. idea, то, что видно) - мысль, получившая концептуальное оформление; определяющая мысль, представленная как наглядный, зримый образ, лежащий в основе теоретического построения.

Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания) -совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности; способ теоретического исследования и практического осуществления действия.

Наука возникла после философии и религии, поэтому она в определенной степени есть синтез двух этих предшествовавших ей отраслей культуры.

Сущностные признаки науки, представляющие собой антиномии:

1) единство нормативности и творчества (наука не рождается на пустом месте, для нее необходимы прежде всего определенный уровень образования, система знаний и умений);

2) статичность и динамичность;

3) универсальность и фрагментарность;

4) общезначимость и обезличенность;

5) систематичность и незавершенность;

6) преемственность и критичность;

7) достоверность и внеморальность;

8) рациональность и чувствительность;

9) оптимистическое прогнозирование и сомнение;

10) чувство удовлетворенности в целом и творческая

неудовлетворенность.

Такова диалектика, присущая науке.

Поясним некоторые черты этих диалектических пар:

- наука универсальна в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты;

- фрагментарна в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, и сама делится на отдельные дисциплины;

- общезначима в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык однозначный;

- обезличенна в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность никак не представлены в результатах научного познания;

- незавершена в том смысле, что она не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать;

- преемственна в том смысле, что новые знания определенным образом соотносятся со старыми;

- критична в том смысле, что она готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие положения и результаты;

- достоверна в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам;

- рациональна в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня;

- чувственна в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и других психических феноменов.

Известно, что наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: