Понятие и цель информационной технологии.
Понятие и классификация информационных систем управления.
Вопросы к экзамену по дисциплине ИТ в управлении
1. Понятие и классификация информационных систем управления.
2. Понятие и цель информационной технологии.
3. Формы организации и управления автоматизированной информационной технологией
4. Проектирование ИС и ИТ. Элементы проектируемого технологического обеспечения ИТ.
5. Единое информационное пространство. Основные принципы создания ИС и ИТ управления.
6. Этапы проектирования систем поддержки принятия решений.
7. CASE - инструментарий для проектирования ИС и ИТ
8. Основные понятия информации и ее классификация
9. Информационное обеспечение, системы элементов внутримашинного и внемашинного обеспечения
10. Банки, хранилища данных и экспертные системы
11. Техническое обеспечение информационной системы и информационной технологии управления организацией
12. Программное обеспечение информационной системы и информационной технологии управления организацией
|
|
13. Особенности технологии "клиент-сервер", видеотехнологий, обработки текстов и документов
14. Технологии управления в режиме реального времени, разделения времени, интерактивного и диалогового режима
15. Интегрированные технологии, видеотехнология, мультимедиатехнология.
16. Основные понятия Итернет-технологий.
17. Локальная вычислительная сеть организации. Ее назначение.
18. Основные компоненты локальных вычислительных систем.
19. Понятие и виды топологии локальных сетей. Администрирование локальных сетей.
20. Основные устройства персонального компьютера.
21. Понятие безопасности информационной системы, несанкционированного доступа. Необходимость защиты информации.
22. Основные внешние и внутренние угрозы ИС.
23. Компьютерные вирусы.
Конспект лекций
по дисциплине «Информационные технологии в менеджменте
(управлении, экономике)»
Тема 1. Информационные процессы
в управлении организацией
Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Информационные системы (ИС) федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.
|
|
Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.
Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.
По видам процессов управления ИС делятся на:
- Информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т.д.).
- ИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
- ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу ИС относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами – предприятиями сферы обслуживания. Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.
- Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.
- Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.
- ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
- Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.
Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
Основная цель автоматизированной информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.
Автоматизированные информационные системы для информационной технологии – это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных.
Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации.
|
|
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
- областью функционирования предприятия или организации;
- типом предприятия или организации;
- производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
- принятой моделью управления организацией или предприятием;
- новыми задачами в управлении;
- cуществующей информационной инфраструктурой.
- На малых предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило, связаны с решением задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
- В средних организациях (предприятиях) большое значение для управленческого звена играют функционирование электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких организаций (предприятий, фирм) характерны расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах, предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информации от несанкционированного доступа и т.д.
- В крупных организациях (предприятиях) информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.