Межличностные конфликты охватывают все сферы человеческих отношений. В таблице представлены основные сферы межличностных конфликтов.
Сферы межличностных конфликтов.
№ | Сфера проявления | Типы конфликтов | Причины |
1. | Коллектив (организация) | Руководитель-подчиненный. Между сотрудниками одного ранга. Служебные. Неслужебные. | Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т.д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; Социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка). |
2. | Семья | Супружеские конфликты. Родители-дети. Супруги-родственники. | Ограничение свободы, активности и действий; Девиантное поведение одного или нескольких членов семьи -совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.(пьянство, разгульный образ жизни); Наличие противоположных интересов; Сексуальная дисгармония; Материальные проблемы; Индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи. |
3. | Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т.п.) | Гражданин-общество. Гражданин-чиновник и т.д. | Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура. |
В основе большинства как межличностных, так и других социальных конфликтов, лежит распространенный стереотип, согласно которому любая ситуация столкновения интересов представляет собой, так называемую, игру с нулевой суммой, в которой размер выигрыша равен размеру проигрыша. То есть собственные интересы могут быть удовлетворены лишь в той степени, в которой оказываются ущемленными интересы противоположной стороны. Наиболее очевидным примером такого рода являются спортивные игры где победители выигрывают ровно с тем счетом, с которым поигрывают побежденные.
|
|
Межличностные конфликты могут протекать в форме:
соперничества - стремление человека к соревнованию (конкуренции) с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
спора- это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.
дискуссии- (от латинского - рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
|
|
Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.
1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр причин: общих (В обществе, на предприятии, психологический климат) и частных, объективных (Не зависящие от человека, как принято) и субъективных.(зависящие от человека, как я думаю).
3. Межличностные конфликты для конфликтующих сторон являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей:
А). Способности;
Б).Темперамент- индивидуальные особенности, которые характеризуют эмоциональную сторону поведения человека; его особенности, как правило, являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.
Холерик
сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник
также сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик
сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
Меланхолик
слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций.
Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика -- в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, иногда подводящих к экстремали: врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на «острие иглы»), летчик-истребитель (явная опасность для жизни). Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, или же по-современному, управленец персоналом, политик, менеджер по туризму, где действия работников не всегда строго регламентированы.
Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность.
Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Люди с таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.
|
|
В). Характер - система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.
Г). Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения, которое связанно с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Д). Эмоции- своеобразное выражение отношения человека к предметам и явлениям окружающего мира в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного характера.
4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.(работа, внешность, личные отношения, дружба).
4. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
Существует классификация конфликтов по возможным последствиям на конструктивные и деструктивные. Обычно обе эти стороны конфликта сосуществуют друг с другом, но возможно попытаться определить, какая из сторон преобладает.
конструктивные последствия межличностных конфликтов:
-прояснение взаимоотношений между людьми;
-нахождение способов улучшения взаимоотношений;
-создание общности людей, причастных к решению проблемы;
-расширение сферы сотрудничества на другие области;
-ускорение процесса самоосознания.
деструктивные последствия конфликта проявляются в случае, если столкновение выходит за пределы предмета и содержания конфликта (из рационального) в плоскость личностно-эмоциональную:
-призрачность выигрыша; (непонятно, что ожидает в конце конфликта)
-снижение самооценки проигравшей стороны;
-напряженные послеконфликтные отношения;
-отрицательное влияние на здоровье
Причины межличностных конфликтов.
во-первых, из-за ценностной и целевой «несовместимости» участников общения.
Если один партнер ориентируется на материальные ценности, а другой - на духовные, или если оба ориентированы на одни и те же материальные ценности (это так называемый конфликт ресурсов), то причина конфликта, можно сказать, уже существует.
|
|
Если один, к примеру, стоит на защите позиции принципиального ненасилие и добра, а другой постоянно и беспринципно выступает за выгодные компромиссы.
Один партнер ориентирован в своем поведении, в своем общении на ценность долга, а другой на ценность удовольствия и т.д.
Во-вторых, конфликты в общении возникают из-за дисгармонии потребностей, мотивов, психических и моральных качеств(эгоистичность, нетерпимость, жестокость, высокомерность, снобизм, лживость, бестактность, наглость и др), антипатии, «несходства характеров», психологических (истеричность, несдержанность, агрессивность, неуравновешенность и др.) и национальных предрассудков.
В-третьих, возможно возникновение конфликтов из-за несоответствия стиля, манеры, этических норм и правил общения (вследствие разного воспитания и других особенностей человека у него формируются определенные стереотипы общения, которые рано или поздно приводят к формированию явных противоречий и, возможно, конфликтов).
Не только несовпадение ценностных ориентацией, может быть причиной конфликта, конфликты могут возникать и при одинаковых ценностных ориентациях, но понимание не устанавливается.
Много конфликтов совершились только из-за неверного толкования тех или иных поступков, слов, фраз, высказываний.
Часто человек просто не может адекватно выразить свои намерения, мотивы, ценности, цели, пристрастия: ему или не хватает культуры общения или он не считает нужным придавать этому большое значение. Бывает и наоборот, человек принципиально не может (или ему просто «не дано») понять своего собеседника, несмотря на все старания последнего.