Функции управления производством многообразны и затрагивают все его стороны.
Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.
Функция организации имеет отношение к организации работ по реализации каждой функции управления. Применительно к производственному подразделению предприятия или отдельному цеху функция организации в первую очередь отражает структуру управляемой и управляющей систем, обеспечивающих процесс производства продукции и целенаправленное воздействие на коллектив людей, реализующих этот процесс.
На действующем предприятии совершенствование организации производства сопровождается совершенствованием системы управления.
Организация управления – это совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев управляющей системы и ее взаимосвязи с управляемым объектом и другими управляющими системами во времени и пространстве.
|
|
Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий, заделов деталей и др.) служат основой планирования, определяют продолжительность и порядок движения предметов труда в процессе производства.
Вместе с тем на предприятиях и цехах создаются и действуют нормативы, определяющие технический уровень выпускаемой продукции (стандарты и технические условия), нормативные документы, характеризующие права и обязанности различных звеньев управления, формирующие правила поведения системы в целом (инструкции, методики), и др. В этом понимании нормирование относится к функции организации системы.
Функции организации и нормирования имеют двойственный характер. Так, функция организации характеризует создание (совершенствование) системы управления, а на стадии организации работы реализуется при непосредственном управлении производством. Функция нормирования реализуется с помощью нормативных документов, инструкций при создании системы, а разработанные календарно-плановые нормативы используются при планировании производственной деятельности.
Функция планирования занимает центральное место среди всех функций управления, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Она предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.
|
|
Разрабатываемые на основе календарно-плановых нормативов движения производства программы выпуска деталей и изделий предусматривают наиболее полное использование передовой техники и технологии, производственной мощности предприятия, материальных и моральных стимулов повышения производительности труда.
Функция координации позволяет добиться согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия и цехов, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.
Функция мотивации оказывает влияние на коллектив цеха в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и личных поощрительных мер и т.д. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления производством.
Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе информации о ходе выполнения плановых заданий (данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета), выявления отклонений от установленных показателей работы (контроля исполнения заданий) и анализа причин отклонений.
Функция регулирования непосредственно смыкается с функциями координации и контроля. В ходе производства разработанные программы подвергаются воздействию со стороны внутренней и внешней среды, в результате чего возникают нарушения в процессе выполнения заданий. Функция регулирования воздействует на коллектив людей занятых в производстве, посредством принятия оперативных мер по предотвращению и, если это не удается, то по устранению выявленных отклонений и перебоев в ходе производства. Одновременно происходит координация текущей работы взаимосвязанных звеньев производства для поддержания его ритмичности.
Разработка продукта и выбора процесса производства.
Необходимость разрабатывать новую продукцию и быстро выводить ее на рынок сбыта - это задача, с которой сталкиваются производители в любой отрасли промышленности, от производителей компьютерных чипов к компаниям, торгующих картофельными чипсами Заказчикам фирм, производящих чипы, например компаниям по выпуску компьютерной техники, для их производства, постоянно развивается, требуются все более и более мощные и полупроводники Производителям продуктов питания, чтобы сохранять или увеличивать свою долю в обороте розничного рынка, приходится делать все возможное, чтобы постоянно предлагать своим потребителям вкусный и новинки
Для удовлетворения требований рынка фирма должна рассмотреть и оценить относительный вес следующих критериев проектирования изделия | 27 |:
1 Стоимость
2 Экономичность эксплуатации
3 Качество, в тч прочность, срок службы, надежность в эксплуатации
4 Мощность
5 Требования к обслуживанию, его простота
6 Универсальность использования
7 Безопасность эксплуатации
8 элементов роскоши и т.д.
Передовые компании осознавали, что проблема не в самой технологии, а в управлении технической политикой Руководство этих компаний понятно, что не следует делать выбор: технология или маркетинг Необходимо с удовлетворять запросы потребителей, получая преимущества в конкурентной борьбе на основе новых и эффективных технологий.
|
|
Вопрос 2. Операционный менеджмент: понятие, содержание, цели, задачи и функции.
Ответ:
Операционный менеджмент – это целенаправленная деятельность по управлению процессом приобретения необходимых ресурсов, их преобразования в готовый продукт и доставка потребителю.
Операционный менеджмент содержит в своей основе операции:
• Планирования;
• Организации;
• Управления организацией.
Целью операционного менеджмента является формирование эффективной системы управления операциями в производстве. Он направлен на построение управляемых систем, которые обеспечивают выполнение необходимых действий и процедур для получения коммерческого деятельности предприятия. Объединение основных факторов и аспектов деятельности предприятия – финансовых, организационных, рыночных, технологических – требует, чтобы этот процесс осуществлялся на основе рационального управления операциями.
Предметом операционного менеджмента является закономерности планирования, создания и эффективного использования операционной системы организации.
В операционном менеджменте под эффективностью следует понимать определенную степень достижения поставленных целей.
Главная цель предприятия – получение прибыли в долгосрочном периоде.
Центральная задача предприятия – полное и своевременное удовлетворение потребностей потребителя.
Основной принцип количественной оценки эффективности состоит в сравнении результатов проведения операции и затрат на ее осуществление.
Эффективность может быть охарактеризована величиной ожидаемого полезного эффекта, вероятностью его достижения и затратами ресурсов, необходимых для достижения данного результата.
Исполнители – руководители данной деятельности на уровне выполнения отдельных операций, которые обеспечивают эффективное и рациональное выполнение работ называются операционными менеджерами.
|
|
Под «операцией» понимается процесс, метод или ряд действий практического характера или совокупность целенаправленных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели.
Деятельность любой организации можно рассматривать как совокупность операций, которые можно сгруппировать в 4 вида деятельности:
1. Производство (преобразование сырья в продукцию);
2. Поставка продукта потребителю;
3. Транспортирование (перемещение товаров и людей);
4. Сервис.