Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешним.
Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения – такие способы, приемы и средства общения, которые обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (принятие) партнеров по общению. (о них позже либо на самостоятельное изучение – доклады.)
- Визуализация – представить себя делающим или говорящим что-либо.
- «Заземление» - представляете гнев, как пучок отрицательной энергии, затем эта энергия опускается в вас и уходит в землю.
- Проецирование – свой гнев проецируете на некий воображаемый экран, затем из воображаемой пушки расстреливаете его.
- Очищение энергетического поля или ауры вокруг себя. Сделать несколько движений руками, представляя, что вы очищаете энергетическую оболочку. Почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение и отрицательные эмоции.
Все эти приемы, скорее отвлекающие от конфликта маневры.
Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя.
Управление межличностными конфликтами.
№ | Этап управления | Основное содержание |
1. | Прогнозирование конфликта | Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника). |
2. | Предупреждение конфликта | На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации (см. табл. Ниже); Педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; Административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены, в крайнем случае увольнение. |
3. | Регулирование конфликта | Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; Напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; Использовать все технологии – информационные (исключение ложной, искаженной информации, устранение слухов); социально-психологические (работа с неформальными лидерами, снижение социальной напряженности); организационные (решение кадровых вопросов, использование методов поощрения и наказания) и др. О них в теме по общим технологиям регулирования конфликтами.; Ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других участников. |
4. | Разрешение конфликта | Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический. |
Причины и факторы межличностных конфликтов.
№ | Тип факторов и их основное содержание | Формы проявления |
1. | Информационные факторы - неприемлемость информации для одной из сторон | Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты. |
2. | Поведенческие факторы – неуместность, грубость, бестактность и т.п. | Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений. |
3. | Факторы отношений-неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. | Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности. |
4. | Ценностные факторы – противоположность принципов поведения. | Верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представление о добре и зле, справедливости и несправедливости). |
5. | Структурные факторы-относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению. | Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т.п.; социальная принадлежность. |