Модели и стадии группового развития


дни не совсем точно отражают состояние группы на данной стадии. Эта модель предлагает нам подумать о распаде группы, о чем во второй модели не упо­минается.

Так как модель Такмана и Йенсена лрактически полностью соответствует модели Коэна (Cohen, 1980), мы обсудим стадии, которые выделяют обе эти модели, параллельно. Хотя модель Коэна не рас­сматривает распад группы, первая стадия существо­вания группы подразделяется в ней на две подста-дии. Это сделано так, потому что между поведением в группе на данных двух стадиях есть существенные различия.

Коэн и др. также выделяют пять стадий: (1) член­ство, (2) разделение на подгруппы, (3) конфронта-, ция, (4) индивидуальная дифференциация и (5) со­трудничество. Эти модели соотносятся следующим образом:

Образование группы Членство

Смятение Разработка норм Действие Распад

Разделение на подгруппы

Конфронтация

Индивидуальная

дифференциация

Сотрудничество

Как вы видите, модель Коэна разделяет стадию
формирования группы на две подстадии. Это объяс­
няется тем, что качественные изменения, происхо­
дящие на полпути на стадии формирования, по Так-
ману и Йенсену, могут играть важную роль в диаг­
ностике прогресса в развитии определенной группы.
При этом в модели Коэна распад группы вообще не
подразумевается. Группа развивается до оптималь­
ного состояния и затем продолжает жить вечно. Так
не бывает. Все группы и любые отношения когда-
нибудь заканчиваются — хотя бы по причине смер­
ти участников. Таким образом, важно знать, каким
образом можно сделать распад группы настолько же
успешным и результативным, как и все остальные
стадии. •


В целевых группах изменения, связанные с раз­витием, протекают в определенной, достаточно предсказуемой последовательности. Существовало множество моделей, описывавших эти изменения (например, Tuckman & Jensen, 1977; Cohen, Fink, Gadon & Willits, 1980; Hare & Naveh, 1984; Wheelan, 1994). Хотя они и были во многом схожи, в каждой из этих моделей можно было найти свои тонкости, важные для понимания группового развития. Мы рассмотрим две теории и объединим их в единую интегрированную модель процесса группового раз­вития.

В первой модели мы изучим (Tuckman & Jensen, 1977) следующие пять стадий группового развития: (1) образование группы, (2) смятение, (3) разра­ботка норм, (4) действие и (5) распад (по-англий­ски эти названия зарифмованы, чтобы их было лег­че запомнить: forming, storming, riorming, performing, adjourning). К сожалению, названия некоторых ста-


Вспомните первый день в классе или на работе или ваше первое свидание. Что вы тогда чув­ствовали? Были ли вы уверены в себе? Нервни­чали? Волновались? Надеялись? Какое впечатление вы стремились произвести на окружающих? Хранили ли «не­возмутимость»? Почему? Поделитесь воспоминаниями с соучениками или членами вашей группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: