Предисловие. Прежде чем вы начнете читать эту книгу, мне хо­телось бы подготовить вас к тому, что вас ждет



Прежде чем вы начнете читать эту книгу, мне хо­телось бы подготовить вас к тому, что вас ждет. Стиль изложения и форма, которые я намеренно выбрала, отличаются от тех, к которым вы, вероят­но, привыкли. Я опиралась на собственный пятна­дцатилетний преподавательский опыт: при подго­товке к занятиям мне приходится просматривать и использовать множество разных текстов.

Во-первых, мне ни разу не случалось при работе с каким-либо учебником использовать главы в по­рядке, предложенном автором, и поэтому при напи­сании этой книги я стремилась сделать каждую гла­ву автономной. Здесь нет переходов от одной главы к другой. В тех случаях, когда для понимания темы необходимо знать ранее изложенный материал, я отсылаю читателя к той главе, в которой он обсуж­дался. Это освобождает преподавателя от необхо­димости придерживаться предлагаемой мною по­следовательности (хотя я-то, конечно, считаю, что ничего лучше и придумать нельзя) и, более того, позволяет ему использовать только те главы учеб­ника, которые могут пригодиться для определенно­го курса.

Во-вторых, я старалась подавать материал в как можно более свободной форме. Я стараюсь писать так же, как говорю, когда провожу занятия со сту­дентами. Эта непринужденность ни в коей мере не означает, что я считаю обсуждаемый предмет неваж­ным или второстепенным. Мне просто кажется, что студенты лучше усваивают текст, который интерес­но читать, текст, не перегруженный профессиональ­ным жаргоном и свободный от наукообразия, более уместного в журнальной статье. Я рассказываю о сложных научных исследованиях обычным челове­ческим языком, и студенты зачастую даже не дога­дываются о том, что я цитирую им исследователь­ские материалы.

В-третьих, при написании данной книги я ис­пользовала три вида методических приемов. Каж­дая глава открывается небольшой зарисовкой, име­ющей отношение к определенному вопросу, обсуж­даемому в главе. Я предлагаю читателю сделать прогноз развития событий на основании уровня его знаний на данный момент. Позже, по ходу главы, я возвращаюсь к этой зарисовке и поясняю, каким мог бы быть прогноз «специалистов». Я сознатель­но не фиксирую внимание читателя на поиске «ре­шения»: мой метод состоит в том, чтобы побудить


его найти то место в главе, где он сможет проверить свой прогноз.

В каждой главе можно увидеть знак СТОП, озна­чающий, что я прошу читателя применить обсуж­даемое правило или идею к себе самому, членам других групп (гендерных или культуральных) или же просто поразмышлять о том, как соотносится представленная информация с его собственными наблюдениями. Эти СТОП-сигналы дают возмож­ность преподавателю сделать паузу, чтобы побудить студентов к обсуждению материала или дать им соответствующее задание.

И, наконец, печальный опыт знакомства с текста­ми, авторы которых начинают свое изложение с ка­кого-то примера, а затем пытаются привязать содер­жание главы к этому примеру, убедил меня в непри­емлемости такого пути. Эта вывернутая логика всегда меня настораживала. Поэтому, как уже гово­рилось, по ходу каждой главы я предоставляю чи­тателю возможность активного погружения в мате­риал, приводя случаи из жизни и побуждая соот­нести новые знания с собственным опытом.

Каждая глава завершается Приложением, назна­чение которого — проиллюстрировать как можно больше затронутых в главе вопросов. Тематика этих приложений может быть самой разной; некоторые из них с очевидностью не отвечают требованиям по-литкорректности и могут стать источником разно­гласий. Сказанное относится в особенности к при­ложениям о ролевом конфликте (Глава 1) и имми­грации (Глава 10). Но, уверяю вас, эти приложения, как и все остальные, основаны на тщательном изу­чении источников. Я сознательно привожу полити­чески непопулярные мнения по спорным вопросам. Ставя под сомнение предвзятые или общепринятые идеи и ценности, я побуждаю читателя к самостоя­тельному исследованию вопроса. Последнее, на мой взгляд, и отличает образованного, критически мыс­лящего человека.

И несколько слов в заключение. Относитесь к этой книге как к возможности приятно провести время. Не спешите дочитать ее до конца, дайте себе время подумать, обсудить спорные вопросы. Если вы не согласны с моим мнением — проведите соб­ственное исследование, чтобы опровергнуть мои доводы. Каждый из нас сталкивается в жизни с ре­алиями групповой динамики, и почему бы не взять на вооружение некоторые правила, чтобы успешно играть свою роль?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: