Знание в широком философском смысле трактуется как проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека;
знание - совокупность понятий, законов, принципов, суждений, оно бывает эмпирическим - выведенным из опыта, практики и теоретическим - отражающим закономерные связи и отношения.
Существует и педагогический смысл понятия «знание», трактующий его как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. В этом педагогическом смысле можно образовать словосочетание «знание знаний», имея в виду факт усвоенности знаний в философском смысле.
Другими важными атрибутами науки являются ее категории «теория», «концепция», «идея», «метод».
Теория (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знаний (ФЭС);
теория - это детальное объяснение явления или комплекса таковых, которое позволяет сделать в пределах одного объекта множество открытий (Л. Клемент).
|
|
Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления (ФЭС);
концепция - это мысленное абстрактное представление об объекте, изложенное в общем виде; предметно-абстрактные знания, выраженные через определения и образующие описание категорий (Л. Клемент).
Идея (от греч. idea, то, что видно) - мысль, получившая концептуальное оформление; определяющая мысль, представленная как наглядный, зримый образ, лежащий в основе теоретического построения.
Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания) -совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности; способ теоретического исследования и практического осуществления действия.
Наука возникла после философии и религии, поэтому она в определенной степени есть синтез двух этих предшествовавших ей отраслей культуры.
Сущностные признаки науки, представляющие собой антиномии:
1) единство нормативности и творчества (наука не рождается на пустом месте, для нее необходимы прежде всего определенный уровень образования, система знаний и умений);
2) статичность и динамичность;
3) универсальность и фрагментарность;
4) общезначимость и обезличенность;
5) систематичность и незавершенность;
6) преемственность и критичность;
7) достоверность и внеморальность;
8) рациональность и чувствительность;
9) оптимистическое прогнозирование и сомнение;
10) чувство удовлетворенности в целом и творческая
неудовлетворенность.
Такова диалектика, присущая науке.
Поясним некоторые черты этих диалектических пар:
|
|
- наука универсальна в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты;
- фрагментарна в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, и сама делится на отдельные дисциплины;
- общезначима в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык однозначный;
- обезличенна в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность никак не представлены в результатах научного познания;
- незавершена в том смысле, что она не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать;
- преемственна в том смысле, что новые знания определенным образом соотносятся со старыми;
- критична в том смысле, что она готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие положения и результаты;
- достоверна в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам;
- рациональна в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня;
- чувственна в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и других психических феноменов.
Известно, что наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков.