Заключение. Мне осталось лишь сказать, что эти сведения о факторах, способствующих укреплению и ослаблению веры

Мне осталось лишь сказать, что эти сведения о факторах, способствующих укреплению и ослаблению веры, я собрал из разных источников, чтобы пролить свет на истину и предостеречь моих уважаемых братьев. Я прошу Великодушного АЛЛАhа наделить нас праведностью и провести прямым путем! И в заключение еще раз воздадим хвалу АЛЛАhу, Господу миров, и помолимся за благословение и благополучие Его раба и посланника, пророка нашего Му х аммада, его семьи и всех его сподвижников!


Список использованной литературы

1. Священный Къур`ан

2. ‘Абдур-РАЗЗАКЪ, «Аль-Мусаннаф»

3. Абуль-Касим аль-Кушейри, «Ар-Рисаля аль-Кушейрийя»

4. Абу Давуд, «Ас-Сунан»

5. Ад-Дарими, «Ас-Сунан»

6. А з - З аhаби, «Сийар А’лям ан-Нубаля»

7. Аль-Аббад ‘Абдуль-МУ Х СИН, «’Ишруна х ади с ан мин Са х и х аль-Бухари»

8. Аль-Аджири, «Ахлякъ Хамалят аль-Къур`ан»

9. Аль-Альбани, «Са х и х аль-Джами’ ас-Сагъыр»

10. Аль-Альбани, «Са х и х ат-Тирми з и»

11. Аль-Альбани, «Сильсилят аль-А х ади с ас-Са х и х а»

12. Аль-Альбани, «Хутбат аль-Хаджа»

13. Аль-Асбахани Абу аш-Шейх, «Аль-Азама»

14. Аль-Багъави, «Ат-Тафсир»

15. Аль-Багъдади, «Иктида аль-Илм аль-Амал»

16. Аль-Бейhакъи, «Шиаб аль-Иман»

17. Аль-Макъдиси Абу Му х аммад, «Замм аль-Васвас»

18. Аль-Марвази, «Мухтасар Къийам аль-Лейля»

19. Аль-Мунзири, «Ат-Таргъыб ват-Тархиб»

20. Аль-Мутанабби, «Ад-Диван»

21. Аль-Фейрузабади, «Басаир Зави ат-Тамйиз»

22. Аль-Хаттаби Абу Сулейман, «Аль-Узля»

23. Ан-Навави, «Шар х Са х и х Муслим»

24. Ат-Табарани, «Аль-Муджам аль-Кабир»

25. Ат-Табари, «Ат-Тафсир»

26. Ат-Талиби, «Ара Абу Бакр бин аль-Араби аль-Калямийя»

27. Ат-Тирми з и, «Ас-Сунан»

28. Аш-Шатыби, «Аль-Мувафакат»

29. Ибн ‘Абдуль-БАРР, «Бахджат аль-Джалисин»

30. Ибн аль-Араби, «Аль-Авасим мин аль-Кавасим»

31. Ибн аль-Джаузи, «Сайд аль-Хатыр»

32. Ибн аль-Джаузи, «Тальбис Иблис»

33. Ибнуль-Къаййим, «Аль-Вабиль ас-Саййиб»

34. Ибнуль-Къаййим, «Аль-Джаваб аль-Кафи»

35. Ибнуль-Къаййим, «Аль-Кафийа аш-Шафийа»

36. Ибнуль-Къаййим, «Аль-Фаваид»

37. Ибнуль-Къаййим, «Ат-Тибьян фи Аксам аль-Къур`ан»

38. Ибнуль-Къаййим, «Бадаи аль-Фаваид»

39. Ибнуль-Къаййим, «Задуль-Ма’ад»

40. Ибнуль-Къаййим, «Игъасат аль-Ляхфан мин Макайид аль-Ляхфан»

41. Ибнуль-Къаййим, «Китаб ар-Рух»

42. Ибнуль-Къаййим, «Мадаридж ас-Саликин»

43. Ибнуль-Къаййим, «Мифтах Дар ас-Саада»

44. Ибнуль-Къаййим, «Шифа аль-Алиль»

45. Ибн аль-Мубарак, «А з - З уhд»

46. Ибн Асакир, «Замм ман ля Йа’маль би ‘Ильмиh»

47. Ибн Батта, «Аль-Ибана»

48. Ибн Ка с ир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым»

49. Ибн Маджаh, «Ас-Сунан»

50. Ибн Раджаб, «Джами аль-‘Улюм валь- Х икам»

51. Ибн Раджаб, «Зейл Табакъат аль-Ханабиля»

52. Ибн Раджаб, «Фадль ‘Ильм ас-Саляф ‘аля ‘Ильм аль-Халяф»

53. Ибн Саади, «Ар-Рийад ан-Надира»

54. Ибн Саади, «Ат-Таудих валь-Байан ли Шаджарат аль-Иман»

55. Ибн Саади, «Ат-Тафсир» ва «Хулясат ат-Тафсир»

56. Ибн Теймийя, «Аль-Истикъама»

57. Ибн Теймийя, «Аль-‘Убудийя»

58. Ибн Теймийя, «Дар ат-Тааруд»

59. Ибн Теймийя, «Маджму’ аль-Фатава»

60. Ибн ‘Усеймин, «Фатх Рабб аль-Барийя»

61. Ибн Х аджар, «Фат х уль-Бари»

62. Ибн Х анбаль, «Аль-Муснад»

63. Ибн Х иббан, «Ас-Са х и х»

64. Му х аммад Рашид Рида, «Мухтасар Тафсир аль-Манар»


[1] - «Ат-Таудих валь-Байан ли Шаджаратуль-Иман» (стр. 38).

[2] - Она была издана ограниченным тиражом.

[3] «Фадль ‘Ильмус-Саляф ‘аля ‘Ильмуль-Халяф» (стр. 45).

[4] - «Фат х уль-Бари» (1/164, 6/217, 12/293), «Са х и х Муслим» (3/1524).

[5] - «Муснад А х мад» (5/196), «Сунан Абу Давуд» (3/317), «Сунан ат-Тирми з и» (5/49), «Сунан Ибн Маджаh» (1/81), «Сунан ад-Дарими» (1/81), «Са х и х Ибн Х иббан» (1/152, «Аль-И х сан»). Аль-Альбани назвал х ади с достоверным в книге «Са х и х аль-Джами’ус-Сагъыр» (5/302). Подробное толкование этого х ади с а приводится у Ибн Раджаба.

[6] - «Сунан ат-Тирми з и» (5/50), «Ат-Таргъыб ват-Тархиб» (1/101). Ат-Тирми з и назвал х ади с хорошим достоверным, а аль-Альбани – достоверным в книге «Са х и х ат-Тирми з и» (2/343).

[7] - «Ахлякъуль-’Уляма» (стр. 13-14).

[8] См. книгу имама аш-Шатыби «Аль-Мувафакат».

[9] - См. книгу Хатыба аль-Багъдади «Иктида аль-’Ильмуль-‘Амаль» и книгу х афи з а Ибн Асакира «Замм ман ля Йа’маль би ‘Ильмиh». Обе книги опубликованы на арабском языке.

[10] - Имеется в виду шейх-уль-ислям А х мад бин ‘Абдуль- Х АЛИМ Ибн Теймийя. ­– Прим. пер.

[11] - Эти слова принадлежат аль- Х асану аль-Басри, да смилостивится над ним АЛЛАh. Их передал ад-Дарими (1/102) и другие х ади с оведы. Шейх-уль-ислям тоже процитировал их в своих фетвах (7/23) со слов аль- Х асана аль-Басри.

[12] - «Дарут-Тааруд» (7/453-544).

[13] - «Мифта х Дар ас-Саада» (стр. 89).

[14] - «Аль-Фаваид» (стр. 162).

[15] - См. «Аль-Фаваид» (стр. 58-60).

[16] - «Ахлякъ Хамалят аль-Къур`ан» (стр. 10).

[17] - «Мифта х Дар ас-Саада» (стр. 204).

[18] - «Мухтасар Тафсируль-Манар» (3/170).

[19] - «Ат-Таудих валь-Байан ли Шаджаратуль-Иман» (стр. 27).

[20] - «Са х и х Муслим» (1/559).

[21] - Там же (1/203).

[22] - «А з - З уhд» (стр. 272), «Ахлякъ Хамалят аль-Къур`ан» (стр. 73), «Мухтасар Къиямуль-Лейля» (стр. 77), «Тафсир аль-Багъави» (3/133).

[23] - «Аль-Мусаннаф» (3/363), «А з - З уhд» (стр. 274), «Ахлякъ Хамалятуль-Къур`ан» (стр. 41), «Мухтасар Къиямуль-Лейля» (стр. 76)

[24] - «Аль-Авасим миналь-Кавасим» (6/486, из книги «Ара Абу Бакр бин аль-Араби аль-Калямийя»).

[25] - «Аль-Фаваид» (стр. 5). См. «Маджму’ аль-Фатава» (16/48-51, 7/236-237).

[26] - «Мифта х Дар ас-Саада» (стр. 204).

[27] - См. «Тафсир Ибн Саади» (1/24-26), «Хулясат Тафсир Ибн Саади» (стр. 15).

[28] - «Мифта х Дар ас-Саада» (стр. 424-425). См. «Аль-Фаваид» (стр. 128-131), где этот вопрос освещен более подробно.

[29] - Калям – крупное направление в мусульманском богословии, представленное целым рядом сект и течений, наиболее распространенными среди которых в настоящее время являются аш’ариты и матуридиты. Все течения каляма объединяет то, что их последователи ставят человеческий разум превыше очевидного смысла священных текстов Къур`ана и Сунны, и если их очевидный смысл не совпадает с провозглашенными ими догмами, то они прибегают к их рационалистическому толкованию, что получило название «та`виль». – Прим. пер.

[30] - «Фат х уль-Бари» (5/354, 11/214, 12/377), «Са х и х Муслим» (4/2063).

[31] - «Фат х уль-Бари» (11/226). Эти слова принадлежат аль-Асыли.

[32] - Там же (11/226).

[33] - «Бадаиль-Фаваид» (1/164).

[34] - «Ат-Таудих валь-Байан ли Шаджарат аль-Иман» (стр. 26).

[35] - «Тафсир ат-Табари» (13/132).

[36] - «Тафсир аль-Къур`ануль-А з ым» (3/553).

[37] - «Ар-Рисаля аль-Кушейрийя» (стр. 141). Эти слова принадлежат Абу ‘АбдуЛЛАhу А х маду бин Асиму аль-Антаки. Его биографию можно найти в книге «Сийар Алам ан-Нубала» (11/409).

[38] - «Аль-Кафийа аш-Шафийа» (стр. 3-4).

[39] - См. «Мифта х Дар ас-Саада» (стр. 202).

[40] - Имеются в виду последователи каляма. – Прим. пер.

[41] - «Мадариджус-Саликин» (1/125).

[42] - Там же (1/124-125). См. также «Мадариджус-Саликин» (3/252-253), «Аль-Вабилюс-Саййиб» (125-129).

[43] - Эти слова принадлежат арабскому поэту аль-Мутанабби, который сказал: «Тот, кто унижен, легко переносит унижение, ведь нанесение раны мертвому не причиняет боли». Это – бейт из его къасыды, посвященной Абуль-Хусейну ‘Али бин А х маду аль-Мурри. См. «Диван аль-Мутанабби» (стр. 164, бейрутское издание).

[44] - «Задуль-Маад» (1/69-70).

[45] - «Сайдуль-Хатыр» (стр. 66).

[46] - «Фат х уль-Бари» (6/566), «Са х и х Муслим» (4/1813).

[47] - «Фат х уль-Бари» (10/456), «Са х и х Муслим» (4/1805).

[48] - «Фат х уль-Бари» (6/95), «Са х и х Муслим» (4/1802).

[49] - «Са х и х Муслим» (3/1692).

[50] - «Фат х уль-Бари» (10/456), «Са х и х Муслим» (4/1810).

[51] - «Фат х уль-Бари» (6/566), «Са х и х Муслим» (4/1809).

[52] - «Фат х уль-Бари» (1/23), «Са х и х Муслим» (1/141).

[53] - «Мифта х Дар ас-Саада» (стр. 340). См. также стр. 323.

[54] - См. «Ат-Таудих валь-Байан» (стр. 29-30).

[55] - См. «Ат-Таудих валь-Байан» (стр. 32-33).

[56] - «Мифта х Дар ас-Саада» (стр. 324). См. также стр. 328 и далее.

[57] - Там же (стр. 340-341).

[58] - «Фат х уль-Бари» (1/60), «Са х и х Муслим» (1/66).

[59] - «’Ишруна х ади с ан мин Са х и х аль-Бухари» (стр. 168).

[60] - «Са х и х Муслим» (4/1964). В «ас-Са х и х ах» аль-Бухари и Муслима также приводится х ади с ‘Имрана бин Х усайна, в котором говорится: «Лучшим среди моих последователей будет мое поколение, а затем – те, которые придут вслед за ними…». См. «Фат х уль-Бари» (7/3), «Са х и х Муслим» (4/1964).

[61] - Имеется в виду погонщик верблюдов, подгоняющий их своим пением. – Прим. пер.

[62] - «Аль-‘Убудийя» (стр. 94).

[63] - См. «Мифта х Дар ас-Саада» (стр. 205-226), «Ат-Тибьян фи Аксам аль-Къур`ан» (стр. 295 и дальше), «Шифа аль-Алиль» (стр. 66 и дальше). См. также «Аль-Азама» (1/209 и дальше до конца первого тома).

[64] - «Зейл Табакъат аль- Х анабиля» (1/307). Эти слова принадлежат ‘У с ману бин Марзуку аль-Къураши.

[65] - «Мифта х Дар ас-Саада» (стр. 204).

[66] - «Ат-Таудих валь-Байан» (стр. 31). См. также «Ар-Рийад ан-Надира» (стр. 258-280).

[67] - «Маджму’уль-Фатава» (10/6).

[68] - «Фат х уль-Бари» (1/126), «Са х и х Муслим» (3/1220).

[69] - См. «Джами’уль-’Улюм валь- Х икам» (стр. 71).

[70] - «Маджму’уль-Фатава» (7/187).

[71] - «Джами’уль-’Улюм валь- Х икам» (стр. 71). См. также «аль-Вабиль ас-Саййиб» (стр. 12).

[72] - «Сунан Абу Давуд» (4/220), «аль-Муджам аль-Кабир» (7737), «аль-Ибана» (2/658). Аль-Альбани назвал х ади с достоверным. См. «Сильсилятуль-А х ади с ас-Са х и х а» (1/657).

[73] - «Джами’уль-’Улюм ва аль-Хикам» (стр. 72).

[74] - См. «Аль-Фаваид» (стр. 310-311).

[75] - «Мадаридж ас-Саликин» (3/250-252).

[76] - «Ат-Таудих валь-Байан» (стр. 32).

[77] - См. «Аль-Вабиль ас-Саййиб» (стр. 84 и дальше).

[78] - «Са х и х Муслим» (4/2062).

[79] - «Муснад А х мад» (5/195), «Сунан Ибн Маджаh» (2/1245), «Сунан ат-Тирми з и» (5/459), ат-Табарани в книге «ад-Ду’а» (3/1636), «Мустадрак аль- Х аким» (1/496), Абу Нуейм в книге «Хильят аль-Аулийа» (2/12), аль-Багъави в книге «Шархус-Сунна» (5/15). Аль-Мунзири в книге «ат-Таргъыб ват-Тархиб» (2/395) привел несколько цепочек рассказчиков этого х ади с а, восходящих к Пророку, . Аль- Х аким же сказал: «Цепочка рассказчиков этого х ади с а достоверна, хотя аль-Бухари и Муслим не передали его», и с этим согласился а з - З аhаби. Ибн ‘Абдуль-БАРР в «ат-Тамхиде» (5/57) сказал: «Целостные версии этого х ади с а хорошие». Аль-Багъави и аль-Мунзири также назвали его хорошим.

[80] - «Мусаннаф Ибн Абу Шейба» (10/103, 13/457), «Сунан ат-Тирми з и» (5/458), «Сунан Ибн Маджаh» (2/1246), «Мустадрак аль- Х аким» (1/459). Ат-Тирми з и назвал х ади с хорошим, но малоизвестным. Аль- Х аким сказал: «Цепочка рассказчиков этого х ади с а достоверна, хотя аль-Бухари и Муслим не передали его», и с этим согласился а з - З аhаби. Аль-Альбани тоже назвал ее достоверной в комментариях к книге «аль-Калим ат-Таййиб» (стр. 25).

[81] - «Фат х уль-Бари» (13/384), «Са х и х Муслим» (4/2061).

[82] - «Аль-Вабиль ас-Саййиб» (стр. 166-167). См. также стр. 87.

[83] - «Са х и х Муслим» (1/203).

[84] - «Муснад А х мад» (3/135), Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннафе» (11/11) и «аль-Имане» (стр. 5), «Са х и х Ибн Х иббан» (1/208, «аль-И х сан»), аль-Багъави в книге «Шар х ус-Сунна» (1/75). Аль-Багъави назвал х ади с хорошим, а аль-Альбани – достоверным в комментариях к книге «аль-Иман» Ибн Абу Шейбы.

[85] - «Ат-Таудих ва аль-Байан» (стр. 34-36 с небольшими изменениями).

[86] - «Маджму’уль-Фатава» (27/172).

[87] - «Фат х Рабб аль-Барийя» (стр. 65).

[88] - «Маджму’уль-Фатава» (7/650).

[89] - См. «Ат-Таудих валь-Байан» (стр. 36-37).

[90] - См. «Маджму’уль-Фатава» (28/137).

[91] - «Ат-Таудих валь-Байан» (стр. 37).

[92] - «Фат х уль-Бари» (8/93), «Са х и х Муслим» (3/1475).

[93] - «Тальбис Иблис» (стр. 4). См. также «Маджму’уль-Фатава» (10/103 и дальше).

[94] - «Фат х Рабб аль-Барийя» (стр. 66).

[95] - «Тафсир ат-Табари» (15/211, 212).

[96] - «Игъасатуль-Ляхфан» (1/65).

[97] - «Тафсир ат-Табари» (15/212-213).

[98] - «Игъасатуль-Ляхфан» (1/65). См. также «ат-Тибьян фи Аксам аль-Къур`ан» (стр. 21).

[99] - «Игъасатуль-Ляхфан» (2/133).

[100] - «Тафсир Ибн Саади» (2/39).

[101] - См. «Тафсир ат-Табари» (3/229, 5/209), «Тафсир аль-Багъави» (1/407), «Маджму’уль-Фатава» (7/22), «Тафсир Ибн Ка с ир» (1/463).

[102] - «Басаир Зави ат-Тамйиз» (4/140).

[103] - Там же (5/49).

[104] - «Са х и х Муслим» (1/116).

[105] - «Игъасатуль-Ляхфан» (2/142).

[106] - «Са х и х Муслим» (1/209).

[107] - «Фат х уль-Бари» (10/405), «Са х и х Муслим» (1/91).

[108] - «Фат х уль-Бари» (12/187), «Са х и х Муслим» (1/91).

[109] - См. «Аль-Джаваб аль-Кафи» (стр. 147), «Маджму’уль-Фатава» (13/83).

[110] - «Игъасатуль-Ляхфан» (2/143-144, с сокращениями). См. «Шиаб аль-Иман» (2/78 и дальше).

[111] - Передают, что Сальман рассказывал, что слышал, как посланник АЛЛАhа, (мир ему и благословение АЛЛАhа), сказал: «С тремя людьми АЛЛАh не заговорит и не очистит их, и постигнет их мучительное наказание. Это – седой развратный старикашка, заносчивый бедняк и человек, сделавший АЛЛАhа предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись АЛЛАhом, и не продает ничего, не поклявшись АЛЛАhом». Этот х ади с передал ат-Табарани в «аль-Муджам аль-Кабире» (2/301), аль-Бейhакъи в «Шиаб аль-Имане» (4/220). Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (4/78) назвал его рассказчиков рассказчиками х ади с ов, вошедших в «ас-Са х и х». Аль-Альбани же назвал его достоверным. См. «Са х и х аль-Джами’ус-Сагъыр» (3/74).

[112] - «Фат х Рабб аль-Барийя» (стр. 65).

[113] - «Аль-Фаваид» (стр. 67). См. «Аль-Джаваб аль-Кафи» (стр. 46 и дальше).

[114] - «Сунан Абу Давуд» (2/238), «Сунан ан-Насаи» (3/105) и другие. См. также статью шейха аль-Альбани «Хутбат аль-Хаджа», в которой собраны различные версии х ади с ов, повествующих об этой проповеди.

[115] - «Китаб ар-Рух» (стр. 226).

[116] - «Аль-Вабиль ас-Саййиб» (стр. 27).

[117] - «Аль-Джаваб аль-Кафи» (стр. 184-185).

[118] - «Игъасатуль-Ляхфан» (1/97-100).

[119] - Там же (1/103).

[120] - «Тальбис Иблис» (стр. 23).

[121] - «Замм аль-Васвас» (стр. 46). См. также предисловие Ибн аль-Къаййима к его сочинению «Игъасатуль-Ляхфан» (1/10).

[122] - «Аль-Фаваид» (стр. 309).

[123] - «Ат-Тибьян фи Аксам аль-Къур`ан» (стр. 419).

[124] - «Аль-Фаваид» (стр. 180).

[125] - «Фат х уль-Бари» (6/258, 7/320), «Са х и х Муслим» (4/2274).

[126] - «Фат х уль-Бари» (11/243), «Са х и х Муслим» (4/2274).

[127] - См. «Сайд аль-Хатыр» (стр. 25 и дальше). В этой книге имам Ибнуль-Джаузи разъяснил, какие из мирских благ заслуживают порицания, а какие – нет, потому что земные блага, в принципе, не являются чем-то дурным. Более того, АЛЛАh неоднократно подчеркивал пользу земных благ в Священном Къур`ане. Порицания же заслуживают поступки невежественных людей, ослушание, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Всевышнего АЛЛАhа.

[128] - «Сунан Абу Давуд» (13/179, «Аун аль-Маабуд»), «Сунан ат-Тирми з и» (4/589), «Муснад А х мад» (2/303), «Мустадрак аль- Х аким» (4/171), «Шар х ус-Сунна» (13/70). Хороший х ади с.

[129] - «Бахджат аль-Джалисин» (2/751).

[130] - «Аль-Узла» (стр. 56).

[131] - «Аль-Истикъама» (2/255).

[132] - «Аль-Узла» (стр. 62).

[133] - См. «Аль-Узла» (стр. 56 и дальше), «Аль-Ибана» (2/431 и дальше) и др.

[134] - «Аль-Узла» (стр. 59), «Аль-Ибана» (2/439).

[135] - «Аль-Ибана» (2/440).

[136] - Там же (2/439).

[137] - Там же (2/452).

[138] - Там же (2/476).

[139] - Там же (2/480).

[140] - Там же (2/481).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: